Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональное развитие в раннем детстве






Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста со­храняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает силь­ное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, кап­ризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсут­ствие единства требований к ребенку и рассогласование в при­емах его воспитания.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он дей­ствует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, явля­ясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепля­ются.

В то же время в возрасте 1-3 лет происходят заметные изме­нения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имею­щих устойчивые характеристики, и формированием представ­лений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержа­ние переживаний значительно обогащается, поскольку для ма­лыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младен­ца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собст­венные чувства к окружающему. •

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предмет­ной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более раз­нообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоя­тельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нуж­но помочь, подсказать, как действовать.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каж­дом самостоятельном решении практической задачи, но полно­го- умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая спокойно сосредоточенном фоне, указывает на ос­воение данного вида деятельности.

Положительные эмоции во многих случаях отражают уро­вень удовлетворения потребности (познавательной, двигатель­ной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности че­ловека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворе­ние от игры..Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е. Гаспарова). Ребе­нок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Малыш (около 2 лет) бурно реагирует на казалось бы не­значительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кри­чит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него пред­ставляет важность именно правильное выполнение действия.

К 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнени­ем роли, неудачи предметного характера не вызывают отрица­тельных эмоций, как раньше. Его переживания теперь нераз­рывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направ­ленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень раз­вития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосыл­ки которых сложились в младенчестве.

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плав­ной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цве­тущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яр­кое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от не­красивого, гармоничное от дисгармоничного.

Максим Д. с 2 лет с удовольствием слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Стоит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» - и настаивает на том, чтобы она замолчала.

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает за­мечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.

На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любозна­тельность. Начинают появляться познавательные вопросы.

Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: со­перничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно де­лится между детьми или оказывается другому ребенку.

Так, желание вернуть себе максимальное внимание взрослых побудило Лену А. (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску и заявила взрослым: «Дайте мне бутылочку с соской. Напейте чаю. Я буду сосать».

В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпа­тии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает преддошкольнику понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния стар­ших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игруш­ками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, вы­ражаясь в явных предпочтениях.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и сим­патия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

Освоение преддошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное зна­чение, способность выражать положительное или отрицатель­ное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включа­ется в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к дей­ствиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся ос­новой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суж­дений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приоб­ретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в до­полнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлением, придавая дейст­виям малыша известную целенаправленность.

Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает ус­ловия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х. Шаку­ров). Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оцен­ку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что гово­рит о возникновении первых зачатков чувства собственного до­стоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречив старой, воз­никает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое поло­жительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом пере­страивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодичес­кой, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающе­гося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положи­тельно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сто­рону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и вос­принимает такую ситуацию как утрату положительного мне­ния взрослых, понижение своего достоинства.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:

- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчи­вы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведе­ние импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельнос­ти и ребенок осваивает способы их выражения;

- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.