Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика расстройств личности в онтогенезе




(по Ю. Шевченко, 1999)

Название психопатии Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст и юношество
астеническая Характеризуется наличием органической или смешанной невропатии. Дети отличаются вялостью, пассивностью, повышенной чувствительностью, трудностями адаптации, склонностью к соматовегетативным расстройствам. Сохраняются признаки невропатии, но на первый план выступают признаки церебрастении (повышенная утомляемость, истощаемость, головные боли). Отмечаются разнообразные невротические и неврозоподобные нарушения (энурез, диссомния, нарушение аппетита, заикание, тики). Патологические черты характера: тормозимость, робость, обидчивость. Патологические черты характера становятся более выраженными, тогда как церебрастенические и неврозоподобные нарушения нивелируются. Присоединяется неуверенность в себе, чувство неполноценности, повышенная сензитивность, ранимость, впечатлительность. Психопатические реакции проявляются в чувстве недовольства собой, усилении замкнутости, отгороженности, молчаливости. Психогенно возникают общеневротические и системные расстройства, субдепрессивные сдвиги настроения. Церебрастенические и неврозоподобные нарушения нивелируются, структурируются патохарактерологическое ядро психопатии, которое дополняется факультативными образованиями в виде ипохондричности, раздражительности, склонности к колебаниям настроения. Формируются компенсаторные черты личности – чрезмерная осторожность, утрированная добросовестность, приверженность к неизменному образу жизни.
гипертимная С грудного возраста обращает внимание необычная «веселость», постоянно повышенное настроение и избыточная подвижность. Рано обнаруживается высокая общительность, потребность в пребывании среди людей, доверие к ним. На общем гипертимном фоне могут возникнуть невротические и поведенческие реакции в связи с переживанием сексуально-агрессивного влечения к матери, а также с неприятием режима детского сада. Неизменная оптимистическая установка, добродушие, дружелюбие сочетаются с непостоянством, отсутвием глубины, точности, завершенности в деятельности. Отмечается повышенная раздражительность, драчливость. Дети чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству. Недостаточно развито чувство дистанции. Неспособны подчиняться школьной дисциплине. Отмечается повышенная двигательная возбудимость. Успеваемость неровная. Характерно постоянно хорошее самочувствие, низкая невротичность, повышенный эмоциональный тонус, завышенная самооценка и экстравертированность. В ряде случаев отмечается лабильность настроения и поведения. Гармоничное сочетание приподнятого настроения, хорошего самочувствия, высокий жизненный тонус. Плохо переносят вынужденное безделье, строго регламентированный дисциплинарный режим, одиночество. Возможны вспышки раздражения и гнева с грубостью и протестным поведением. Завышенная самооценка приобретает патологический характер. ярко выражены подростковые реакции эмансипации, группирования, сексуальные реакции. В ряде случаев отмечаются кратковременные колебания настроения – чаще в сторону гипомании.
истерическая Капризны, непослушны, неустойчивое настроение, дают вспышки агрессии, примитивные психомоторные истерические реакции или соматовегетативные нарушения. Утомляют окружающих постоянными требованиями внимания и похвалы, ревностью к успехам других детей, стремлением командовать. Отношение к взрослым зависят от степени их внимания и одобрения. Возможна школьная дезадаптированность. Демонстративность и театральность в поведении и одежде. В препубертате отмечается появление моносимптоматических функциональных расстройств (афония, рвота). Возможно сохранение невротических и неврозоподобных расстройств (энурез, тики. Заикание) по механизму «условной желательности». Возможно развитие психомоторных припадков с аффективным сужением сознания и патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (грубость, непослушание). Психогенные реакции с «уходом» в болезнь, асоциальное поведение или мифотворчество, сочетающиеся или сменяющие друг друга.
