Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История социальной работы






«Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только с XX в. со­циальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специ­альной подготовки.

Научные и практические корни социальной работы восходят к деятель­ности филантропических обществ, обеспокоенных обострением социальных проблем (ростом безработицы, преступности, алкоголизма, смертности и т.д.), вызванных быстрой индустриализацией и урбанизацией европейских стран в XIX в.

Индустриализация в XIX в. сопровождалась ростом городов, усилением со­циальной дифференциации и пауперизацией населения, ростом преступное -

Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол») // https://www.soc.pu. ru: 8101/publications/jssa/l999/ 2/ltable.html

ти и увеличением числа тех, кто оказывался на дне общества. По мере усиле­ния социальных проблем общественное мнение все больше тревожил бедняк как постоянная угроза стабильности и порядку. Всеобщий интерес к соци­альным аутсайдерам и повысившиеся запросы правительства и местных вла­стей постепенно сформировали систему заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX в. в многочисленные переписи и обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламент­ские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и доб­ровольцы (врачи, учителя, ученые).

К концу XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что людям, специализирующимся на оказании помощи бедным, необходима определенная подготовка. Путь к ней в 1890-е гг. проложила Великобритания, где была организована лекционная и практичес­кая работа, связанная с деятельностью Общества благотворительности в Лон­доне. В Европе и Америке социальная работа и социальная благотворитель­ность стала частью широкого гуманитарного движения, инициаторами и ак­тивными участницами которого являлись женщины — выходцы из среднего класса. Примерно в то же самое время в Германии Алиса Саламон открыла курсы, которые также органично влились в зарождавшееся женское движение.

Общество благотворительности в Нью-Йорке и пионеры благотворительно­сти в Холл-хаузе в Чикаго, основав краткосрочные летние курсы, проторили дорогу к организации профессиональной подготовки социальных работников в США. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете в 80-е гг. XIX в. Однако честь основания первой школы, профес­сионально ориентированной на социальную работу, принадлежит группе соци­альных реформаторов из Амстердама, которые в 1899 г. основали Институт под­готовки социальных работников. В программе Института предусматривался полный двухгодичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для мужчин и женщин, которые желали посвятить себя тому, что позже получило наименование социальной работы. К 1910 г. новое движение привело к образованию 14 школ социальной работы в Европе и Америке.

Первая школа в Латинской Америке была открыта в 1920 г. в Чили благо­даря усилиям выдающегося пионера социальной работы Ренэ Санда. В 1936 г. учрежден Институт социальных наук Тата в Индии, а в Египте появились первые курсы социальной работы. Таким образом, в первой половине XX в. социальная работа проложила дорогу на все континенты мира, а главной дви­жущей и направляющей силой в создании новых служб социального обес­печения и открытия школ по обучению социальной работе стала ООН.

Первые социальные работники в своей практической деятельности охва­тывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому язы­ку до оказания им помощи в приобретении навыков, необходимых для по­лучения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить со­циальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным, полагая, что только ученые смо­гут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решать конкретные случаи и проблемы.

Замечено, что внимание к группам населения, которых относят к числу социальных аутсайдеров (безработные, пожилые, инвалиды, бедные и др.),

возрастает в периоды кризисов и ослабевает в благополучные времена. В США таким периодом обострения была Великая депрессия 1929—1933 гг.: около 15 млн человек потеряли работу, граждане потеряли свои сбережения, фабрики и заводы бездействовали, нищета и страдания достигли беспреце­дентных масштабов. Под нажимом Ф. Рузвельта законодательные органы приняли закон о пособии по безработице. Эта мера имела большое значение: впервые к безработице подошли как к национальной проблеме. Было созда­но специальное агентство — Временное управление по чрезвычайной помо­щи. Оно пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб, которые разработали государственные программы, положенные в основу знаменитого «Нового курса» Ф. Рузвельта, преобразившего современ­ную Америку.

Рузвельт полагал, что государственная помощь безработным — не подачки и не благотворительность, а социальная справедливость, основывающаяся на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе. Его идеи созвучны современному пониманию мис­сии социальной работы: государство в цивилизованном обществе осуществ­ляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защи­ты, а ее проводниками выступают социальные работники, которые оказыва­ют социальные услуги клиентам. С тех пор у социальной работы появились две составляющие — социальная защита и социальные услуги.

