Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы семейного консультирования






Сегодня можно говорить о плюралистической теоретической основе се­мейной психотерапии и, соответственно, семейного консультирования, опирающегося на установленные в рамках практики психотерапии законы и правила функционирования семьи. В плюрализме теории как сила семей­ного консультирования, так и его слабость. Сила в том, что многообразию проблем семейной жизни соответствует многообразие теорий разного уровня, в пространстве которых оказывается возможным найти объясни­тельную модель практически для любого «единичного, особенного и спе­цифического случая», составляющего объект консультирования. Теории дополняют и развивают друг друга, обогащая арсенал диагностических ме­тодов работы с семьей и способов психологического воздействия. Слабость плюралистической основы консультирования в том, что размытость и мно­жественность теоретических постулатов приводит к слабости и неодно­значности выводов и заключений психолога-консультанта, низкой эффек­тивности его работы с семьей. Выход из создавшегося положения большинство семейных консультантов видит в создании интегративного подхода к семейному консультированию.

Критериями дифференциации психотерапевтических подходов к рабо­те с семьей являются:


• «единица» анализа семейного функционирования и проблем семьи. В рамках атомистического аддитивного подхода такой «единицей» может стать любой член семьи как уникальная и неповторимая личность. В этом случае семья рассматривается как совокупность взаимодействующих лич­ностей, определенным образом сочетающихся друг с другом. Жизнедея­тельность семьи есть результат простой суммации действий всех ее членов. В рамках системного подхода единицей анализа является семья как целост­ная система, имеющая функционально-ролевую структуру и характеризую­щаяся определенными свойствами. Каждый человек в семье, сохраняя себя как личность и не растворяясь в ней, приобретает качественно новые свой­ства, открывающие возможности личностного роста и саморазвития. Семья рассматривается как полноценный субъект жизнедеятельности и развития;

•учет истории развития семьи, временной ретроспективы и перспекти­вы. Соответственно, можно выделить два основных подхода: генетико-исто-рический и фиксация на актуальном состоянии семьи без учета ее истории;

•направленность на установление причин возникновения проблем и трудностей жизнедеятельности семьи, ее дисфункции. Здесь также можно говорить о двух подходах, составляющих в известном смысле дихотомию. Первый, каузальный подход направлен на выстраивание причинно-следст­венных связей и установление роли условий и факторов, влияющих на ха­рактеристики функционирования семьи. Второй, феноменологический под­ход переносит акцент на анализ сюжетно-событийного ряда жизни семьи с намеренным игнорированием причин, оставшихся в ее прошлом. «Неважно, какие именно причины привели к трудностям, испытываемым семьей. При­чины — были вчера. Трудности — переживаются сегодня». Важно найти пу­ти и средства преодоления этих трудностей — вот основной принцип работы с семьей сторонников феноменологического подхода.

Руководствуясь перечисленными выше критериями, можно выделить определенные подходы в работе с семьей.

Психоаналитический подход. В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем. Единица анализа — личность в ее отношениях с партне­ром, основными паттернами этих отношений выступают эдипов комплекс и комплекс Электры. Предполагается, что в брачно-супружеских отноше­ниях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей от­ношений с собственными родителями. Кстати, именно это обстоятельство является причиной трансляции семейного опыта и построения семейных событий из одного поколения в последующее. Достижение личностью ав­тономии и перестройка отношений с семьей по происхождению — главная цель терапевтического процесса. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и по­давленного. Симптомы трудностей супружеских отношений рассматрива­ются как «маркер» прошлых неразрешенных конфликтов и подавленных влечений в отношениях с родителями. В психоанализе симптомы выступа­ют как основа для выявления причин, большое значение придается просле­живанию клиентом механизма симптомообразования и осознания причин переживаемых трудностей, прокладыванию мостов между прошлыми кон­фликтами и проблемами семейных отношений сегодняшнего дня.

Бихевиоралъный подход. Подчеркивается важность баланса взаимного об­мена (отдать и получить). Единицей анализа здесь выступает личность в от­ношениях и взаимодействиях с членами семьи. Акцент переносится на уме­ние разрешать проблемные ситуации и формирование специальной исполнительской компетентности (навыков коммуникации и разрешения проблемных ситуаций). Генетико-исторический аспект возникновения про­блемы в рамках поведенческого консультирования оказывается незначимым. В центре внимания здесь не глубинные причины, а ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают помехой и препятствием на пути решения проблемных ситуаций. В рамках поведенческой психотерапии мож­но говорить о теории социального научения (А. Бандура) и теории оперант-ного обусловливания (Б.Ф. Скиннер). Соответственно, основными механиз­мами формирования неправильного поведения, приводящего к семейным проблемам, признаны неадекватные социальные модели поведения в семье, неэффективные контроль и подкрепления. Если принять во внимание подоб­ное объяснение возникновения проблем и трудностей в семье, становится по­нятна ориентированность работы семейных поведенческих психотерапевтов на детско-родительские отношения. Широкое распространение в рамках по­веденческого подхода получили разнообразные формы тренинговой работы с родителями. Работа с супругами строится в рамках теории социального обме­на, согласно которой каждый индивид стремится к получению максимально­го вознаграждения при минимальных затратах. Принцип реципрокности — эквивалентности обмена — предполагает, что удовлетворенность супружес­кими отношениями возрастает, когда число полученных вознаграждений компенсирует затраты. Хорошо разработанная и операционализированная система диагностики особенностей взаимного поведения супругов и родите­лей с детьми, четкие процедуры модификации поведения, тщательно проду­манная система домашних заданий и упражнений обеспечивают достаточно высокую эффективность поведенческого подхода при оказании помощи се­мьям в решении их проблем. Особенностью поведенческой работы с семьей является предпочтение диадического взаимодействия как единицы психоло­гического анализа и воздействия. Выбор диады (для сравнения — в системной семейной психотерапии работа осуществляется с триадой, включающей су­пругов-родителей и ребенка) обоснован верховенством принципа социально­го обмена в анализе закономерностей семейного функционирования.

