Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психических расстройств у детей




(по С.Ю. Циркину, 1999: Э.Г. Эйдемиллеру, 2005)

 

этиопатогенез Клиника Лечебно-педагогические мероприятия
  Шизофрения(F – 4; F – 84.0)  
В настоящее время этиопатогенез шизофрении объясняется полигенными (полиэтиологическими теориями). В их основе лежит «диатез-стрессовая» модель заболевания, включающая в себя три компонента: биологическую реактивность; агрессивность/протектив- ность окружающей среды; усвоенные в процессе индивидуального развития способы реагирования на различные стрессовые ситуации. В клинической картине у детей преобладают симптомы регресса, диссоциативного дизонтогенеза и дизонтогенеза по типу асинхронии (В.В. Ковалев, 1995) и кататонические расстройства. Бредовые расстройства представлены рудиментарно в виде страхов. В последнее время отмечается систематизация бредовых переживаний у детей младшего школьного и младшего подросткового возраста. Симптомы могут быть представлены следующими группами: снижение общего функционирования (снижение активности, появление апатии); патологическое изменение содержание мышления (стойкие рудиментарные или систематизированные бредовые идеи отношения, преследования, бред чужих родителей); расстройства мышления (инкогерентность, разорванность, разрыхление ассоциаций, соскальзывание, обрывы мыслей, обстоятельность, эхолалия); искажение восприятия (разнообразные галлюцинации); аффективные изменения (обеднение, притупление, уплощение эмоций, эмоциональная холодность, дурашливость, снижение аффекта, мания, эйфория); нарушения моторики (застывание в позах, автоматическая походка, нарушения осанки и позы, нарушения мимики, амимия, стереотипия). Длительность расстройства должна составлять месяц и более. Шизофрения, возникающая в период от 0 до 7-10 лет, может рассматриваться по МКБ – 10 в рубрике «Общие расстройства развития» (F – 4) и подрубрике «детский аутизм» (F – 84.0). В преморбиде дети, больные шизофренией, обладают признаками аутизма, они замкнуты, пассивны, отгорожены от сверстников, обладают плохой интуицией, слабыми эмпатическими способностями. Классификация шизофрении основана на принципах течения и степени прогредиентности. Выделяют следующие формы шизофрении. Злокачественная и непрерывно-прогредиентная шизофрения (F 20. х 0). Характеризуется сочетанием признаков интеллектуального и эмоционально-волевого регресса, полиморфного кататонического и кататоно-гебефренического синдромов в течение 2 лет от момента дебюта формируется дефект олигофреноподобного типа с проявлениями задержанного диссоциативного дизонтогенеза. Непрерывная вялотекущая шизофрения. На протяжении нескольких лет развиваются неврозоподобные, психопатоподобные и аффективные расстройства. Характерны черты шизоидности и выраженного инфантилизма; нарушение социальной адаптации и целенаправленности деятельности; диссоциированная задержка психического развития; нарушение ассоциативного процесса. на начальных этапах отмечаются невротические конфликты и психологические защиты. Приступообразнаямалопрогредиентная шизофрения (F 20. х 2 и F 20. х 3). Болезнь протекает в виде приступов, клиническая картина которых представлена навязчивостями, деперсонализационными и сенестопатическими расстройствами, к которым присоединяются маниакальные или депрессивные синдромы. Между приступами отмечается стертая неврозоподобная аффективная симптоматика. Лечение назначается индивидуально и комплексно. Госпитализация при дебюте шизофрении и по мере необходимости. Основными препаратами являются нейролептики – производные фенотиазина, бутирофенона, тиоксантена, индола. Инсулиношоковая терапия только детям старше 10 лет. Показана при остром и подостром начале болезни с депрессивно-бредовыми расстройствами, онейроидной кататонии, при обострении вялотекущей шизофрении. Психотропные препараты. Поддерживающая терапия. Психотерапия – индивидуальная и групповая психотерапия, семейная психотерапия. Реабилитация: включение в детский коллектив, обучение в массовых и вспомогательных школах.