Развитые индустриальные страны тратят на решение социальных проблем огромные средства. В 1982 г. правительство США затратило на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские про­граммы, помощь ветеранам, образование, обеспечение жильем, профессио­нальную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспече­ние около 600 млрд долл. В 1991 г. более 40 % расходов федерального бюджета (1, 2 трлн долл.) было направлено на социально-экономические программы федерального правительства (для сравнения: расходы на оборону предусмат­ривались на уровне 25%).

Гуманитарные услуги — важнейший сектор экономики и крупный потре­бительский рынок. В них вкладываются миллиарды долларов; вовлечены мил­лионы потребителей. В этой сфере насчитывается более 2 тыс. профессий. По оценкам экспертов, 12% всех работающих по найму в США заняты в системе социальных услуг. В середине 80-х гг. здесь ежегодно создавалось до 30 тыс. новых рабочих мест. Численность социальных работников на 1000 человек на­селения США возросла с 49 в 1950 г. до 169 в 1980 г.

В истории России первые опыты социальной защиты нищих и убогих вос­ходят к временам Владимира Мономаха. По мере развития российской го­сударственности решение социальных проблем приобретало все более орга­низованный и полномасштабный характер. В 1712 г. Петр I издал указ, пре­дусматривающий обязательное устройство по всем губерниям госпиталей, выполняющих, в том числе функции богаделен. Екатерина II в 1775 г. учре­дила специальные «приказы общественного призрения». В конце XIX в. толь­ко в Европейской части России насчитывалось около 4 тыс. частных благо­творительных обществ и заведений.

После Октябрьской революции социальная защита населения стала офи­циальной политикой правительства. Несмотря на то, что за годы Советской власти много было сделано для повышения уровня жизни населения, лик-

видации безработицы, снижения уровня преступности, бездомности и бес­призорности, для защиты детства и материнства, помощи престарелым и ин­валидам, — к сожалению, государственные мероприятия в области социаль­ного обеспечения, в силу очень серьезных обстоятельств, оказались крайне неэффективны. На начало 90-х гг. около 1 млн детей воспитывалось в детс­ких интернатах. Сиротство такого масштаба Россия знала лишь в страшные годы войны и голода. Не лучше обстоит дело и с решением других социальных проблем — безработицей, бездомностью, бедностью.

В последнее время в нашей стране начали активно разрабатываться теоре­тико-методологические проблемы социальной работы: выходят несколько

журналов по проблемам социальной ра­боты («Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы», «Российский журнал социальной рабо­ты», «Социальная работа», «Социальная работа в России»), в рамках двух ассоциаций (работников социальных служб; социальных педагогов и социальных работников) созданы Институты соци­альной работы, з 80 вузах России идет подготовка специалистов по социаль­ной работе. Учебно-научно-производственный комплекс «Социология, пси­хология и социальная работа» Алтайского госуниверситета сегодня занимает одно из ведущих мест в отечественной науке как в области исследования соб­ственно проблем социальной работы, так и в развитии междисциплинарных исследований (в частности, в области психологии, социологии, конфликто­логии, социального управления и т.д.).

Хорошо себя зарекомендовал на этом поприще Гуманитарно-благотвори­тельный центр (ГВЦ) «Сострадание». Это некоммерческая негосударственная организация, цель которой — улучшение качества жизни престарелых, жертв ГУЛАГа, путем медико-социальной помощи. Подавляющее большинство па­циентов Центра — одинокие, больные люди, их средний возраст — 79 лет; многие из них провели в ГУЛАГе от 5 до 20 лет. Другая часть пациентов — это дети жертв политических репрессий в бывшем СССР, в настоящее время по­жилые, нередко тоже больные люди. В последние годы под опекой Центра находятся, кроме того, инвалиды Московского общества инвалидов, ветера­ны Великой Отечественной войны и труженики тыла, а также просто одино­кие престарелые люди, нуждающиеся в социальной и медицинской помощи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.