Феноменологический подход. В качестве единицы анализа рассматрива­ется личность в семейной системе. Основной принцип «здесь-и-теперь» требует сосредоточения на происходящих в настоящий момент событиях


семьи с целью достижения высокого уровня их прочувствования и пережи­вания. Реальность общения и взаимодействия как системы вербальных и невербальных эмоционально нагруженных коммуникативных актов со­ставляет предмет психологического анализа и психотерапевтического воз­действия (В. Сатир, Т. Гордон). Выявление содержания, правил построе­ния, воздействия коммуникации на жизнь семьи в целом и на каждого из ее членов составляет содержание работы с семьей. Формирование коммуни­кативной компетентности, навыков открытого эффективного общения, по­вышение сенситивности к своим чувствам и состояниям и чувствам парт­нера, амплификация переживания настоящего составляют главные задачи семейной психотерапии в рамках данного подхода.

Семейная психотерапия, основанная на опыте (К. Витакер, В. Сатир), делает акцент на личностном росте, достижении автономии, свободе выбо­ра и ответственности как цели психотерапии. Дисфункция семьи произ-водна от нарушений личностного роста ее членов и сама по себе не должна быть мишенью воздействия. Межличностные отношения и взаимодейст­вия составляют условия для личностного роста тогда, когда коммуникация оказывается открытой и эмоционально насыщенной. Причины возникно­вения трудностей в коммуникации оказываются незначимыми, работа кон­центрируется на пересмотре убеждений и ожиданий, стимулировании их изменений.

Системный подход. Семья рассматривается как целостная система, в ка­честве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распреде­ление ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причины семейных трудностей, которые прежде всего усматриваются в дисфунциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы.

Структурная семейная психотерапия (С. Минухин) как одно из наибо­лее авторитетных направлений в семейной психотерапии основывается на принципах системного подхода. Семья выступает как система, стремящая­ся к сохранению (закон гомеостаза) и развитию отношений. В своей исто­рии семья последовательно и закономерно проходит через ряд кризисов (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, окон­чание школы и самоопределение, сепарация от родителей и уход и пр.). Каждый из кризисов требует реорганизации и перестройки семейной сис­темы. Семья рассматривается как базисная система, включающая три под­системы: супружескую, родительскую и сиблинговую. Границы системы и каждой из подсистем представляют собой правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы могут быть чересчур ригидны­ми или гибкими, что, соответственно, влияет на проницаемость систем. Из­лишняя гибкость приводит к диффузии границ, т.е. к нечеткости паттернов взаимодействия, и делает семейную систему или подсистему уязвимой для вмешательства извне. Вмешивающееся из-за размытости семейных границ поведение приводит к утрате членами семьи автономии и способности са­мостоятельно решать свои проблемы. Напротив, чрезмерно ригидные гра­ницы затрудняют контакты семьи с'внешним миром, делают ее изолиро­ванной, разобщенной, с ограниченными возможностями контактов и взаимной поддержки.

Дисфункция семьи определяется как неспособность семьи удовлетво­рить потребности всех ее членов, что находит отражение в симптоматичес­ком поведении кого-либо из них. Нарушения поведения и эмоционально-личностные нарушения одного из членов семьи, согласно структурной семейной психотерапии, есть индикатор дисфункции семьи как единого це- ч лостного организма. Внимание терапевта центрируется на происходящих в семье процессах в настоящее время, без далеких экскурсов в прошлое. Путь преодоления проблем семьи — в изменении неадекватных паттернов транс­акций, расшатывании старой семейной системы и установлении новых гра­ниц, обеспечивающих равновесное ее функционирование.

