Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы семейного консультирования






1. Принцип добровольности обращения клиента

2. Принцип конфиденциальности

3. Принцип личной ответственности клиента

4. Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон­сультанта

5. Принцип стереоскопичности диагноза

6. Принцип реконструкции истории семьи

7. Принцип совместной выработки решений Принцип привлечения широкого социального окружения

8. Принцип комплексности в работе с семьей

9. Принцип единства диагностики и коррекции

10. Принцип структурирования позиций в процессе консультирования

11. Принцип выявления подтекста обращения клиента.

Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим эти­ческим принципом семейного консультирования. Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому освидетельствованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согла­сия. Исключением являются ситуации, когда психологическое обследова­ние и воздействие осуществляются по судебному предписанию. Как прави­ло, это запрос на проведение психологической экспертизы по вопросам установления опекунства и определения порядка реализации воспитатель­ной функции в случае развода. Очевидность и безусловность принципа до­бровольности становится сомнительной в тех случаях, когда мнение о не­обходимости обращения в консультацию разделяется далеко не всеми членами семьи, а для успешной работы необходимо участие их всех. Тогда задача консультанта состоит в аргументированном обосновании необходи­мости привлечения к работе всех членов семьи, включая детей. При прове­дении первичного приема консультанту важно установить, кто был иници­атором обращения в консультацию, как отнеслись к этому остальные члены семьи и какова мера их готовности присоединиться к общей работе. В случае индивидуальной работы с клиентом и невозможности либо неце­лесообразности привлечения семьи в целом, следует оговорить с клиентом ограничения индивидуальной формы консультирования.

Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип конфиден­циальности обеспечивается специальными процедурами хранения полу­ченной информации, анонимностью обращения клиента, профессиональ­ным этическим кодексом и может быть нарушен лишь в тех случаях, когда возникает угроза жизни и безопасности самого клиента или третьих лиц. Но и тогда предоставление информации, необходимой для обеспечения их жизни и здоровья, должно осуществляться в форме, в максимальной степе­ни ограждающей интересы самого клиента.

Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одно­временно ответственности за реализацию принятого решения, его послед­ствия и риски. Обратной стороной медали указанного принципа является готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отноше­ний, действий и их причин, «сильных» и «слабых» сторон своей личности.

Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон­сультанта. Семейное консультирование является чрезвычайно ответст­венным видом практической деятельности психолога. От его профессио­нальной компетентности зависит благополучие семьи и ее будущее развитие. Соответственно, требования к профессиональной подготовке и квалификации консультанта должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи.

Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследо­вания психологических особенностей семьи с позиций всех ее членов, «гла­зами» всех участников семейного процесса. Образ семейных отношений и семейного взаимодействия у обоих супругов, родителей и детей выполняет ориентирующую функцию, определяет направленность и содержание ак­тивности каждого из участников такого взаимодействия. Стереоскопич­ность диагноза означает построение объемной картины семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого ее члена и объективная ситуация се­мейного взаимодействия.

Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструк­ция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направлен­ностью на установление причинно-следственных зависимостей. Методиче­ским приемом, позволяющим воссоздать историю семьи, является построение «линии ее жизни» — всех наиболее значимых событий в их хро­нологической связи и преемственности начиная со знакомства будущих партнеров. Важно выявить не только сами события, но. и особенности их восприятия и переживания каждым из членов семьи. Реализация указан­ного принципа стимулирует развитие рефлексивности партнеров, раскры­вает возможности для совместного анализа проблемной ситуации, ее ин­терпретации и принятия решений.

Принцип совместной выработки решений является логическим продол­жением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекоменда­ции нельзя давать клиенту в готовом виде — это основной постулат психо­логического консультирования. Назовем причины необходимости отказа от готовых рекомендаций:

•консультант и клиент говорят на разных языках — языке «научной психологии» и языке психологии «житейской». Соответственно, возможно разночтение и несовпадение значений основных понятий. Готовые реко­мендации могут быть просто неадекватно поняты клиентом и столь же не­верно реализованы;

• предложенные рекомендации могут быть не приняты клиентом в силу иного понимания и интерпретации событий и проблем семейной жизни, чем у консультанта. Актуализация защитных механизмов, сопротивление, вытеснение, селективность восприятия информации и предвзятость ее ин­терпретации могут стать причиной негативизма клиента в отношении ре­комендаций, предлагаемых консультантом;

•готовые рекомендации освобождают клиента от необходимости при­нятия решения и открывают возможность перекладывания бремени ответ­ственности на консультанта. Уровень психологической готовности клиен­та к работе над собой снижается, тем самым ограничивая возможности личностного роста клиента в процессе консультирования;

• готовое решение и план и его реализации определенным образом по­зиционируют отношения консультанта и клиента как отношения «сверху», формируют зависимость от консультанта.

