Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры. 1) культура как качество человека, отличающее его от животных;






1) культура как качество человека, отличающее его от животных;

2) культура как обозначение уникального культурного организма, который заметно отличается от других (ср.: «европейская культура», «восточная культура», «русская культура», «культура такого-то племени»);

3) культура как признак развитого человеческого общества – в противоположность отсутствию культуры в примитивных (простых) обществах;

4) культура как совокупность правил поведения человека в обществе (синоним слова «этикет»);

5) культура как синоним слова «искусство»;

6) культура как обозначение правил и достижений, имеющих отношение к определенной сфере человеческого существования («культура речи», «политическая культура», «культура бизнеса» и т.д.).

Характеристики:

1. Культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;

2. Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; она не связана с особенностями человека как биологического существа, она создана им; культура противоположна природе;

3. Культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.

Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох, наций, специфических сфер жизни или деятельности.

Социальная роль культуры:

1. Функциональность, связано со способностью удовлетворять потребности.

2. Адаптивность, что помогает приспосабливать поведение людей к условиям окружающей среды.

3. Символичность, создающая символизацию социального опыта людей.

4. Иерархичность, которая обеспечивает способность к соподчинению и соподчиненности разных уровней и слоев культуры.

5. Научаемость, влияющая на формирование новых потребностей и свойств людей.

6. Интегративность, связанная со способностью преобразовывать разрозненные элементы в единое целое.

Какие-то сложные названия функций. Попроще предлагаю ей отвечать. Подумайте

Понимание культуры, позиции:

Этноцентристская позиция может быть выражена при помощи следующего высказывания: «Моя культура – лучшая, а остальные – так себе». Релятивистского подхода лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из её ценностей и норм».

Универсалистский подход. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

При характеристике структуры культуры различают духовную (нет материального воплощения) и материальную (всё, что сделал человек блеать!!!) культуры.

 

27. Антропологический поворот в философии с середины 19 – начала 20 века (Гегель, Фейербах, в чем они были сильны, какова их точка зрения на развитие общества, на роль религии, откуда антропологический поворот в истории)

Со второй половины 19 века, когда стало общепризнанным, что человек – продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В рамках антропологизма формируются такие течения, как философская антропология, философия жизни, экзистенциализм, персонализм. Отличительная их особенность – родство с христианством не только в отношении к разуму и науке, но и в своеобразном механизме формирования сугубо философского содержания. Для философской антропологии главная задача видится в том, чтобы подойти к новой трактовке предмета человеческого познания, деятельности и веры.

Условно концепции, объединяемые философской антропологией, разделяют на две группы – на субъективистские-антропологические и объективистски-онтологические. К первой группе относятся учения, в которых бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». При этом сам человек рассматривается как существо автономное, независимое от объективных условий и норм. Ко второй группе относятся учения, в которых смысл бытия познается из самого объекта, мира. При этом человек предстает как существо, находящееся во Вселенной, где космос, мировой разум, божественное провидение, абсолютный дух образуют жестко детерминированную систему. Ее естественная природа порождает социально-исторические закономерности, с неизбежностью носящие фаталистический характер.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)

Влияние оказал Шеллинг.

Реальность - идеальная сущность, некий Абсолют, который развивается и стремиться к самопознанию. Он взаимодействует с Природой, которая, кстати, развивается по тем же законам, что и сам Абсолют, и с неким Духом. Когда Абсолют познаёт сущность, то есть доходит до стадии Духа, он возвращается к себе.

Абсолют - источник, творец всего существующего на земле, он близок к Богу-Отцу, но это не он, ибо Абсолют - не личность, он не обладает волей, её он приобретает только будучи в человеке (Духе). (Да-да, я тоже ни черта не поняла).

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)

Первоначально – последователь Гегеля.

Антропологизм философии – в выдвижении на первый план сущности человека, которая – «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Человек стремится к счастью, но он не может быть счастлив вне человечества.

Религия представляется как продукт человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и исторических корнях религии. В работе «Сущность христианства»: специфика религиозного сознания – в вере в сверхъестественное и фантастические образы.

Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя – «религию любви» к человеку.

В антропологической парадигме Л. Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что человек изначально естественен и к нему не применимы оценочные характеристики (добрый, злой и т. д.), и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.

 

28. «Человек и мир» Шопенгауэра.

Жизнь есть бесконечное множество объективаций «воли к жизни» - слепой, иррациональной и не имеющий оснований в чём либо ином силы, первоосновы бытия.

Субъективный идеализм: в своём учении опирается на ряд идей немецкой классической философии, платонизма и индийской философии.

Телесный, чувственно воспринимаемый мир понимается Ш. как явление или представление в сознании субъекта (человека то бишь).

То, что стоит за этими представлениями, Ш. трактует как непостижимую «вещь-в-себе». Жизнь каждого человека представляет собой трагедию! Человек одержим стремлениями и желаниями, которые являются проявлениями воли. Человеческая жизнь бессмысленна, бесцельна.

Всё тлен, друзья!:)

Единственный доступный человеку способ борьбы со слепой волей к жизни, властвующей над ним, состоит в том, чтобы, отказываясь от желаний, уменьшить в себе волю к жизни и тем самым избавиться от источника страданий.

Человеческая жизнь обретает моральный смысл, когда индивид освобождается от эгоизма и забот о себе, и, проникаясь состраданиями к другим, начинает заботиться о них, то есть становится альтруистом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.