неустойчи- вого типа Отмечается парциальная задержка психического развития в форме невропатии, затруднения формирования навыков опрятности, дисгармонического инфантилизма. Непоседливы, непослушны, трусливы, легко подчиняются другим детям. С трудом усваивают правила поведения. Отсутствуют стойкие привязанности. Девочки характеризуются эмоциональной лабильностью, мальчики- аффективной возбудимостью и задиристостью. «Сенсорная жажда» приводит к уходам из детского сада, из дома. Отсутвует желание учиться. Склонны к прогулам, приобщению к асоциальным компаниям. Совершают мелкие кражи. Отмечается школьная дезадаптация. Нарушения поведения приобретают противоправный характер (угоны автомобилей, кражи), раннее вовлечение в сексуальную жизнь, побеги из дома или интернатов. Склонны к примитивным истерическим реакциям и демонстративному суицидальному поведении. в конфликтных ситуациях. Исключение безнадзорности и попустительства способствует сглаживанию психопатических черт и улучшению социальной адаптации.
психастеническая Нерешительность, робость, боязливость, застенчивость. Подавление агрессивных тенденций проявляется в виде задержек моторного акта, малоактивности, безынициативности. Склонны к ритуализации поведения вследствие страхов. Возможны аутоагрессивные тенденции. Страхи и опасения служат основой многочисленных двигательных навязчивостей и ритуалов, типично появление элементарных тикоподобных навязчивостей в виде картины невроза навязчивых состояний (компульсивный вариант). Повышенное чувство ответственности, боязнь не оправдать ожиданий окружающих. Заниженная самооценка, трудности включения в деятельность и выхода из нее. Повышенное внимание к своему физическому «Я» нередко принимает дисморфоманические и дисморфофобические черты. Отмечаются ипохондрические опасения. Возможно обострение невроза навязчивых состояний. Обычно появляются и собственно идеаторные навязчивости. Окончание пубертата и стабилизация жизненного уклада способствует компенсации психастенических черт.
циклоидная Явно выраженная синтонность, обостренная потребность в любви, внимании; легкое и быстрое нахождение объектов привязанности. Уже в 3 года отмечаются довольно очерченные периоды бодрого веселья, активности, шаловливости или подавленности, скуки, плаксивости, боязливости. Эти периоды сменяют друг друга через день, а суточный ритм характеризуется лучшим настроением по утрам и плаксивостью к вечеру. Более отчетливые и длительные периоды скуки, хандры, тоскливости. Чрезвычайно обостряется привязанность к родителям. Характерно обострение страхов на фоне депрессии. В периоды подъема настроения дети напоминают гипертимов. См. дошкольный возраст. Проявляется с конца пубертата субдепрессивными фазами с апатией и раздражительностью, наиболее выраженными в утренние часы. Подростки неактивны, утомляемы, испытывают трудности в учебе, ипохондричны, мнительны, проявляют склонность к суициду. Через 1-2 недели возвращаются к прежнему состоянию, или начинается фаза гипертимии. Подростки общительны, продуктивны, активны. Периоды подъема встречаются реже и не являются такими яркими.
