Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работники, не классифицируемые по статусу.






Обеспечение занятости – это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мер, способствующих удовлетворению личных и общественных потребностей в сфере труда.

Систему государственных органов, обеспечивающих реализацию прав граждан на трудоустройство, составляют общие и специальные органы.

Общие органы включают Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и его органы, которые обеспечивают разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, трудовых и иных связанных с ними отношений.

Специальными государственными органами являются органы службы занятости населения.

Наряду с государственными органами услуги по трудоустройству могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий. А также в содействии занятости населения участвуют профсоюзы, которые вправе в установленном законодательством порядке принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

В целях страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения в Республике Беларусь создан Государственный фонд содействия занятости, который является государственным целевым бюджетным фондом. Распорядителем средств фонда содействия занятости является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В юридической литературе безработицу определяют как социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая осуществлять трудовую деятельность не запрещенную законодательством, не может применить свою рабочую силу.

В соответствии с Законом РБ «О занятости населения Республики Беларусь» 15 июня 2006 г., безработными считаются не все граждане, не имеющие работы, а лишь те которые обладают следующими признаками:

- являются трудоспособными;

- находятся трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет);

- постоянно проживают на территории Республики Беларусь;

- не имеют работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях либо не проходят военной службы;

- зарегистрированы в государственной службе занятости.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет;

- отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

- проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;

- обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Безработные граждане имеют право:

- самостоятельно подыскивать себе работу или на безвозмездной основе пользоваться услугами государственной службы занятости населения;

- на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда.

Обязанности безработного:

- самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию

- являться по вызову службы занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова - один раз в месяц в установленный срок;

- в течение 2-х рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости;

- информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт;

- для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости.

Трудоустройство – это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройство на эту работу. Различают следующие формы трудоустройства граждан:

1. прямое (самостоятельное) обращение к нанимателю по поводу устройства на работу;

2. обращение к посреднику: в государственную службу занятости населения по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности.

Подходящей считается работа (за исключением оплачиваемых общественных работ), соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики «О занятости населения Республики Беларусь » гражданам гарантируется:

- свобода выбора рода занятий и работы;

- предоставление подходящей работы на период не менее 3-х лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодыми специалистами - выпускникам государственных учебных заведений;

- получение информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

- бесплатная профессиональная подготовка переподговка и повышение квалификации;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;

- судебная защита трудовых и других прав граждан в сфере занятости.

Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Республика Беларусь, являются дополнительные гарантии занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К таким гражданам относятся:

- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов;

- инвалиды;

- освобожденные из мест лишения свободы;

- впервые ищущие работу в возрасте до 18 года;

- лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);

- ветераны боевых действий на территории других государств, указанные в Законе РБ «О ветеранах»;

- уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК РБ, органов и подразделений по ЧС в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;

- эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшие из этих зон после катастрофы на ЧАЭС;

- иные граждане, если это определено законами и актами Президента РБ.

Особое место среди гарантий занимают социальные гарантии и компенсации безработным.

Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1. выплату в установленном порядке пособия по безработице;

2. выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости;

3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами власти;

4. оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в случаях предусмотренных законодательством;

5. возмещение расходов, и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости.

Срок выплаты пособия не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.

Безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице.

Гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность и зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных, пособие по безработице назначается в случае уплаты обязательных страховых взносов в государственный фонд содействия занятости в течение не менее шести месяцев за последний год, предшествующий регистрации в качестве безработных.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 процентов.

Выплата пособия производится со дня регистрации и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой уведомлена государственная служба занятости, а также оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо его размер может быть сокращен (но не более чем на 50 %) в случаях невыполнения без уважительных причин установленных требований.

Государственная служба занятости обязана письменно уведомить безработного в 5-дневный срок о прекращении, приостановлении выплаты или сокращении размера пособия по безработице с указанием мотивов.

Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до 3-х месяцев в случае:

- трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления органов государственной службы занятости населения – с даты трудоустройства;

- неявки безработного более одного месяца в органы государственной службы занятости населения без уважительных причин – с даты последней явки в органы государственной службы занятости населения;

- невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в период:

- выплаты пособия по беременности и родам;

- вызова безработного для сдачи экзаменов в связи с обучением в учреждениях образования по очной (вечерней) и заочной формах;

- призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, занятия, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или общественных обязанностей.

Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц в случае:

- неявки безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с нанимателем в течение трех рабочих дней со дня выдачи ему направления органами государственной службы занятости населения;

- отказа безработного без уважительных причин явиться в органы государственной службы занятости населения для получения направления на работу (учебу);

- если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом органы государственной службы занятости населения по их требованию.

 

К социальным гарантиям относится также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Общественные оплачиваемые работы – это общедоступные виды временной трудовой деятельности, не требующие, как правило, дополнительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную ориентацию и содействующие включению в активную трудовую жизнь безработных лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.

 

 

В-7. Понятие, стороны и содержание трудового договора, его отличие от гражданско-правового договора.

Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной од­ной или нескольким профессиям, специальностям или долж­ностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (ст. 1 ТК).

Основные черты трудового договора:

1) трудовой договор есть соглашение его сторон, их добровольное волеизъявление, направленное на установление между ними трудового правоотношения;

2) сторонами трудового договора являются работник и наниматель;

3) трудовой договор определяет основные права и обязанности его сторон.

Значение трудового договора заключается в том, что он:

- является главным основанием возникновения и действия во времени трудовых правоотношений работника с конкретным нанимателем;

- закрепляет договорный принцип установления трудовых отношений;

- служит правовой формой связи работника с членами трудового коллектива;

- является организационно-правовой формой привлечения, распределения и перераспределения трудовых ресурсов;

- определяя конкретные условия договора (место работы, трудовая функция и др.), индивидуализирует трудовой правоотношение.

Трудовой договор следует отличать от гражданско-правовых договоров.

 

Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем по осуществлению и обеспечению трудовой функции.

Гражданско-правовой договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Трудовой договор и гражданско-правовые договоры по-разному заключаются, изменяются и прекращаются и влекут различные правовые последствия.

В случае возникновения конфликта между сторонами заключенного договора необходимо четко определить, какой вид договора между ними был заключен, поскольку законодательство о труде распространяется только на лиц, заключивших трудовой, а не гражданско-правовой договор, а при выполнении гражданско-правовых договоров не действуют гарантии, установленные законодательством о труде.

Основное различие между трудовым и гражданско-правовыми договорами состоит в предмете договора.

Предметом гражданско-правовых отношений является результат этого труда (построенный дом, изготовленное изделие, написанное произведение), а предметом трудового договора является сам труд работника (по определенной или нескольким профессиям, специальностям, должностям соответствующей квалификации) в процессе производства.

Гражданско-правовые договоры применяются для выполнения конкретной работы, и при достижении этой цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Они применяются для выполнения определенных работ. По трудовому договору работник состоит с нанимателем в длительных отношениях и обязан выполнять любую работу в пределах своей профессии, специальности, квалификации и должности.

При заключении гражданско-правовых договоров процесс труда исполнителя не регламентируется (подрядчик сам организует свою работу, определяет время начала и окончания ежедневной работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению). По трудовому договору работник в процессе выполнения трудовой функции подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у нанимателя, обязан соблюдать режим рабочего времени, начинать работу в установленное нанимателем время и заканчивать работу не ранее времени, указанного в правилах внутреннего трудового распорядка.

По гражданско-правовым договорам устанавливается только конечный срок выполнения задания. По трудовому договору работник обязан выполнить определенную меру труда в определенный промежуток времени.

В гражданско-правовых договорах оплачивается готовый результат труда. В трудовых договорах оплачивается в различных формах именно выполнение работником трудовой функции в производственном коллективе в зависимости от фактически затраченного количества и качества труда.

Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Если нанимателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, то работник - это физическое лицо, гражданин.

Работник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового до­говора. Трудовой договор может быть заключен:

- с лицами, достигшими 16-летнего возраста.

- с лицом, достигшим 14 лет с письменного разрешения одного из родителей (усыновителя, попечителя), для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы (ст. 272 ТК).

Наниматель как субъект трудового права выступает прежде всего как работодатель, представляющий гражданам (работникам) работу, осуществляющий оплату их труда. Чтобы быть участником в трудовых правоотношениях, наниматель должен быть способным:

1) предоставить работу;

2) оплатить труд работника;

3) нести ответственность по обязательствам, вытекающим из факта его участия в трудовых и иных отношениях, регулируемых трудовым правом.

Наниматель – юридическое или физическое лицо, кото­рому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст. 1 ТК)

Понятие юридического лица определено ст. 44 ГК, из которой вытекают следующие признаки:

- обособленное иму­щество;

- самостоятельная ответственность;

- выступление от своего имени;

- самостоятельная сторона (истец и ответчик) и гражданском процессе.

К юридическим лицам относятся раз­личные организации, как коммерческие, так и некоммерческие различных организационно-правовых форм: унитарные предприятия, учреждения, организации, общества, товари­щества, кооперативы независимо от наименования и форм собственности.

Не могут приобретать статус нанимателя филиалы и представительства юридического лица, являю­щиеся обособленными подразделениями юридического ли­ца, несмотря на то, что они обладают некоторой степенью самостоятельности.

Полномочия нанимателей, являющихся юридическими лицами, осуществляются их органами, которые в соответс­твии с положениями (уставами) могут быть коллегиальными и единоличными.

К числу коллегиальных органов управле­ния относятся правления, советы, дирекции и т.п.

В качес­тве единоличного органа управления могут являться директора, управляющие и т.п.

В уставах (положениях) юридических лиц указываются конкретные должностные лица, которые имеют право выступать от имени этого юридического лица и осуществлять его полномочия, в том числе являтся представителем нанимателя в трудовых правоотношениях.

Обычно право приема и увольнения имеют руководители предприятий, учреждений, организаций (директор, начальник, управляющий и т.п.), которые и подписывают приказы о приеме на работу и увольнении работника с работы. Руководитель может передать функцию найма и увольнения своему заместителю. В ТК введено понятие уполномоченного должностного лица нанимате­ля - это руководитель (его заместители) организации (обо­собленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать решения, вытекающие из трудовых отношений.

Нанимателем-физическим лицом может быть гражда­нин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства, проживающий на территории Республики Беларусь и обладающий трудовой правоспособностью. На­пример, при заключении трудового договора с домашним работником, нанимателями выступают физические лица, нуждающиеся в услугах, не запрещенных законодательством.

Договор – это соглашение сторон, направленное на установление, изменение или прекращение определенных прав и обязанностей. Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем по осуществлению и обеспечению трудовой функции.

Содержание и условия трудового договора определяют­ся соглашением сторон с соблюдением требований, преду­смотренных ТК.

Трудовой договор должен содержать в ка­честве обязательных следующие сведения и условия:

- данные о работнике и нанимателе, заключивших тру­довой договор;

- место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу. Под местом ра­боты понимается конкретная организация, предприятие, учреждение, иной наниматель, с которыми заключен дого­вор, расположенные в определенной местности на день за­ключения трудового договора;

- трудовая функция работника (работа по одной или не­скольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией);

- основные права и обязанности работника и нанимателя;

- срок трудового договора (для срочных трудовых договоров). Если в трудовом договоре не указан срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок;

- режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Дополнительные условия – это условия, которые не влияют на сам факт заключения трудового договора, устанавливают­ся по соглашению сторон и влияют на судьбу трудового до­говора.

Дополнительными условиями могут быть: установление испытательного срока, обязанность отработать после обучения не менее установленного договором срока и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.