Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема человеческого счастья у Шопенгауэра.






НЕ ВЕРИТ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ!!!

Итак, субъективные блага, как-то благородный характер, большие способности, счастливый, веселый нрав и вполне здоровое тело, - являются, по мнению Шопенгауэра, первым и важнейшим условием счастья и сообразно с этим, человек должен гораздо больше заботится об их развитии и сохранении, чем о приобретении внешних благ и почестей.

Пирамидка такая выходит: веселье, здоровье, красота.

В дальнейших своих рассуждениях Шопенгауэр от внутренних врагов человеческого счастья переходит к внешневнутренним, из которых особо выделяет горе и скуку. И прибавляет, что поскольку нам удается отдалиться от одного из них, постольку мы приближаемся к другому, и наоборот, так что вся наша жизнь протекает в более или менее частом колебании между этими двумя бедами. Это он обусловливает тем, что оба зла состоят в двойном антагонизме друг с другом: во внешнем, объективном и во внутреннем, субъективном.

Счастье – смысл человеческой жизни. Шопенгауэровские устремления гуманистичны, его беспокоит проблема человеческого счастья, он хочет научить людей как стать счастливыми.

Шопенгауэр – пессимист. Для него оптимизм является «не только нелепым, но также и истинно безнравственным образом мыслей, как горькая насмешка над несказанными страданиями человечества». Но всё же в его учении человеку не закрыт путь к счастью и совершенству, и этот путь лежит через моральное действие, через страдание и через сострадание к красоте, к свободе как высшей ценности, имеющей онтологический характер. Средства, предложенные Шопенгауэром для достижения счастья – это мудрость, склонность, долг, благоговение, сострадание.

Эгоизм, достигший высочайшей степени, и обусловленная им борьба в человечестве выступают самым ужасным образом «в жизни великих тиранов и злодеев и в опустошительных войнах». Неукротимый эгоизм, влекущий человека к счастью, имеет отрицательный характер, поскольку его предпосылка состоит в нужде, недостатке и ведёт к страданию. Именно это последнее первично, неудовлетворённость непреодолима, как неутомимая жажда, а наслаждение и счастье мимолётны. Чем сильнее воля, тем сильнее страдания. Сама человеческая жизнь неспособна к истинному счастью. Судьба человека – лишения, горе, мука и смерть.

Уход от страдания возможен лишь через отрицание воли к жизни. Только здесь человек делает свободный выбор, здесь коренится его свобода и его скоротечное счастье.

30. «Этика сострадания» Шопенгауэра.

Всемирный закон как регулятор слепой воли к жизни вывел Шопенгауэр из страсти и страдания (сама не поняла, в учебнике так написано). Людям кажется, что они поступают по собственной воле, на самом же деле они являются лишь движимыми волей существами. Добро в человеческих отношениях становится возможным вопреки эгоизму лишь потому, что среди мотивов человеческой деятельности появляется сострадание. Сострадание как ощущение страдания, которое не меня постигает, возникает благодаря способности и свойству человека отождествлять себя с другим человеком. Сострадание - естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме излишнюю активность себялюбия, способствует взаимосохранению всего рода. В основе сострадания лежит воля к сохранению рода. В свою очередь, сострадание лежит в основе справедливости и человеколюбия, из которых вытекают все человеческие добродетели. Жизнь, по Ш., есть ад, в котором нужно уметь устроить себе огнеупорное помещение. Глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, мудрец старается избегать бед. К счастью ведет самоограничение, но счастье тоже заключается во внутреннем чувстве, а не во внешних обстоятельствах. Мудро живущий человек осознает неизбежность бед, держит в узде свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Выделяя три крайности человеческой жизни – могучее хотение, чистое познание (особенно в жизни гения), величайшую летаргию воли (с пустыми стремлениями и оцепеняющей скукой) – и четыре возраста жизни, Шопенгауэр утверждает, что только моральное действие, взывающее к вечному правосудию, которое господствует во вселенной, независимо от человеческих учреждений, не подвержено случайностям и ошибкам: каждое существо несёт в себе ответственность за бытие и за качества этого мира. Эта ответственность осуществляется в этике сострадания, когда причинивший другому боль в свою очередь претерпевает ту же меру боли. Перед лицом вечного правосудия мучитель и мучимый – одно.

Этика сострадания – это познание чужого страдания, понятого непосредственно из собственного и к нему приравненного; «когда каждый при соприкосновении с любым существом способен сказать себе: Это ты!». Этика сострадания требует соблюдения моральной границы между справедливостью и несправедливостью, правом и неправдой; доброту и человеколюбие Шопенгауэр противопоставляет злу и злобе. Высший предел самоотречения воли в этике сострадания выражается в аскетизме, полностью отвращающемся от воли к жизни (это обуздание пола как наиболее мощного зова к жизни; бедность; умерщвление тела; отказ от любого хотения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.