шизоидная Малая привязанность к объектам внешнего мира, острая непереносимость всего «неприятного». Развитие речи часто обгоняет развитие моторных функций, тенденция к избеганию людей, ситуации общения, всего нового. Малоподвижность, пассивность, неразговорчивость. Стойкие психогенные расстройства, страхи, эхосимптомы. Отгороженность от сверстников, отсутствие стремления к совместным играм. Предпочитают общество взрослых, с которыми ведут разговоры на отвлеченные темы, резонерствуя и задавая массу вопросов. Отчетливо выступает дисгармоничность психического развития в виде несоответствия между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Рано начинают читать, накапливая большой запас сведений в различных областях знаний. Фигура нескладная, походка неуклюжая. Отсутствует детская живость и жизнерадостность, потребность в ласке и тактильном контакте. Тенденция к дифференциации личных особенностей в сторону сенситивной или экспансивной структуры. В первом случае более отчетливой становится замкнутость, повышается обидчивость, ранимость, настороженно-недоверчивое отношение к окружающему в связи с переживанием своей неполноценности, обусловленной специфическим воздействием первичных шизоидных компонентов личности с условиями среды. Экспансивный вариант проявляется в повышении внешней контактности, в настойчивости и упорстве в достижении целей, связанных со сверхценными интересами. Дети остаются автономными и ригидными в поведении, с трудом включаются в работу, часто нуждаются во внешней организации учебной деятельности. Трудности вживания в коллектив приводят к гиперкомпенсаторному поведению: дурашливость, борьба за свои права и справедливость, самостоятельные занятия спортом. В пубертате часто отмечается декомпенсация, что проявляется в заострении основным черт личности, своеобразно оформленных возрастных патохарактерологических реакциях (реакции эмансипации, увлечения), учащении разнообразных невротических расстройств, связанных с реакцией окружающих на поведение подростка (депрессивные состояния). В юношеском возрасте социальная адаптация во многом зависит от адекватности избранной специальности интересам и стилю работы, способности близких приспособиться к их характерологическим особенностям.
эксплозивная (возбудимая) Малая дифференцированность проявлений. Отчетливые нарушения поведения отмечаются в период первого возрастного криза: повышение общей возбудимости, «двигательная буря», капризы в сочетании с примитивными истерическими реакциями, либо активным протестом в ответ на любой протест или наказание. Отчетливо проявляется изменчивость настроения с быстрым переходом от беспечно-эйфорического к дистимическому с капризами и слезами. Нарушения режима, драчливость, негативизм осложняют адаптацию в детском коллективе. Примитивные аффективные разряды уступают место разнообразным реакциям активного и пассивного протеста (драчливость, уходы из дома), что в отсутствии индивидуального педагогического подхода осложняется нарастающей педагогической запущенностью и приобретением отрицательного социального опыта. Наибольшая выраженность и полиморфизм психопатии, что проявляется в асоциальном поведении, обусловленном аффективной возбудимостью, агрессией, колебаниями настроения и утрированными формами поведенческих реакций: оппозиции, группирования, имитации.
Эпилептоид- ная Преобладает хмуро-недовольное настроение с монотонной раздражительной и капризностью, непереносимости даже легкого холода и жажды, бурными реакциями на любой дискомфорт. На фоне первого возрастного криза возникают также рудиментарные психопатические реакции в виде озлобления, примитивных аффективных и двигательных разрядов, агрессии и аутоагрессии. Эти реакции сопровождаются выраженным вегетативным компонентом и иногда переходят в аффективно-респираторные судороги. Характерны дисфорические эпизоды с проявлением тотального недовольства, злобностью, тягостным внутренним недовольством. Учащение психопатических реакций как проявлений стремления к свободе, самоутверждению. Источником новых психопатических реакций может служить ограничивающее поведение взрослых и снижение социальной адаптации. Выделяются два типа психопатии: асоциальный и гиперсоциальный. Первый связан с эксплозивностью, усилением инстинктивных влечений, жестокостью. Второй характеризует мелочная скрупулезность, стремление к порядку, педантизм, которые носят утрированный характер. отмечаются дисфории и аффективно-агрессивные разряды. Учащение конфликтов вызывает патологические реакции протеста. Отказа, компенсации и гиперкомпенсации, которые к 10-11 годам чаще проявляются в псевдоаутистическом поведении. Резкое усиление нарушений поведения, что связано как с дисфориями, так и усилением влечений. Отмечаются характерологические реакции, связанные с сексуальным поведением, реакции эмансипации, асоциальное поведение (бродяжничество, агрессия, аутоагрессия, пиромания). Ядерной чертой эпилептоидной психопатии являются черты гиперсоциальности: педантизм, аккуратность, исполнительность, настойчивость в достижении цели, что способствует социальной адаптации. В то же время для близких эпилептоид остается «трудным» ребенком.

 

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.