Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста






(по А.И. Ковалеву, 1998).

 

название характеристика При каких заболеваниях встречается
  Синдром невропатии  
Синдром «конституциональной» или врожденной «детской нервности», возникающий примерно до трехлетнего возраста. Характеризуется незрелостью регуляции висцеровегетативных функций, проявляется в первичных нарушениях сна, аппетита, диспепсических явлениях колебаниях температуры, тахикардии, тахипноэ, одышкой, склонностью к аллергическим реакциям, метеотропностью, чувствительностью к изменению условий кормления в сочетании с повышенной нервно-психической возбудимостью, реакциями на внешние раздражители в виде аффективно-респираторных приступов, капризности, пугливости. Первые проявления данного синдрома можно диагностировать уже в грудном возрасте в виде соматовегетативных расстройств (нарушений пищеварения, терморегуляции; диссомнии, гипергидроза). С возрастом на первый план выходят элементы эмоционально-гиперэстетических расстройств как следствия психогенных и экзогенных воздействий. Довольно часто встречаются аффективно-респираторные приступы. Дети склонны к повышенной возбудимости общей и вегетативной возбудимости. Чаще встречается при резидуально-органических нервно-психических расстройствах и невротических реакциях. С возрастом проявления невропатии сглаживаются, но могут служить почвой для развития невротических и неврозоподобных синдромов. При ранней детской шизофрении невропатия сочетается с диссоциацией психических процессов.
  Синдром детского аутизма  
Вариант психофизического дизонтогенеза (асинхронии), проявляющийся дисгармоничным психическим развитием, при котором наблюдается сочетание опережающего развития одних психических функций и свойств и отставание других. детский аутизм встречается уже в раннем возрасте. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Детский аутизм характеризуется нарушением коммуникативного поведения, преимущественно на уровне социальной перцепции, своеобразной задержкой психического развития. Специфические психические расстройства возникают, развиваются и трансформируются по мере психического развития ребенка. Ведущие симптомы: выраженные трудности установления отношений с людьми с начала жизни; слабость эмоционального реагирования; стереотипный и аутистический характер игр; боязнь изменения обстановки, боязнь нового. Обязательные симптомы – страхи, нарушения сна и приема пищи. Дополнительные симптомы – хорошая механическая память, агрессивное или аутоагрессивное поведение. При детском аутизме может встречаться любой уровень умственного развития. Встречается при болезни Каннера как ядерном варианте раннего детского аутизма; детской шизофрении, где имеет определенные особенности, сочетаясь с диссоциацией психических процессов; синдроме Аспергера.  
  Гипердинамический синдром  
Возникает преимущественно в возрасте от 3 до 7 лет; является специфическим для психомоторного уровня патологического нервно-психического реагирования. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Ведущие симптомы: слабость торможения, двигательная расторможенность; неусидчивость; повышенная возбудимость. Обязательные симптомы – неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, нарушение целенаправленности деятельности. Дополнительные симптомы – тики и другие гиперкинезы, импульсивные действия, проявления инфантилизма, задержка психомоторного развития. Чаще встречается при резидуально-органических нервно-психических заболеваниях. Острое начало может встречаться при некоторых видах реактивных состояний, маниакальных расстройств, шизофрении, неврологической патологии. Следствием гипердинамического синдрома может быть ЗПР.
  Синдром детских патологических страхов  
Характеризуется различными страхами, возникающими без психологической и ситуационной обусловленности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины. Психопатологическую очерченность страхи приобретают к 6-7 годам, что, вероятно, связано с формированием у ребенка самосознания. Навязчивые страхи – возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением (нозофобия, клаустрофобия и т.д.). Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности и реальности фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта, отсутвием даже попыток его преодолеть (в дошкольном возрасте – страхи животных, персонажей фильмов, сказок). Бредовые страхи возникают независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных предметов, сопровождаются тревогой, настороженностью. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями. Ночные страхи возникают при пробуждении в просоночном суженном состоянии. Утром отмечается амнезия.     Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.   Встречаются в рамках невротических расстройств, реже – при шизофрении.   Встречаются при шизофрении, реже – как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.   Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза, как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза. Встречаются при диэнцефальных кризах.
  Синдром психического инфантилизма  
Психическая незрелость, проявляющаяся преимущественным нарушением темпа созревания психики с отставанием развития эмоционально-волевых свойств и форм реагирования личности. Ребенок с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом) выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, часто имеет инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и мо­торики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психичес­кому складу ребенка более младшего возраста. Дети неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок. В отличие от гармонического инфантилизма, неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) характеризуется сочетанием психического инфантилизма с другими психопатологическими явлениями. При сочетании с психоорганическим синдромом отсутвует эмоциональная живость, яркость эмоций, эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированы. Характерна эйфоричность, благодушие, расторможенность. Интеллектуальная деятельность характеризуется инертностью, тугоподвижностью, персеверативностью и нарушением предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности). При сочетании с церебрастеническим синдромом отмечается повышенная возбудимость, истощаемость, выраженная неустойчивость внимания, соматовегетативные нарушения. При сочетании с эндокринным синдромом клиническая картина определяется наличием черт инфантилизма и особенностей психики, типичных для того или иного типа гормональных расстройств. Встречается как самостоятельное расстройство, при задержке развития головного мозга, его негрубом органическом поражении, при социальной запущенности.
