Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятник жертвам депортации калмыков в Элисте






Мемориал «Исход и Возвращение» (1996, ск. Э.Неизвестный, арх. С.Курнеев). Памятник жертвам сталинских репрессий посвящен, прежде всего, печальной странице истории калмыцкого народа - насильному переселению в Сибирь в 1943-44 годах. Решение о депортации было принято 28 декабря 1943 года постановлением СНК СССР. Калмыки обвинялись в массовом противодействии Советской власти и пособничестве фашистским оккупантам. По определению самого Сталина, депортация рассматривалась как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками.

С 28 по 31 декабря было выселено около 93 тысяч человек, включая 40 тысяч детей до 16 лет. Всех свозили на железнодорожную станцию Сальск для дальнейшего этапирования. Операция «по прочёсыванию калмыцких степей», под руководством Берии продолжалась в Сталинградской и Астраханской областях до июня 1944 года. Из Ростовской области в 1944 году было выселено 2400 калмыков. С фронта отзывались солдаты и офицеры калмыцкой национальности и отправлялись в лагеря. Поиски калмыков, как и лиц других национальностей, подлежащих депортации, органами НКВД проводились по всей стране и в послевоенные годы. В первые мирные годы на спецпоселениях находилось около 3 млн. человек разных национальностей.

Надуманные обвинения были лишь поводом для переселения и соответствовали сталинской политике развития промышленности и сельского хозяйства за счет рабского труда заключённых ГУЛАГа и спецпоселенцев. В декабре 1943 года в Омской, Новосибирской областях, в Алтайском и Красноярском краях для переселенцев-калмыков еще не подготовили жильё - бараки, а от наркоматов СССР уже поступали заявки на появившуюся рабочую силу. До апреля 1946 года на чужбине умерли более 14 тысяч калмыков, в основном, в пути и в ходе устройства на жительство.

Таков был исход, а возвращение калмыков на родную землю происходило в конце 1956 года - начале 1957-го. Обустраиваться приходилось заново, т.к. всё имущество, включая дома, при выселении были конфискованы.

Памятник отлит Эрнстом Неизвестным в Нью-Йорке. Автор объединил различные образы и символы в один конгломерат истории калмыцкого народа. Плачущая над мёртвым ребёнком овечка - символ терпимости народа. Ему сострадает Авалокитешвара. Мечи и штыки - символы насилия. Табун лошадей - символ Времени. Человек, сминаемый машиной. Мужской, женский и детский следы, символы уходящей семьи. Их встречают предки, что означает реинкарнацию. Лотос с зародышем, отрезанный дьявольским мечом. Вокруг Будды - пантеон злых духов. Прорыв сквозь стену и металл - Возвращение. Кентавр - единство человека и природы. Свастика - буддийский знак вечного круговорота. Лев и змея - победители. Колесо, знак вечного движения, захватывающее птиц, рыб, слона и символ калмыцкого воинства - летящую корову. В центре вращения спит эмбрион. Огромная лошадь символизирует силу природы. Из черепа под копытами, символа прошлого, вырастают цветы настоящего и будущего.

К памятнику, установленному на большом кургане, ведёт спиралевидная Дорога скорби. В железнодорожном тупике стоит вагон-теплушка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.