  Психические расстройства при эпилепсии (F06, F07)  
Факторами риска возникновения психических изменений при эпилепсии являются тип припадков, частота приступов, медикаментозное лечение.   В рамках изменений личности следует различать эретически-гиперкинетический синдром и энехетический синдром. Эретически-гиперкинетический синдром возникает преимущественно в детском возрасте, реже - в подростковом. Характерно повышенное стремление к деятельности, нарушение внимания и импульсивное поведение. Отсутствуют адекватные механизмы саморегуляции. Характерно снижение инстинкта самосохранения. С возрастом двигательная активность расширяется. Синдром может сочетаться с раздражительностью и агрессивным поведением, могут быть немотивированные колебания настроения. У детей нарушено чувство дистанции. Отмечаются трудности интеграции в общество. Энехетический синдром у детей встречается редко. Психозы при детской эпилепсии встречаются исключительно редко. Их частота возрастает у подростков. Эпилептические психозы могут быть иктальнми ( непосредственно связанные с припадком ), интериктальные (в межприступном периоде), альтернативные. У детей младшего возраста преобладает делириозная симптоматика, в старшем возрасте – галлюцинаторно-параноидные синдромы, резидуальная параноидная симптоматика, связанная с изменениями личности. Лечение основного заболевания (антиконвульсанты). При острых щизофреноподобных психозах – нейролептики. Антидепрессанты при клинической картине депрессии. Транквилизаторы при выраженной тревоге.  
  Аффективные нарушения (маниакально-депрессивный психоз (биполярное расстройство) – рубрики F 30, F 31, F 32, F 33, часть рубрик F 34 и F 38).  
В развитии маниакально-депрессивного психоза (МДП) основную роль играет наследственный фактор. Первые приступы редко регистрируются до 12 лет. К провоцирующим факторам относятся эндокринные нарушения, психотравмы, инфекции, черепно-мозговые травмы. У детей отмечаются более короткие фазы, не столь значительно нарушающие социальную адаптацию по сравнению со взрослыми. Чаще происходит смена фаз от маниакальной к депрессивной и наоборот. Характерны нарушения вегетативных функций, лишь в пубертате симптоматика становится сходной со взрослыми. характерны непосредственные переходы от маниакальных фаз в депрессивные. Содержание фаз отражает особенности возраста. Отмечаются фобически-ананкастные и ипохондрические синдромы. Часто отмечается переход в процесс шизофренического распада личности. Чем младше дети, тем меньше симптоматика похожа на классическую клиническую картину у взрослых. Депрессивный эпизод. До начала пубертата детей чаще отличает задумчивость, проявление страхов. Чувства вины, недостаток побуждений, суицидальные мысли, нерешительность и апатия. В младшем возрасте на первый план могут выходить соматические расстройства. У детей могут отмечаться нарушения поведения, снижение успеваемости. Колебания настроения часто кратковременны: может чередование отсутвия побуждений и их чрезмерная выраженность. Можно выявить замедление мышления, склонность к навязчивостям (идеи вины, греховности). Характерны соматовегетативные нарушения - бессонница, отсутвие аппетита, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, запоры, аменорея. Маниакальный эпизод. Характерны повышение влечений, отсутвие дистанции, нецеленаправленные поступки и гиперактивность, ощущение значимости собственной личности и завышенная самооценка, идеи величия. Нереалистические планы на будущее. Снижена потребность во сне. В детском возрасте для маниакальной симптоматики характерны выраженные колебания настроения, возбуждение, реже – эйфория. Маниакальное состояние легко переходит в депрессивное. Маниакальные и депрессивные эпизоды могут встречаться и самостоятельно. У подростков мания может сопровождаться шизофреноподобными симптомами – бредом, галлюцинациями. Маниакальные эпизоды редко наблюдаются у детей, чаще в подростковом возрасте. Депрессивные заболевания в период пубертата чаще встречаются у мальчиков, после – у девочек. При тяжелых депрессивных состояниях отмечают варианты с психотическими симптомами (бред, галлюцинации, депрессивный ступор) и без них. Препараты лития. Антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин и др.) в возрастной дозировке. Карбамазепин. (для лечения маниакальных аффективных расстройств и их профилактики). Когнитивно-поведенческая терапия. Семейная психотерапия.