Стратегическая семейная психотерапия (Д. Хейли) представляет собой интеграцию проблемно-ориентированной терапии с теорией коммуникаций и теорией систем. Единицей анализа здесь выступает семья как целостная система, стремящаяся к сохранению гомеостаза и паттернов взаимодейст­вия. Акцент переносится на настоящее, работает принцип «здесь-и-теперь», поскольку дисфункция системы поддерживается текущими интеракциями. Выявление причин не является задачей терапии, поскольку существование проблем поддерживается текущими процессами взаимодействия, которые должны быть изменены. Симптом — метафорическое выражение проблемы и обозначение определенного стереотипа поведенческих реакций, который по соглашению между членами семьи выполняет определенную функцию в межличностном взаимодействии, — представляет собой одну из форм кон­троля поведения членов семьи. Роль терапевта активна, в процессе работы он предлагает членам семьи директивы или задания двух видов — позитив­ные, если сопротивление семьи изменениям невелико, и парадоксальные, поощряющие симптоматическое, т.е. неадекватное, поведение членов семьи, если сопротивление велико и выполнение негативных заданий, скорее все­го, будет блокировано. Широкое использование метафор в работе с семьей способствует установлению аналогии между событиями и действиями, ко­торые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Метафори­ческое осмысление семейной ситуации позволяет выделить и увидеть сущ­ностные характеристики семейного процесса.

Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоана­лиза и теории систем. Единицей анализа выступает целостная семья, в ко­торой отношения между супругами строятся в соответствии с семейными традициями родительской семьи и усвоенными в детстве моделями взаи­модействия. Выбор партнера и построение отношений между супругами и родителей с детьми основывается там на механизме проекции чувств и


ожиданий, сформировавшихся в прежних объектных отношениях с роди­телями, и попытке «подогнать» актуальные отношения в семье к интерна-лизованным ранее моделям семейного поведения (Д. Фрамо). Принцип ис­торизма в рамках трансгенерационного подхода является ключевым. Так, в качестве семейной системы рассматривается межпоколенная семья (М. Бо-уэн), а трудности семейного функционирования связываются с низким уровнем дифференциации и автономизации личности от семьи по рожде­нию. Прошлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семей­ную динамику. Процессы дифференциации личности, триангуляции как формирования треугольника отношений и семейного проективного про­цесса, согласно теории Боуэна, определяют возникновение проблем семьи и открывают пути для их разрешения. Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники трансгенерационного подхода свидетельствуют о том, что фокусирование на причинах трудностей семейной жизнедеятель-, ности является важным его принципом.

Несмотря на существенные различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления проблем, в теоретических объяс­нительных моделях, можно выделить общие цели семейной психотерапии: •повышение пластичности ролевой структуры семьи — гибкости рас­пределения ролей, взаимозаменяемости; установление разумного баланса в решении вопросов власти и главенства;

•установление открытой и ясной коммуникации; •разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов;

•создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи.

Одной из наиболее острых проблем является проблема оценки эффек­тивности консультирования, а потому на первый план выступает вопрос о критериях такой оценки и организации соответствующих ее процедур. Не менее важной, но составляющей перспективу дальнейших теоретических и прикладных разработок семейного консультирования признается пробле­ма определения значения факторов и переменных, влияющих на эффек­тивность консультирования; решение ее позволит прогнозировать эффек­тивность консультирования и придать ему более управляемый, планомерный характер.

Критерием оценки эффективности консультирования является реализа­ция поставленных целей с точки зрения клиента. Однако оценка эта может меняться в зависимости от того, кто из членов семьи ее, семью, оценивает, так как его позиция в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Поскольку каждый из членов проблемной семьи достаточно ча­сто преследует интересы, противоречащие интересам остальных членов се­мьи, что, собственно говоря, и делает семью проблемной, то оценка итогов консультирования различными членами семьи часто может быть диаметрально противоположной. Разрешение указанного противоречия кроется в обращении к работе с семьей в целом как клиентом и требовании к консуль­танту занимать позицию защиты интересов семьи в целом, а не отдельных ее членов. Это требование может быть реализовано и при работе со всей семь­ей, и при работе с индивидуальным клиентом. Для консолидации и объеди­нения усилий всех лиц, заинтересованных в благополучном разрешении трудностей, переживаемых семьей, необходимы совместное обсуждение, вы­работка общего решения о целях и задачах консультирования и заключение терапевтического договора в интересах всей семьи с семьей как клиентом. Эффективность консультирования в значительной степени зависит от вре­мени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения се­мьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успеш­ного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффектив­ность консультативной работы, — психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы, готовность к саморазвитию и самоизменению.

Содержательным критерием оценки эффективности семейного кон­сультирования является успешность разрешения проблем семьи. Так, по аналогии с параметрами оценки эффективности семейной психотерапии (В.Н. Мясищев) следует считать показателями высокой эффективности консультирования: 1) степень симптоматического улучшения; 2) степень понимания клиентом психологических механизмов порождения труднос­тей семейного функционирования; 3) степень реконструкции семейных от­ношений; 4) степень восстановления и повышения эффективности функ­ционирования семьи. Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи. Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения норма­тивных кризисов жизненного цикла ее развития. Во-вторых, на уровне раз­решения реальных трудностей и проблем семьи и, в-третьих, на уровне оп­тимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и каждого ее члена, роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.