Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические проблемы социальной работы






Трудности роста. Специалисты полагают, что главной проблемой современ­ного этапа развития социальной работы является ее недостаточная отделенность от близких сфер социальной деятельности, в частности, от социальной защиты

13 D

° различных научных и педагогических коллективах теорию социальной работы именуют по-раз­ному: «социальная педагогика», «теория психосоциальной работы», «теория и методика психосоци-

14 ^ьчой деятельности», «социальная работа», «социономика» и пр.

■ эклектизм (эклектика) — механическое соединение разнородных, часто противоположных прин-

15 Ципов, взглядов и теорий.

омм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск, 1999 // https:// soc-gw.imjv. kiev.ua/PUBLICAT/PED/ROMM/index.htm

населения. В результате ее нередко смешивают с родственными дисциплина­ми, а финансовые потоки идут по другим каналам. Так называемое социальное государство, провозглашенное многими индустриально развитыми странами в качестве своей базовой цели, предполагает широкую социальную помощь на­селению благодаря выделению всевозможных пособий, пенсий, бонусов и льгот. В результате бюджетные деньги идут по линии социального обеспечения и со­циальной защиты, но не по линии более частного вида деятельности, т.е. соци­альной работы. Как следствие, в Великобритании оказание помощи в решении проблем безработицы, жилищного вопроса и бедности не считается должност­ной обязанностью социального работника. На это не выделяют денег, посколь­ку все они идут, как правило, по ведомству других социальных служб. От соци­альных работников здесь ждут другого рода помощи, связанной с улучшением «качества внутренней жизни»: семейный кризис, возникающий при усыновле­нии чужих детей, воспитание, забота и социализация молодых и пожилых лю­дей, улаживание внутрисемейных разногласий, жестокое обращение с домочад­цами, сексуальные домогательства и физическое насилие, а также сфера меж­человеческих взаимоотношений в широком понимании16.

Стоимость социальной помощи. Часто можно слышать, что социальную ра­боту как индустрию могут позволить себе только богатые страны — она дорого стоит. Бедные страны на это неспособны. Получается парадокс: вбогатыхстра- нах количество бедных меньше, но помощь им выделяется больше. И наоборот.

Конечно, в реальности все гораздо сложнее. И в самой богатой стране мира — США — раздаются голоса о необходимости замораживания такой помощи. Бес­покойство в связи с постоянным ростом стоимости социальной помощи — один из лейтмотивов общественного сознания. С 1960 по 1932 г. расходы на соци­альные программы возросли с 23, 5 до 592, 5 млрд долл. или с 0, 3 до 18, 7% ВНП, что привело кувеличению налогового бремени, которое неодинаково легло на плечи американцев: налогообложение оказалось более щадящим для богатых, а не для бедных. Для людей с низкими и средними доходами общая сумма нало­гов достигала трети всех доходов, из которой социальное страхование равнялось только 13%. Налоговое бремя неравномерно распределено между богатыми и бедными, но именно всеобщий рост налогов сыграл ключевую роль в социаль­ной стратегии 1980-х гг. — налоги стали довольно большими, что вызвало все­общее беспокойство. Только 30% ВНП, порученного за счет налогов, идет на общественные нужды (для сравнения в Швеции и Англии — 50%, тем не менее и эта цифра не приемлема для большинства избирателей. Теоретически нало­гообложение — это способ коллективного получения некоторых благ, прежде всего тех, которые нужны всем. Однако на уровне обыденного сознания мно­гие считают его бременем, налагаемым на людей без их добровольного согла­сия. Так возникает конфликт между необходимостью и желанием платить.

В нынешнем обществе социальные блага, пусть и не в одинаковой мере, достаются всем. Принцип универсальности означает равенство доступа к со­циальной помощи для всех — и имущих, и неимущих. Неожиданным след­ствием является то, что в США бедному меньшинству приходится конкури­ровать с другими.

Ценности американской культуры предполагают, что человек во всех об­стоятельствах должен полагаться только на себя. Оборотной стороной эгоиз-

16 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 622.

ма выступает стремление максимально реализовать себя в жизни, не прося i не давая помощи другим. Считается, что это «дает каждому шанс вырватьо вперед». Самореализация стала неотъемлемой частью общераспространенно го восприятия прав человека, в связи с чем многие расценивают помощь Kai подачку. Традиционные социальные институты, которые некогда проповедо вали обязанности по отношению к другим, ныне не играют серьезной роли i формировании общественного мнения.

Конечно, нельзя полностью исключить заботу о неимущих, но постелен но пересматриваются обязанности большинства по отношению к физичес ки здоровым взрослым людям, не имеющим дохода. Большинство граждан признают за собой определенные коллективные обязанности по поддержа нию традиционных групп нуждающихся: вдов, престарелых, сирот и инва лидов, но мало кто согласен содержать физически здоровых взрослых людей Подобные взгляды сформировались в те времена, когда всем надо было мноп трудится, а большая часть населения оставалась бедной.