  Неврозы У детей клиническая картина невротических расстройств характеризуется рудиментарностью, незавершенностью и соответствует параметрам возрастных периодов нервно-психического реагирования. У детей меньше, чем у взрослых, степень личностной переработки психотравмирующих переживаний самих невротических расстройств. Общие формы неврозов (неврастения, обсессивно-фобический невроз, истерический, ипохондрический) могут быть диагностированы лишь с 8-12 лет. До этого у детей преобладают так называемые «моносимптоматические» невротические расстройства (энурез, энкопрез, невротические тики, заикание).  
    В этиопатогенезе неврастении главная роль принадлежит хроническим психотравмирующим ситуациям (дома, в школе и т.д.), связанными с неадекватными требованиями к ребенку., воспитанием по типу перфекционизма с ограничением самостоятельности. Развитию неврастении способствует наличие личностного радикала «истощаемость и осторожность» астенической акцентуации, соматическая ослабленность, резидуально-органическая недостаточность головного мозга. Общие неврозы Неврастения (F 48.0) В клинике неврастении основная роль принадлежит наличию астенического синдрома, который может предваряться гиперстеническим. Также отмечаются страхи, ипохондрические опасения, тревога, депрессивные и субдепрессивные эпизоды. Возможен переход неврастении в невротическое развитие личности по астеническому типу. В ряде случаев появлению неврастении предшествует этап моносимптоматических реакций, которые возникают еще в дошкольном возрасте. Через 1-3 года на первый план выдвигается клиническая картина неврастении (это более благоприятгый тип динамики). Как самостоятельная форма невроза возникает только у младших школьников и подростков, в дошкольном возрасте – психогенные астенические реакции.     Психотерапия. Усиление внимания взрослых. Нормализация физических и умственных нагрузок. Седативная терапия (адаптол, ридазин, Магний – В6 ). Физиотерапия, ЛФК.
  Развитию способствует семейная дисфункция – воспитание в условиях повышенной моральной ответственности; наличие личностного радикала «тревожность и агрессивность», тревожно-мнительная акцентуация. Обсессивно-фобический невроз (F 42) Невроз навязчивых состояний(обсессивно-фобический невроз) проявляется в раннем и дошкольном возрасте в виде психогенных навязчивых фобий, движений и действий. Невроз навязчивых состояний проявляется в виде 3 разновидностей: невроз навязчивых страхов (фобический невроз) – в 5-7 лет; невроз навязчивых действий (компульсивный невроз) – в 6-8 лет; невроз навязчивых мыслей (обсессивный невроз) - подростки. Невроз навязчивых страхов – клиника определяется синдромом сверхценных страхов, содержание которых определяется психотравмирующей ситуацией и возрастом; тревожными расстройствами, нередко двигательным беспокойством, нарушениями восприятия (сенестопатии, иллюзии, галлюцинации). Приступы страхов продолжаются от 10-15 минут до нескольких часов. По характеру динамики может кратковременным и затяжным. Кратковременный присущ более младшим детям, продолжительность до 3-4 недель. Страхи имеют неизменное содержание. Возможно полное выздоровление. Затяжной тип встречается у более старших детей, продолжительность от 3-4 месяцев до 2-3 лет. Отмечается расширение тематики страхов, соматовегетативные расстройства). Между приступами выражены общеневротические симптомы. Течение может быть непрерывным и волнообразно-рецидивирующим. Возможен переход в невротическое развитие личности Обсессивно-компульсивный невроз – характеризуются появлением навязчивых мыслей и паттернов ритуального поведения. Обсессии –стойкие навязчивые и иррациональные мысли, идеи, импульсы или образы. Наиболее часто у детей встречаются боязнь заражения, боязнь причинить вред себе и другим, у подростков – сексуальная, религиозная озабоченность. Дети испытывают тревогу, озабоченность, стремятся нейтрализовать обсессии с помощью навязчивых действий. Навязчивые действия (компульсии)– повторяющиеся, имеющие большое субъективное значение, преднамеренные действия (например, мытье рук) или мыслительные процессы (повторение «про себя» каких-то слов). симптоматика обоих форм невроза у детей выражается в соответствующих синдромах навязчивостей. Идеаторные навязчивости у подростков встречаются редко. Данный невроз имеет склонность к затяжному и рецидивирующему течению. Возможен переход в невротическое развитие личности.   Психотерапия. Седативная терапия. Витаминотерапия. Физиотерапия (электросон).   Психотерапия. Гипнотерапия. Соблюдение режима труда и отдыха. Занятия спортом. Антидепрессанты (амитриптилин, адаптол). Витаминотерапия. Транквилизаторы (алпрозалам).    