Таким образом, готовые рекомендации и решения, как бы ни были они точны и выверены, в подавляющем большинстве случаев оказываются не­продуктивными. Исключение составляют случаи необходимости немедлен­ного принятия решения, когда под угрозой оказывается психологическая и физическая безопасность и здоровье личности. Выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности, где функция консультанта состоит в организации ориентировки клиента в про­блемной ситуации; выделении существенных для ее разрешения условий; выявлении их значения и личностного смысла; выборе решения из диапазо­на совместно выстраиваемых вариантов возможных действий и их послед­ствий; наконец, в разработке плана реализации принятого решения.

Принцип привлечения широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье'в решении возникающих проблем.

Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не все­гда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических про­блем семейного контекста. В силу этого специалисты по семейной психо­логии и семейному консультированию, как правило, работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работни­ками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевта­ми, юристами, сексологами.

Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диа­гностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, представляет собой вид психологического воздействия, обладающего опре­деленным эффектом для личности и семьи. Выполнение любого из предло­женных заданий, будь то проективное задание, заполнение опросников или диагностическое интервью, приводит к возрастанию уровня осознания клиентом семейных проблем, условий, их порождающих, их следствий для семейного функционирования. Коррекционное воздействие и его эффект, в свою очередь, предоставляет важную диагностическую информацию для проверки гипотез о причинах возникновения трудностей семейной жизни.

Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. По­зиционирование консультанта и клиента осуществляется в начале установ­ления контакта и выполняет функцию организации совместной деятельно­сти по анализу проблемы и поиску ее решения. Структурирование позиций определяется мотивационной направленностью клиента, его личностными особенностями и реализуемой консультантом теоретической моделью кон­сультирования, в частности мерой директивное™ консультанта. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «кон­сультант сверху», и «клиент сверху». Вариант «на равных» предполагает равноправное сотрудничество консультанта и клиента, в котором консуль­тант обладает необходимой компетентностью и предоставляет необходи­мую и достаточную информацию клиенту для организации.процесса при­нятия обоснованного решения, а клиент является носителем проблемы, отражающей дисфункцию семьи. Вариант «консультант сверху» предпола­гает неравные отношения директивности—зависимости, когда консультант директивен, является носителем уникального знания, принимает на себя полноту принятия решения и ответственности, а клиент зависим и реали­зует установку на подчинение и делегирует консультанту право принятия решения. Вариант «клиент сверху» выражает прагматическую ориентацию клиента, предполагающего, что оплата услуг консультанта открывает для него возможность диктовать свои требования и пожелания в отношении воздействия и влияния на третьих лиц. Здесь клиент уже приходит с гото­вым решением проблемы, а консультанту делегируется обязанность обос­новать это решение и обеспечить условия его реализации.

Принцип выявления подтекста обращения клиента. При определении подтекста жалобы следует обратить внимание на характер мотивационной направленности клиента и его отношения с консультантом. Выделяют три варианта ориентации клиента: деловая (адекватная или неадекватная — с преувеличением силы и возможностей консультанта), рентная (направлен­ная на получение выгоды и прибыли от консультирования), игровая (на­правленная на испытание консультанта и проверку его компетентности) [Семья в психологической консультации, 1989]. В зависимости от преобла­дания мотивации клиента можно также говорить о различных установках, находящих выражение в подтексте жалобы. Наиболее типичными являют­ся следующие установки: 1) установка «потребителя», реализующая стрем­ление переложить груз ответственности на консультанта и получить «гото­вый рецепт»; 2) установка тревожно-неуверенного клиента, выражающая мотив получить эмоциональную поддержку и обратную связь, подтвержда­ющую правомерность и целесообразность своего поведения; 3) установка саморазвития, когда ситуация консультирования используется клиентом как ресурс личностного роста; 4) установка зависимости, когда клиент реа­лизует мотив удовлетворения потребности в безопасности, опеке и уста­новления привязанности. Выявление подтекста обращения — необходимое условие для грамотного построения стратегии и тактики проведения кон­сультации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.