Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели обучения социальных работников






Обучение работников социальных служб отражает специфику нацио­нальных систем образования, которые в разных странах могут сильно отли­чаться друг от друга. В деле обучения социальных работников нет единого, универсального образца. Даже в пределах одной и той же страны различные модели обучения мирно уживаются между собой. Условно их можно подраз­делить на университетские и неуниверситетские.

Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: 2 года обучения в местном колледже, 4 года студенческих занятий в колледже или в университете (самый распространенный вариант) и 2 года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. В Индонезии, которая унаследовала голландскую модель не­университетских школ социальной работы, предусматриваются самые раз­личные уровни обучения — от курсов среднего образования до университет­ских и неуниверситетских программ для студентов.

До недавнего времени школы социальной работы в континентальной Европе действовали как частные учебные заведения под опекой правительственных, ре­лигиозных, светских, политических организаций. Это и сегодня наиболее распро­страненная модель в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Ни­дерландах, Норвегии, Португалии и Швейцарии. Хотя школы социальной рабо­ты существуют здесь в рамках систем высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с университетами. Программы обучения, продолжительностью обычно в 3-4 года, рассматриваются как техническая или специализированная профессиональная подготовка. Выпускник получает диплом или степень социального работника.

Нет единого образца и в Соединенном Королевстве: обучение предусмот­рено в университетах, политехникумах, колледжах с продвинутым образо­ванием. Современные программы предусматривают 4-годичные курсы на звание бакалавра, 1-годичную аспирантуру, 2-годичные курсы для выпуск­ников, 2-годичные курсы для незакончивших полный курс университета и для них же 3-годичные курсы. Выпускники подобных курсов получают ква­лификационные степени, дипломы и сертификаты.

В Мексике более 100 школ социальной работы, но лишь 20 после 4—5 лет университетского обучения дают квалификацию «лиценсиадо». Большинство программ предусматривают трехгодичную техническую подготовку в шко­лах неуниверситетского типа после получения среднего образования. По окончании присваивается квалификация, которую можно перевести как «тех­нический работник».

В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра — первая профессиональная ступень. Она присваивается по окон­чании 4 лет обучения. Степень магистра присваивается еще через 2 года обу-

чения в специализированной школе со­циальной работы, но достижима и пос-ле более короткого обучения для студен­тов, уже обладающих степенью бакалав­ра в области социальной работы. На докторскую степень требуется два года подготовки после степени магистра. К тому же по различным специализациям существуют «продвинутые» курсы, ус­пешно закончившие курсы получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют двухгодичные про­граммы подготовки работников техни­ческого (вспомогательного) персонала.

Важную организаторскую роль в деле обучения играет Международная ассоци­ация школ социальной работы, созданная в 20-е гг. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальны? программ обучения социальной работе, созданный при ней комитет школ со­циальной работы тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда, которая имеет в Женеве справочно-информационный центр, хранящие всю документацию, касающуюся обучения социальной работе.

До середины 1960-х гг. моду в области образования прямо или косвеннс (через ООН) определяли США и Англия. Правительства других стран, же­лая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаива­ли на использовании западных специалистов и советников. По их мнению самые лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для тоге чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, пригла­шали десятки американских, британских и канадских специалистов.

Расширялось и обратное движение. Стипендии и стажировки привлеюп в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это способствовало интер­национализации профессии и распространению единых стандартов в препо­давании. Одновременно укрепилось влияние Запада в развивающемся мире

Сегодня в США более 400 университетов и колледжей предлагают про­граммы по социальной работе, тысячи общественных и частных здравоох­ранительных и попечительских организаций тратят миллиарды долларов дл> найма профессиональных социальных работников. В большинстве штато! приняты законы, регулирующие практику социальной работы, — ей прида? статус сферы гражданского обслуживания, работников регистрируют, им вы­дают удостоверение или разрешение (лицензирование). Несколько штато! наделили социальных работников правами торговцев, а страховые компанш рассматривают их как квалифицированных поставщиков услуг. Многие фе­деральные организации, такие как Управление по делам детей, молодежи v семьи, Национальный Институт психотерапии, в своих договорных и дота­ционных документах признают социальную работу профессией. Растет чис­ло корпораций, нанимающих социальных работников для оказания услуг i рамках социальных программ.

Хотя необходимость профессиональной подготовки и официальных до­кументов, удостоверяющих наличие знаний, признаны всеми, большинстве

из тех, кто сегодня оказывает социальные услуги населению, не являются со­циальными работниками в строгом смысле. Они не обучались в профессио­нальной школе и не входят в НАРСО — ведущую профессиональную лигу США. Это специалисты начальных уровней, их готовили к оказанию непосредственных услуг индивидам, семьям и группам. Специалисты же продвинутого уровня оказывают услуги в опосредованной форме — это мо­жет быть административная деятельность, исследовательская работа и раз­работка политики социальной работы. Таким образом, специалист продви­нутого уровня должен обладать как глубиной, так к широтой мышления, а не только узко техническими навыками и умениями.

Всего в НАРСО состоят около 100 тыс. человек. Из них 91 тыс. — магис­тры, а остальные — ассоциированные члены (не имеющие профессиональ­ной подготовки) и бакалавры социальной работы. В Академии дипломиро­ванных работников социального обеспечения (АДРСО) состоит 52, 6 тыс. че­ловек. По данным НАРСО, около 200 тыс. американцев получили звание социального работника. Кроме них есть еще 460 тыс. тех, кого называют социальными работниками, исключая вспомогательный персонал и адми­нистраторов.