Различают конверсионные расстройства (манифестирующие преимущественно соматическими симптомами); диссоциативные (манифестирующие преимущественно психическими симптомами); истерическое расстройство личности. В этиологии важную роль играет подострая или хроническая психотравмирующая ситуация, обычно связанная с противоречием между желаемым и реально достижимым или возможным. Предрасполагающим фактором является наличие истероидных черт характера, психического инфантилизма и неадекватное воспитание по типу «кумир семьи».   Истерический невроз (F 44 – диссоциативное, конверсионное расстройство) Примерно 40 % всех конверсионных расстройств проявляются в виде припадков или нарушений движения, 13% в форме психогенных параличей или сенсорных выпадений. К диссоциативным расстройствам относят психогенные амнезии, синдром деперсонализации, диссоциативное расстройства идентичности; психогенные уходы (фуги). В раннем детстве наблюдаются невротические истерические реакции в виде нарушений в моторной сфере (аффективная двигательная буря); в соматовегетативной (например, привычная рвота); речевой (психогенный мутизм). На этапе развернутого истерического синдрома отмечаются разнообразные конверсионные и диссоциативные расстройства. Развернутая клиническая картина отмечается, начиная с подросткового возраста. Истерическое расстройство личности характеризуется поверхностной и лабильной эмоциональностью, склонностью к драматизации, внушаемостью, жаждой признания, стремлением быть в центре внимания. Психотерапия. Гипнотерапия. Витаминотерапия. Транквилизаторы. Беллоид, беллатаминал. Физиотерапия (электросон).  
  Моносимптоматические неврозы. Моносимптоматический невроз — состояние, характеризующееся преобладанием признаков нарушения функции какого-либо отдель­ного органа (при отсутствии органического поражения), в силу чего картина болезни приобретает характер не психопатологической симптоматики, а доминирования какого-либо соматического синд­рома. Моносимптоматический невроз (невроз данного органа) час­то наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, ибо в этом возрасте наиболее выражена реактивность организма.  
В этиологии невротического энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также идентичная семейная отягощенность. Распространенность энуреза в дошкольном возрасте составляет 10% (среди мальчиков 12%, среди девочек 7%). Невротический энурез (F 98.0) Это психогенно обусловленное неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. Об энурезе как патологическом состоянии, говорят при недержании мочи у детей, начиная с возраста 4 лет, когда в норме должен иметься упроченный навык удерживать мочу. Невротический энурез отличается выраженной зависимостью от ситуации. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного - начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, плаксивость, капризность, страхи, тики. Невротический энурез в одних случаях возникает остро, после сильного испуга, в других – постепенно, в условиях хронической психотравмирующей ситуации. В обоих случаях недержание мочи значительно колеблется в частоте и интенсивности в зависимости от ситуации.   Психотерапия. Препараты, улучшающие метаболизм в нервных клетках (ноотропил, гопантенат Са). Седативная терапия (персен, нервокиль, глицин).
Расстройство встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. В этиологии основная роль принадлежит длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Невротический энкопрез (F 98. 1) Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Энкопрез характеризуется нарушением навыка опрятности в виде небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Как правило, дети стыдятся своего недостатка, стараются спрятать испачканное белье. Гиперкомпенсаторной реакцией на энкопрез может быть чрезмерное стремление ребенка к чистоте и аккуратности. Частота недержания кала индивидуально различна. Расстройство нередко отличается упорным характером. Часто ему сопутствуют пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.   Психотерапия. Физиотерапия.  
