Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительная проверка






Компетентные органы обязаны принимать и в установленном порядке регистрировать сообщения о преступлениях. Регистрация сообщения о преступлении – это внесение уполномоченным должностным лицом в книгу регистрации сообщений о преступлениях, присвоенного порядкового регистрационного номера, кратких сведений об информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также фиксация на сообщении его регистрационного номера путем проставления соответствующего штампа. При этом заявителю дается документ о принятии заявления, где указываются данные о лице, принявшем заявление, дата и время принятия.

Для регистрации сообщений о преступлениях в следственных органах следственного комитета РФ ведется книга регистрации сообщений о преступлениях.

Субъекты, осуществляющие предварительную проверку: следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания, а также руководитель следственной группы.

Предварительная проверка заявления (сообщения) о преступлении проводится названными уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Здесь право на проведение предварительной проверки тесно связано с правом на возбуждение уголовного дела и проведение предварительного расследования. То есть, если, например, дознаватель не обладает правом возбуждения уголовного дела по данному конкретному факту совершения общественно опасного деяния, он не может проводить и предварительную проверку по данному заявлению (сообщению) в полном объеме.

Прослеживается противоречие. Законодатель указывает, что дознаватель, следователь обязаны проверить сообщение о любом преступлении в пределах своей компетенции. В данном случае, следует говорить о любом подведомственном им преступлении.

Под проверкой сообщения о преступлении понимается деятельность уполномоченного субъекта, направленная на обнаружение, установление факта наличия или отсутствия в сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то есть оснований для возбуждения уголовного дела.

Впервые срок для проведения предварительной проверки и принятия решения по сообщению о преступлении устанавливается в 3 суток. Далее по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Если в течение 10 (30) суток собрать достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, не представилось возможным, то есть у следователя (дознавателя и др.) отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями.

В УПК прямо закреплены следующие средства сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления:

1. Требования о производстве документальных проверок, ревизий и привлечении к их участию специалистов;

2. Требования (поручения и запросы) о передаче документов и (или) материалов;

3. Осмотр места происшествия;

4. Осмотр трупа;

 

5. Освидетельствование.

Также в ходе предварительной проверки могут проводится оперативно-розыскные мероприятия, основанием проведения которых в соответствии с «Об ОРД», являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

По результатам проверки может быть принято одно из следующих решений:

1. О возбуждении уголовного дела – основанием являются достаточные данные для возбуждения;

2. Об отказе в возбуждении;

3. О передачи сообщения по подследственности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.