Современное индустриальное общество переживает невиданные техни ческие потрясения — внедряются безлюдные технологии, которые высвобож дают огромные массы занятых, а уровень безработицы колеблется от 7 до 12% Социально-экономический профиль американского общества сегодня так же серьезно изменился. Если раньше он напоминал пирамиду, большую част! которой заполняли бедные, гораздо меньшую — люди со средним доходом i совсем маленькую — богатые, то сегодня профиль имеет грушевидную фор­му. Большая часть населения получает средний доход. Около 80% людей ве­дут вполне комфортабельную жизнь, которую они хотели бы улучшить, а ж ухудшить, выплачивая высокие налоги, уходящие на помощь тем, кто мо­жет, но не хочет трудиться.

В 1980-е гг. у студентов, обучающихся социальной работе, также наметил­ся сдвиг в системе ценностей в сторону консерватизма. На небольшой вы­борке в 102 человека Блум и Розенберг получили поразительные результа­ты: 50% студентов считают, что ответственность за тех, кто нуждается шп пострадал (престарелые, инвалиды, безработные), несут семьи или местные власти, а 40% полагают, что если общественные программы будут слишкол-щедрыми, это приведет к тому, что семьи перестанут брать на себя ответ­ственность за своих зависимых членов. 38% студентов утверждают, что со­циальным работникам следует отказаться от своей исторической обязанно­сти заботиться о бедных и заброшенных, а 28% респондентов твердо заявля­ют, что частный сектор лучше государственного оснащен всем необходимыл/ для решения социальных проблем.

Мнения студентов лишь отражали то, что происходило тогда в американ­ском обществе. Рейгановская администрация сократила расходы на соци­альные программы, чем ударила по беднейшим слоям. Одновременно оне снизила налоги с богатых, показав, на чьей стороне ее симпатии. Она также сместила акцент с общественного на частный сектор, с экономики спроса нг экономику предложения. Менялись приоритеты и в идеологии: от либераль­ных лозунгов признания равных прав, всеобщего благосостояния и справед­ливости администрация перешла к неоконсервативным идеалам экономичес­кого индивидуализма, социального дарвинизма и нерегулируемого предпри­нимательства. В подобных условиях частная практика становилась все более привлекательным поприщем для социальных работников.

Но даже с учетом резкого снижения расходов на гуманитарные услуги в 1982 г. федеральное правительство затратило общую сумму в 592, 6 млрд долл. на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, образование, обеспе­чение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т.д. Эта сумма составила 19, 3% ВНП, или 55, 5% всех расходов правительства за тот год.

Заработная плата. Статистические данные о зарплате социальных работ­ников достаточно приблизительные, но и они свидетельствуют об огромном разбросе размеров заработков в зависи­мости от ведомственной принадлежно­сти: частные и общественные агент­ства, федеральное правительство, пра­вительство штата или местные органы власти, а также географический фак­тор: в городе заработок выше, чем на селе. В начале 1980-х гг. средняя стар­товая зарплата для бакалавра социаль­ной работы, занимающегося изучени­ем условий жизни неблагополучных семей и помощью им, составила 14, 3 тыс. долл., для контролеров в агентствах по услугам — 18тыс. Среднегодовая стар­товая зарплата работников, занимающих соответствующие должности в боль­ницах и медицинских центрах, для получения которых нужны степень ма­гистра плюс один год стажа, равнялась 18 тыс. долл. Стартовая зарплата за­нятых в федеральном правительстве — 20 тыс. долл.

К наиболее оплачиваемым видам деятельности социального работника от­носятся частная практика, администрирование, преподавательская и науч­но-исследовательская деятельность. Из членов НАРСО, попавших в выбор­ку исследования в 1982 г., 23, 4% зарабатывали от 20 до 25 тыс. долл., 44% — меньше 20 тыс. долл., 10% — больше 35 тыс. долл.

Величина денежного вознаграждения важна, она определяет привлека­тельность и будущее профессии. В то время как другие профессии (право, ме­неджмент, медицина, инженерия) привлекают честолюбивую молодежь, с со­циальной работой, где зарплата невысока, это происходит не всегда.

Правовое регулирование. Важное условие профессиональной деятельности — гарантии качества практической работы и ее стандартов. Потребители долж­ны быть уверены в том, что объем и качество предоставляемых им социальных услуг максимальны. Правительства штатов постоянно требуют увеличения контроля за компетенцией социальных работников, который дополняет про­фессиональное саморегулирование в форме выдачи разрешений, удостовере­ний или регистрации. Создание Академии дипломированных работников со­циального обслуживания (АДРСО) явилось ответом научного сообщества на потребность в системе профессионального освидетельствования.