  Синдром дисморфомании  
Проявляется болезненным убеждением (сверхценным или бредовым) о наличии у себя какого-либо воображаемого или переоцениваемого, утрируемого физического дефекта внешности или функции. Встречается преимущественно в подростковом или юношеском возрасте. Ведущие симптомы – сверхценная или бредовая убежденность в своем физическом дефекте (косметическая дисморфомания); в исходящем от тела неприятном запахе (парфюмерная дисморфомания). Обязательные симптомы – гипотимно-напряженный аффект, иногда достигающий степени выраженной депрессии; сенситивные идеи отношения и толкования; «симптом зеркала» (подчеркнутое и длительное разглядывание себя в зеркале), «симптом фотографии» (уничтожение своих фотографий); аутодеструктивное поведение с целью коррекции дефектов; поведение избегания (общения). Дополнительные симптомы – обонятельные галлюцинации кататимного характера; сенестопатии, деперсонализационно-дереализационные расстройства. Дисморфофобия – более легкая степень расстройства непсихотического уровня с навязчивым страхом невротического характера, связанным с якобы имеющимся недостатком. Отмечается наличие критики к своему состоянию. Может встречаться в виде реакции, свойственной подростковому возрасту (чаще у девушек); при акцентуациях характера и психопатиях; в виде реактивной дисморфомании, эндореактивной подростковой дисморфомании; при шизофрении (вялотекущей, параноидной, юношеской злокачественной), чаще у юношей. Рудиментарная дисморфомании отмечается и у здоровых подростков как временная реакция.
  Синдром нервной анорексии  
Характеризуется преднамеренным чрезвычайно упорным стремлением к качественному и/или количественному отказу от пищи и снижению массы тела. Преимущественно встречается в у девочек – подростков и молодых женщин. Ведущий симптом – сверхценная или бредовая убежденность в избыточной массе тела. Дополнительные симптомы – сверхценное или бредовое поведение, направленное на снижение массы тела – ограничение или отказ от пищи, специальные физические нагрузки, вызывание рвоты, прием слабительных и т.п. Обязательные симптомы – отрывочные сенситивные идеи отношения, толкования, депримированность, анорексия или подавляемая булимия, соматоэндокринные расстройства. Синдром проходит в своем развитии три этапа. Дисморфоманический начинается с искаженного восприятия образа своего тела, при котором у больного возникает установка на низкий вес. Отмечается неглубокое снижение настроения и эпизодические рудиментарные идеи отношения. Аппетит сохраняется. Длительность этапа от 6 месяцев до 2-3 лет. Аноректический характеризуется стойким и упорным ограничением в еде вплоть до полного отказа. используются дополнительные методы борьбы с весом (физические нагрузки, слабительные и т.д.). возможно появление гиперкомпенсаторного поведения (повышенный интерес к приготовлению пищи), эксплозивные реакции. Появляются и нарастают признаки соматоэндокринных расстройств (исчезновение подкожно-жировой клетчатки, дисменорея, дистрофические изменения со стороны внутренних органов). Длительность этапа от 6 месяцев до 1, 5 лет. Кахектический характеризуется тяжелым дефицитом веса, угасанием витальных функций, астенодинамическими нарушениями. Может встречаться как самостоятельное психогенное заболевание пубертатного периода и при шизофрении.
  Синдром гебоидности  
Непсихотическое психическое расстройство, возникающее в юношеском возрасте и характеризующееся сочетанием патологически преувеличенных, заостренных и видоизмененных пубертатных свойств с аффективно-волевыми нарушениями и патологией влечений, приводящих к выраженной социальной дезадаптации. Ведущие симптомы – сверхценные образования, патологические влечения, явления стереотипий. В основе этих расстройств лежат изменения эмоций (аффекта) и воли, которые клинически трудно разделимы, а их проявления искажены и диспропорциональны. Сверхценные образования проявляются в абсолютном непонимании абсурдности своих занятий и высказываний. Занятия чем-либо приобретают однообразный характер, носят непродуктивный характер. Патологические влечения выражаются в получении удовольствия от унижения окружающих, примитивной гедонистической мотивации своих поступков, стремлении к немедленной реализации расторможенных влечений. Явления стереотипий выражаются в том, что поведение больных постепенно становится все более бессмысленным и приводит к стереотипным поступкам, что проявляется даже в манере одеваться. Подростки игнорируют правила личной гигиены. В моторике утрачивается естественность, движения становятся вычурными, стереотипными, изменяется почерк. В дальнейшем действия все больше утрачивают смысл, приобретая характер стереотипий. В основе эмоционально-волевых нарушений лежит извращенность, диссоциация и парадоксальность проявлений. Снижается чувство эмпатии, сострадания, формируется так называемый «моральный дальтонизм». Доминирующими становятся немотивированная жестокость и злобность. Чаще всего рассматривается в рамках подростковой вялотекущей шизофрении. Может рассматриваться как самостоятельный патологический вариант пубертатного криза и может входить в структуру формирующихся психопатий.

 

 


Таблица 21

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.