В настоящее время заикание рассматривается как полиэтиологическое речевое расстройство, в возникновении которого имеет значение ряд факторов. Это определенный возраст ребенка, состояние ЦНС ребенка, индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза, особенности формирования функциональной асимметрии мозга, наличие психической травматизации, генетический фактор, половой диморфизм и др. В настоящее время выделяют два принципиально различных патогенетических механизма: первичное поражение эмоциогенных структур мозга (при невротическом заикании) и моторных структур мозга (при неврозоподобном заикании). Распространенность заикания составляет 2-4% детской популяции. Соотношение мальчиков и девочек 4: 1. Заикание (F 98.5)- это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Выделены две группы основных симптомов заикания: биологические и социальные. Биологические (физиологические) включают речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. Ведущими физиологическими симптомами являются речевые судороги, которые возникают в момент акта речи. Судороги различаются по форме (клонические, тонические, смешанные), локализации (дыхательные, голосовые, артикуляторные и смешанные), по частоте и степени тяжести. В соответствии с клиническим подходом выделяют невротическое, неврозоподобное и смешанное заикание. Основным признаком невротического заикания следует считать психогенно-реактивное его начало у детей 2 (3)- 5 лет с нормальным речевым, интеллектуальным и общемоторным развитием. Появлению запинок в речи могут предшествовать соматическая ослабленность, общеневротические расстройства соматического и психореактивного генеза. Течение заикания имеет благоприятный характер, однако предшествующая невропатия или повторные психогении значительно утяжеляют клинику и прогноз невротического заикания. Неврозоподобное заикание часто имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Отмечаются задержки в речевом и моторном развитии, полиморфизм психопатологической симптоматики (сочетание неврозоподобных и церебрастенических расстройств) и речевых нарушений (наличие дислалии, тахилалии и т.д.). Отмечается судорожная готовность, склонность к гиперкинезам, стойкость сопутствующих движений. Судороги локализуются преимущественно в артикуляционном аппарате. Выявляются остаточные явления раннего органического поражения головного мозга, с акцентом на его моторных структурах, и стойкие вазовегетативные нарушения. Существуют также смешанные формы заикания: невротическое заикание, возникающее на фоне резидуальной цереброорганической недостаточности, и неврозоподобное заикание, осложненное невротическими реакциями.   Психотерапия. Речевой режим. Занятия с логопедом. Седативная терапия. Физиотерапия.   Ноотропные препараты. Витаминотерапия. Седативная терапия. Лечение у логопеда. Физиотерапия.  
В развитии тиков играют роль как генетические, так и психогенные факторы (дисфункциональные отношения в семье). Распространенность – до 20-25% в детской популяции. Соотношение мальчиков и девочек 3: 1. Невротические тики (F 95. 0) Тики могут быть простые и сложные; двигательные, вокальные, дыхательные. Двигательные тики возникают в мышцах лица, шеи, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей. Простые двигательные тики – моргание, мигание, открывание рта; сложные – подпрыгивание, постукивание, кусание. Простые вокальные тики – покашливание, хрюкание; сложные – крики, свист, жужжание. Дыхательные тики – шумный вдох (выдох), принюхивание. Начинаются в возрасте 5-10 лет, пик приходится на 7-11 лет. Возможно начало до 2-3 лет жизни. В большинстве случаев проходят с возрастом. Поведенческая психотерапия.
  Острое стрессовое расстройство (F 43.0) и посттравматическое стрессовое расстройство (F 43.1)  
Сильное травматическое переживание (природная катастрофа, несчастный случай, потеря близких). В момент стресса возникает фиксация на таких механизмах защиты как экстремальная идентификация, вытеснение. В результате возможны изменения сознания, нарушения восприятия и поведения. Развивается после пережитого эмоционального или физического стресса (боевые действия, катастрофы и т.д.). Острое стрессовое расстройство. Характеризуется развитием в течение 1 месяца после столкновения со стрессором по крайней мере одного из симптомов: отсутствие эмоциональных реакций; дереализация или слабое осознание происходящего вокруг; деперсонализация и диссоциативная амнезия. Травматическое событие переживается вновь и вновь; ребенок старается избегать стимулов, вызывающих воспоминание о нем. Посттравматическое стрессовое расстройство. У детей наблюдается постоянная тревога после столкновения с чрезвычайным эмоциональным событием. Возникают повторные переживания травматического события, избегание связанных с ними стимулов; повышенный уровень активации. Травматическое событие чаще переживается в ночных кошмарах. Первоначально кошмары отражают травматическое событие, но со временем становятся неспецифическими. Реакция на травму может выражаться в повторяющихся рисунках и играх, центральной темой которой являются связанные с травмой моменты, а также в регрессивном, агрессивном, антисоциальном или деструктивном поведении. Длительность расстройства более месяца. Транквилизаторы. Антидепрессанты. Терапия сном. Психотерапия. Семейная терапия.     Антидепрессанты. Снотворные. Антипсихотические. Психотерапия. Семейная терапия.  
