Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение эмпирии и теории






В научном познании различают два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое не сводится к чувственному, т.к. включает логическое осмысление и интерпретацию эмпирических фактов, а теоретическое не ограничивается логическими формами познания, поскольку в теоретическом исследовании используются наглядные модели и вспомогательные чувственные образы.

При различении эмпирического и теоретического уровней познания обычно отмечают, что они отличаются глубиной проникновения в сущность явлений. Теоретическое познание связывают с выражением в теоретических образах сущности объекта, а эмпирическое - с познанием внешних проявлений сущности объекта. Однако на эмпирическом уровне также познается сущность, т.к. эмпирическое познание отнюдь не сводится к чувственной фиксации внешне проявляемых свойств, но предполагает активную творческую деятельность субъекта. Вместе с тем следует признать, что на теоретическом уровне действительно достигается более глубокое понимание сущности явлений. Можно сказать, что если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом - сущность второго (более глубокого) порядка.

Наиболее существенное различие между эмпирическим и теоретическим заключается в том, что они оперируют разными предметами. Эмпирическое познание непосредственно связано с реально изучаемым объектом (события, физические процессы). В теоретическом исследовании оперируют идеализированными объектами (идеальная модель реального объекта).

Отсюда вытекает важное различие в методах эмпирического и теоретического познания. Эмпирические методы предполагают непосредственное взаимодействие объекта с субъектом. В теоретическом же познании используются методы, основанные на анализе теоретических абстракций и логическом выводе из них возможных следствий.

Наконец, эмпирический и теоретический уровни различаются организацией знания. Эмпирическое знание, как правило, фрагментарно. Оно дает информацию о проявляемых в опыте отдельных сторонах поведения объекта. Теоретическое знание имеет значительно более систематизированный характер, оно дает целостную картину сущности объекта.

Теория всегда содержит чувственно наглядные компоненты. На низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.

В познании чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а логическое рассуждение опирается на данные опыта.

Основой единства чувственного и рационального является общественная практика. В ней человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно, однако поскольку практика связывает человека с вещью через чувственный опыт, то он вынужден в каждом практическом акте соотносить логическую идею с чувственно наблюдаемой вещью.

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio) - методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления - с помощью физических и химических законов; социологические - с помощью биологических и т. п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. Вместе с тем обоснованная редукция может быть плодотворной (напр., планетарная модель атома). Редукционизм — одна из общих исследовательских стратегий по обеспечению синтеза научного знания. Име­ет свои философские основания в идее единства и одно­временно субординации всех процессов и явлений дей­ствительности.

Редукционистский принцип соответ­ствия, основанный на требовании сведения старой теории к новой, ее сменяющей, также выполняется лишь прибли­зительно. Столь же приблизительно или, по крайней мере, частично возможно сведение химии к физике, или биоло­гии к физике и химии и т. п. Существуют две познаватель­ные установки, альтернативные редукционистской. Пер­вая — радикальный антиредукционизм, основанный на философской идее неповторимости и уникальности каж­дого явления и процесса действительности. В значитель­ной мере она используется в историческом и гуманитар­ном познании (в «науках о духе»), а также в художест­венном и экзистенциальном переживании реальности. Вторая — умеренный антиредукционизм, основанный на одновременной фиксации единства и качественного раз­нообразия как предметной, так и когнитивной реальности. Теоретическим выражением умеренного антиредукцио­низма является идея холистского, системного, уровнего моделирования объектов, сфер и аспектов реальности. В современном научном познании используются обе опи­санные выше исследовательские стратегии. Границы эвристичности и эффективности каждой из них могут быть оправданы только задним числом их практической полез­ностью в каждом конкретном случае.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.