Проведенное НАРСО в 1982 г. обследование выявило ряд изменений, про­изошедших с момента последнего обследования 1972 г. Во-первых, снизи­лась занятость в общественном секторе и увеличилась в частных агентствах, ориентированных на получение прибыли. Возросло число частных практи­кующих лиц. Число членов НАРСО, занятых в общественном секторе, сни­зилось с 56% в 1972 г. до 46% в 1982 г.; частная практика расширилась с 3, 3 до 12%. Численность занятых в частных агентствах, не ориентированных на прибыль, осталась прежней — 42%.

Большинство обследованных (63, 7%) занято непосредственным предос­тавлением услуг, 20% трудятся управляющими и администраторами, 7, 2% — контролерами, 5, 6% — педагогами и воспитателями.

В 1970-х гг. НАРСО приняла шестиуровневую шкалу профессиональной квалификации. Она включает как допрофессиональный, так и профессио­нальный уровни и основывается на непрерывной системе обучения. Извест­но, что некоторые задачи, выполняемые социальными работниками, не тре­буют высшего образования, а для других необходимо не только высшее об­разование, но и докторантская подготовка. Шкала включает два класса допрофессионального уровня: помощник в области социальной работы (дип­лом высшей школы) и специалист системы социального обслуживания (со­ответствует степени в области гуманитарных наук или студенту, специали­зирующемуся в социальных услугах по программе бакалавра). На професси­ональном уровне приняты 4 класса: социальный работник со степенью бакалавра; социальный работник со степенью магистра; дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы); действительный социальный работник (докторская степень плюс продвину­тый уровень практики).

Теоретически каждому уровню соответствуют определенные обязанности, усложняющиеся по мере продвижения по служебной лестнице. На практи­ке же границы квалификации не четкие. Известны случаи, когда и без про­фессионального образования люди делали прекрасную карьеру и даже руко­водили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих

и административных должностей требуют степени магистра социальной ра­боты. Она нужна и для большинства должностей по психотерапии. Докто­рантская подготовка требуется для преподавания, административной и на­учно-исследовательской деятельности.

До 1974 г. первой профессиональной степенью в социальной работе счи­талась степень магистра. В 1970 г. было решено, что бакалавр может стать пол -ноправным членом НАРСО. В то же время споры о целесообразности при­суждения бакалаврам профессионального статуса продолжаются. Централь­ным является вопрос о том, соответствует ли характер подготовки студента последнего курса требованиям, а равно и привилегиям, предоставляемым профессиональным статусом. Несмотря на непрекращающиеся споры, чис­ло бакалаврских программ возросло до 350 в 1985 г. Их авторитет довольно высок. В 1982 г. 45% из 17, 3 тыс. окончивших программу магистерской под­готовки имели степень бакалавра. Растет также число магистерских про­грамм, к началу 1980-х гг. их было 87. Число докторских программ возросло до 50 в 1983 г. Специалистов по прежнему тревожит вопрос: сохраняется ли высокое качество подготовки, несмотря на уменьшение средств, выделяемых на образование в сфере социальной работы?

Сокращение финансовой помощи учащимся осложняет задачу подбора про­фессорско-преподавательского состава. Факультеты пошли на ряд нововведе­ний, предлагая программы для обучения без отрыва от работы по выходным и вечерам вне стен университета. Соответственно число студентов-вечерников и заочников в программах бакалавра и магистра значительно возросло, что выз­вало опасность ухудшения качества подготовки. Однако предварительная ин­формация убеждает, что студенты, обучающиеся по программе магистра для вечерников и заочников, показали лучшие результаты, чем студенты-очники. Независимо от формы обучения учебные программы составляются по уров­ням квалификации (бакалавр, магистр, доктор) и по специальностям (мето­дика практической работы, обсуживаемые группы населения, области прак­тики и т.п.)

Таким образом, в США насчитывается более 350 бакалаврских, 90 маги­стерских и 50 докторских программ образования. Кроме них существует мно­жество курсов повышения квалификации для работников всех степеней и уровней. Сформировалась непрерывная система образования, которая необ­ходима потому, что наука выбрасывает на рынок все новые и новые идеи, модели, технологии, лекарства, аппаратуру, информацию. Непрерывное обу­чение включает в себя университетские курсы после получения степени, про­граммы подготовки штатных сотрудников и повышения квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с оди­наковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обуче­ния реализуются, как правило, при помощи краткосрочных курсов, мастер-классов, а также на симпозиумах или конференциях. Подготовка по месту работы предполагает ознакомление с новыми достижениями фундаменталь­ной и практической науки, выполнение самостоятельной работы и ее защи­ту перед экспертным жюри, а также ряд практических тренингов.

Система профессиональной подготовки подразумевает пять учебных кур­сов: поведение человека и социальная среда, политика социального обеспе­чения и службы социальной помощи, практика социальной работы, научно-исследовательская деятельность, полевая практика.

Высшему образованию сегодня угрожают: снижение числа бакалавров и магистров, уменьшение приема новых членов, занижение стандартов при на­боре, бюджетные сокращения ассигнований на образование в социальной ра­боте, расширение бакалаврских и докторских программ при необеспеченно­сти их необходимыми ресурсами.

Несмотря на это за последние годы образование в системе социальной ра­боты добилось впечатляющих успехов. Большее число преподавателей теперь занято научной деятельностью и приростом знаний. Учебный план на всех уровнях включает материал из биологии, психологии и социологии, который отбирается тщательнее, чем раньше. Общая тенденция — расширение про­грамм с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социаль­ной работы и юриспруденции, архитек­туры, коммерции, образования, здраво­охранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др.

Все чаще факультеты социальной работы принимают преподавателей с докторской степенью и ужесточают требования к ним, выдвигая в качестве необходимого условия введение на­учной работы и публикацию материалов. Подобные достижения необходи­мы если человек хочет занять высокую должность и продвинуться по служ­бе. Объем научных работ и публикаций учитывается и при аттестации про­фессорско-преподавательского состава.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.