  Симптоматические психозы (F 0) Наиболее общей чертой являются симптомы помраченного сознания (чаще делириозное помрачение). Указанные психозы возникают при тяжелых соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах.  
Психические расстройства, возникающие на фоне патологии внутренних органов в связи с повреждающим действием на ЦНС интоксикационных, гипоксических, обменных, патоморфологических и иных факторов. Соматические психозы Особенности у детей: более легкое и более частое возникновение синдромов нарушенного сознания, чаще с делириозным компонентом; кратковременность психотических симптомов; относительно большая выраженность аффекта страха при относительной бедности и абортивности галлюцинаторно-бредовых расстройств; более яркая выраженность невротических, аффективных, витальных нарушений, их лабильность; приостановка или регресс психомоторного развития, формирование долговременных парциальных дефектов психического развития, особенно речевых; менее выраженная сверхценная ипохондрическая фиксация на своем дефекте; меньшая подверженность проявлениям церебральной симптоматики. Развитие соматического психоза проходит стадию астенического синдрома с дистимич6еской, истериоморфной симптоматикой, неспецифическими вегетативными нарушениями. В одних случаях клиника может исчерпываться неврозоподобной симптоматикой, в других – возможно развитие делириозной симптоматики, после которой возникает астеноподобная картина. В исходе может формироваться психопатоподобное состояние на фоне церебрастении или энцефалопатии.   Лечение основного заболевания. Психотерапия. Ноотропные препараты. Витамины.
Возникают на фоне токсического поражения ЦНС соответствующим инфекционным агентом, чаще на фоне гипертермии. Инфекционные психозы После короткого астеноподобного продрома, развивается более-менее глубокое состояние оглушенности. На ее фоне, чаще в ночное время, вспыхивают кратковременные психозы типа делириозных или сумеречных состояний с двигательным возбуждением, выраженным аффектом страха, наплывом элементарных зрительных галлюцинаций обыденного содержания, реже фантастического. Иногда отмечаются фебрильные судороги. Разрешается психотическое состояние критически, переходя через короткое время в сон. После него отмечается полная или частичная амнезия.   Лечение основного заболевания, дезинтоксикация. Транквилизаторы. Нейролептики. Витамины. Ноотропные препараты. Снижение психических и физических нагрузок на 2-6 недель.
Могут быть обусловлены острым отравлением пищевыми продуктами, ядами (ртуть, мышьяк), угарным газом, медикаментами (атропин, барбитураты, антигистаминные). Тяжесть состояния зависит от полученной дозы вещества. Интоксикационные психозы. Характерными симптомами нейротоксикоза являются затемненное сознание, бред, на фоне резкого повышения температуры, симптомов раздражения мозговых оболочек, тахикардии и сердечной недостаточности.   Лечение стационарное. Использование специфических антидотов. Дезинтоксикационные мероприятия.
Закрытые травмы черепа – частое явление в детском возрасте. Любая ЧМТ сопровождается повреждением вещества мозга, сосудистыми расстройствами, которые приводят к гипоксии и отеку мозга, нарушениям функций нервной системы. Психозы при черепно-мозговых травмах. На острой стадии, непосредственно после трав­мы мозга, возможно разви­тие клинической картины травматического психоза с делирием или без него. Вне делириозного состояния психические расстрой­ства проявляются усилением моторики, эйфорией, снижением кри­тичности и нелепым поведением типа пуэрилизма. Может также наблюдаться двигательная заторможенность с апатией, вялостью, доходящей до ступора. В более тяжелых случаях возникают амнезия, очаговые рас­стройства в виде афазии и пареза. У детей делириозное состояние при травматическом психозе наблюдается реже, чем при инфекци­онном психозе. Однако у них чаще наблюдается состояние оглушения и растерянности, недостаточного осмысления окружающего, рас­стройство анализа и синтеза явлении среды: дети жалуются, что окружающие их предметы изменились. В острой стадии закры­той травмы мозга могут наблюдаться различные по тяжести пси­хические расстройства, при наиболее тяжелых ситуациях в первые же дни после травмы наступает смерть. Лечение стационарное.