Защита клиентов при помощи гарантий компетентности — это основа пра­вового регулирования социальной работы. Они предусматривают обращение в суд, где могут быть предъявлены обвинения в злоупотреблениях и наруше­нии профессиональной этики. Правовое регулирование продолжает завое-

вывать признание, оно породило движение за повышение профессиональ­ной ответственности. Каждый штат имеет регулирующий орган, который вы­рабатывает административные процедуры. Он финансируется из средств, об­разуемых за счет взносов лиц, обращающихся за выдачей разрешений на практику или его пролонгацией. Выдача разрешений (лицензирование) обес­печивает социальным работникам их долю в выплатах со стороны третьих лиц и организаций, например, от Синего Креста17.

С середины 1970-х гг. возросло количество исков, возбуждаемых против социальных работников по обвинению в противоправных действиях. Соци­альные работники отныне перестали пользоваться освобождением от ответ­ственности, существовавшим раньше. Возникли агентства для помощи лю­дям, которые считают, что с ними обращались непрофессионально, а также для распространения информации и руководства действиями по исправле­нию недостатков. Например, Нью-Йоркское управление по профессиональ­ной дисциплине учредило «горячую линию» для обжалования неправильных действий профессионалов. Управление уполномочено ужесточать нормы, ус­тановленные для всех профессионалов с патентами, включая социальных ра­ботников; оно может требовать изъятия патента в случае доказанности на­рушения профессиональных норм, обладает правом приостанавливать дей­ствие патента и объявлять выговор с занесением в личное дело.

Нарушение профессиональных норм или преступная небрежность расцени­ваются как халатность. Она определяется как «неправильное обращение по при -чине небрежности, незнания или непреднамеренного действия». Более широ­кое определение трактует преступную небрежность как «любое профессиональ­ное нарушение, необоснованное отсутствие мастерства или точности в профессиональных или порученных обязанностях, действия, причиняющие вред, незаконное или аморальное поведение». Кроме того, Моральный кодекс НАРСО включает ряд статей, используемых в суде. Причины, по которым со­циальные работники могут преследоваться в судебном порядке, включают на­рушение секретности, недокладывание о подозрении на плохое обращение с детьми, пренебрежение этими фактами, злоупотребления, словесное оскор­бление и угроза физическим насилием, оскорбление действием, незаконное лишение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное учреждение.

Синий Крест — организация, поддерживаемая евангелической церковью. Ее задача— помочь тем. кто хочет излечиться от алкоголизма. Основана в 1877 г. швейцарским пастором по аналогии с Крас­ным Крестом. В 1885 г. организации Синего Креста появились также в Германии, где сегодня чис­ленность их рядов превышает 8 тыс. добровольцев. До 30 тыс. человек в неделю пользуется их услу­гами. В США аналогичную деятельность ведут многочисленные общества «Анонимных алкоголи­ков», а название «Синий Крест» принадлежит организациям, занимающимся медицинским страхо­ванием. В России до революции существовала система приютов Синего Креста — общества помощи престарелым одиноким женщинам. Недавно создано Московское отделение международной орга­низации «Синий Крест», которая более ста лет занимается лечением и реабилитацией алкоголикоЕ и наркоманов.

КОНСАЛТИНГ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА1

Консалтинг в целом, в том числе и управленческий консалтинг, высту­пает одной из приоритетных сфер трудоустройства специалистов в об­ласти прикладной социологии. Они находят здесь применение своим силам и способностям так как консалтинг связан с решением челове­ческих проблем на производстве, а специалистами в этой сфере всегда считались социологи и психологи.

Сегодня вряд ли кого удивишь терминами, связанными с новыми тенден­циями в бизнес-менеджменте, например, такими словами, как аудитор­ская, брокерская, риэлтерская, маклерская деятельность, подбор и оцен­ка персонала. Но когда мы слышим слово «консалтинг», то неспециали­сту данный термин не всегда понятен, хотя это хлесткое иностранное слово мелькает на страницах печатных изданий и в рекламных объявле­ниях: муниципальное, региональное, политическое, управленческое, финансовое консультирование, консультирование по организационно­му развитию, инвестиционное бизнес-планирование и т.п. По большому счету, любая фирма или человек могут утверждать, и не бе­зосновательно, что они оказывают консалтинговые услуги. Сотни кон­сультантов по всей стране специализируются на продажах, рекламе, дизайне, компьютерах и пр. Большинство из них, добившись успеха, об­наружили более простой способ заработкаобучать других тому, в чем сами преуспели. Другие консультанты обслуживают людей, нуждающихся в помощи с продажами на званых приемах, в сетевых схемах маркетин­га и в самых разнообразных видах бизнеса. Что же такое консалтинг?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.