Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея развития в современной науке.






В разные исторические эпохи выделялись различные ведущие идеи.

1. Идея Судьбы, Рока (в недрах городской культуры, Вавилон)

2. Идея Космоса (Античность)

3. Идея Бога (Средневековье)

4. Идея Природы (Возрождение)

5. Идея Развития, Эволюции (сер. 19 века)

 

К концу 20 века – развитие – это Бог Запада. Прогресс – основа индивидуальной программы жизнедеятельности. Печать развития стоит на всем. Мудрость всего мира – безумие. Хаос непонимания в науке, в практике – кризис. Отправная точка развития и направление его – это вопрос. Идея развития часто связывается с белой расой.

Наука заинтересована в развитии. Были и до развития, с их точки зрения можно объективно оценить развитие:

1. метафизика

2. мифология

3. религия

4. география: Запад – развитие = прогрессу, который постоянно развивается (к чему-то стремится или от чего-то убегает). Запад – убегание от страха; Восток – стремление к просвещению; Юг – от Хаоса к Космосу; Север – вечность, развития нет; что в центре – вопрос.

Философская концепция развития.

1. развитие – восхождение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному (Гегель). Субъект развития – разум. 3 закона: 1) взаимодействия качественных и количественных изменений; 2) развитие путем противоречия; 3) отрицание отрицания.

2. самовыражение, проявление внутреннего содержания: зарождение; возникновение; рост; исчезновение. Субъект развития – воля. Шопенгауэр, Шпрангер.

3. рост, умножение разнообразия, законов, форм, увеличение плюрализма. Спенсер, К.Леонтьев. Субъект развития – художественное чувство, эстетика. Ступени: простота; эстетическая сложность; механическая сложность.

4. возвращение в себя, углубление в себя (Платон). Субъект – память. Познание: воспоминание; отражение, диалектика. Чувства – числа – идеи – ступени.

5. формирование целостности, исцеление (Аристотель, Маркс). Субъект – логика. Ступени: начало; причина; система; целое.

6. развитие – преображение, воскресение. Субъект – вера. Ступени: рождение; жизнь; смерть; воскресение.

7. деградация, вырождение, умирание. Постмодерн – подражание, бесконечное копирование. Образец – копии, следовательно, образец забывается. Вещи – образы – символы – симулякры (нет аналога ни в вещах, ни в мыслях). Деконструкция – разрушение (как метод).

Периодизация развития. 4 ступени:

1. формирование условий, предпосылок предмета. Маркс «Капитал»: первоначальной накопления. Условия, предпосылки. Каждая вещь как страдательный залог, пассивные вещи.

2. формирование начала, причины предмета. Количественный рост 1. – из следствий становится причиной. Эмпирические исследования эпохи Возрождения: это начало науки, поклонение опыту эмпирии (чувственные данные, опосредованные).

3. превращение начала, причины в систему. Реальное подчинение труда капиталу (Маркс). Наука стала из следствия одной из причин. Наука стала производительной силой. Есть ли что-то большее, чем система?

4. превращение системы в целостность.

Методология:

- системная (образ – усеченная пирамида). Выделяется параметр и под него строится система. Предмет не = системе, но он сложнее системы

- целостная (образ – лотос). Другие науки помогают созданию целостного представления. Целостность преобразует в себе системы. Выход из системного тупика. Обнаружил Энгельс в диалектике Гегеля.

Система – методы решения назревших проблем. Кризис – смена систем, революция.

Но есть целостность, следовательно, нужна реформация. Совокупность систем дает новое качество – целостность.

Идея развития в 20 веке.

Тенденция сначала – синтез диалектики и развития (продолжил Ленин). В начале 20 века диалектика и развитие – расходятся: развитие без диалектики (Бергсон, Уайт, Конт, Спенсер) и диалектика без развития (экзистенциализм, критическое и телеологическое направления). Часть мира – развитие, другая – антиразвитие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.