  Расстройства речи(F 80)  
Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов. При повреждении периферических отде­лов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается на­рушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произноше­ния, так как страдают подвижные органы артикуляции и статические, а также органы голосообразования и дыхания.     1. Нарушения звукопроизношения. Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. 2. Системные нарушения речи. Алалия – отсутвие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза. 3. Мелодико-интонационные нарушения. Нарушения темпа речи. Тахилалия – патологически быстрый темп речи (20-30 звуков в сек), при полной сохранности фонетической и лексико-грамматической стороны речи. Брадилалия – патологически замедленный темп речи, баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, недоговариваются. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, вследствие судорог, возникающих в речевом аппарате. Педагогическая логопедическая коррекция Нейрофизиологическая и нейропсихологическая коррекция. При необходимости - медикаментозная терапия. Психотерапия
  Расстройства развития школьных навыков – дисграфия, дислексия, дискалькулия (F 81)  
Возникают вследствие нарушений в обработке когнитивной информации, что во многом обусловлено биологической дисфункцией Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв; искажение звукослоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дислексия – частичное нарушение процессов чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера: трудности в чтении слов, трудности узнавания и чтения отдельных букв; трудности усвоения и смешение отдельных графически сходных букв, а также их взаимозамены, зеркальное чтение; трудности понимания прочитанного при технически правильном чтении. Дискалькулия – частичное нарушение формирования навыков счета. Проявляется в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами; нарушения пространственного гнозиса и праксиса; нарушения ручного праксиса. Педагогическая коррекция Нейрофизиологическая и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозная терапия. Консультативно-семейная психотерапия
  Расстройства развития двигательных функций – диспраксия(F 82)  
Факторы развития: несформированность или задержка развития перцептивно-моторных навыков. Органические факторы: минимальные мозговые инсульты или дисфункции вследствие пренатальных или перинатальных осложнений. Отмечается подкорковая дисфункция, незрелость правого полушария мозга и/или нарушение становления межполушарных взаимоотношений. Частота встречаемости у детей в возрасте от 5 до 11 лет – 6%. В младенческом и раннем возрасте проявляется как задержка достижения нормальных этапов двигательного развития. В 2-4 года моторная неловкость проявляется во всех сферах деятельности, требующей двигательной координации. Степень нарушений варьирует от нарушений «тонкой моторики» до грубой двигательной дискоординации. Могут отмечаться сопутствующие стертые нарушения речи. Характерны плохие навыки рисования и конструирования. Отмечается незрелость развития нервной системы, наличие тотальных синкинезий, зеркальных движений, плохой координации, недостаточной переключаемости. расстройство не связано с физическим заболеванием (ДЦП, гемиплегия, мышечная дистрофия).   Медикаментозная терапия. Нейрофизиологическая и нейропсихологическая коррекция. Консультативно-семейная психотерапия
  Нарушения поведения (F 91)  
В основе расстройств поведения лежат следующие факторы: отношения с родителями (борьба родителей между собой, наличие психических расстройств, социопатий, алкоголизма); социоэкономическая депривация; ММД. Часто встречается в детском и подростковом возрасте (у 9% мальчиков и 2% девочек). Воровство чего-либо без ведома жертвы и борьбы более чем один раз (включая подделку документов). Побеги из дома на всю ночь не менее 2 раз, или один раз без возвращения. Частая ложь (за исключением случаев, когда лгут, чтобы избежать наказания). Специальное участие в поджогах. Частые прогулы уроков (работы). Необычно частые и тяжелые вспышки гнева. Специальное проникновение в частную собственность, специальное разрушение чужой собственности. Физическая жестокость к животным. Принуждение кого-либо к сексуальным отношениям. Применение оружия более одного раза; часто зачинщик драк. Воровство после борьбы; вымогательство или вооруженное ограбление. Физическая жестокость к людям. Вызывающее провокационное поведение и постоянное, откровенное непослушание. Расстройство поведения должно продолжаться не менее 6 мес., во время которых наблюдается не менее трех проявлений (диагноз ставится только до 18-летнего возраста). Поведенческая терапия Системная семейная терапия Их комбинация  

Таблица 24


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.