Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственное развитие в младенчестве






С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, ку­пают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые име­ют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания - пеленки, для кормления - бутылочка с соской или ложка, для купания - ванночка, полотенце, мыло. После 4 мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает ак­тивность малыша в отношении предметов. Он начинает мани­пулировать с ними. И снова родители направляют манипули­рование в определенное русло, в соответствии с правилами, ко­торым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственно­го контакта со взрослыми. Выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность.

Напомним, что в первом полугодии жизни у ребенка фор­мируется потребность в общении со взрослым, стремление вой­ти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положи­тельное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития.

На всем протяжении первого года жизни взрослый выра­жает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, ин­тонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, дру­гие порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональ­ное отношение. Например, ребенок хорошо поел, а взрослый одобрительно кивает ему, улыбается, поглаживает, говорит лас­ково: «Молодец».

Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования - «можно» и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрос­лый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» - с радостной улыбкой и «Нельзя» -хмурясь. Младенец очень чувствителен к отношению взросло­го. Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему вни­мательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в соче­тании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызы­вает у него отказ от какого-либо действия или предмета. Так взрослый, общаясь с ребенком, выделяет из его спонтанных ре­акций социально одобряемые образцы поведения и фиксирует их в сознании младенца.

Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в кон­це первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют ос­воению ребенком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», - говорит мама малышу, и он машет рукой. - «Ска­жи спасибо», - и он наклоняет голову.

Особенности нравственного развития в младенческом воз­расте:

- предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совмест­ным действиям, доброжелательность, потребность во внимании;

- выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым;

- вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормо­зящую и побуждающую функции;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.