Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультирование по вопросам вступления в брак






Консультирование по вопросам вступления в брак в нашей стране оказыва­ется относительно редко востребованной формой психологического кон­сультирования. Обычно запрос формулируется клиентом в виде просьбы оценить степень психологической совместимости партнеров как будущих супругов. Выше были определены условия супружеской совместимости, из которых важнейшими для стадии выбора брачного партнера являются сте­пень согласованности семейных ценностей и ролевых ожиданий в отноше­нии целей и ролевых моделей поведения супругов, а также принятие лично­стных и поведенческих особенностей партнера и готовность учитывать их в сотрудничестве. Задачей консультирования в этом случае должно стать про­яснение семейных ценностей и представлений о принципах и нормах семей­ного функционирования и ожиданий в отношении ролевого поведения каж­дого из партнеров и их обсуждение. Вопросы распределения функций в семье, главенства, планирования рождения детей, контрацепции и абортов, сексуальных отношений, супружеской измены, финансовых вопросов и се­мейного бюджета должны стать предметом открытого и честного обсужде­ния. Целесообразно использовать формы заданий по характеру распределе­ния бюджета, построению перспективного плана важных жизненных событий семьи с элементами ролевого разыгрывания и творческих заданий проективного типа (например, рисунок «Наша семья через 20 лет») и т.д.

Другим направлением работы с парой, желающей создать семью, долж­на стать диагностика психологической готовности к вступлению в брак, включая уровень соответствия требованиям экономической и финансовой самостоятельности, эмоциональной автономии от прародительской семьи, достижения необходимой личностной зрелости для осуществления выбора и принятия ответственности.

Важное профилактическое значение имеет выработка программ, на­правленных на развитие эмпатии, коммуникативной компетентности, уме­ния разрешать конфликтные ситуации методом «семейного совета».

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, определяется необ­ходимостью реализации главной цели — формирования родительской позиции матери и отца и подготовке к перестройке семейной системы в свя­зи с рождением ребенка. Основные ее задачи:

• формирование родительской позиции на ценностно-смысловом и мо-тивационном уровне, включая родительскую ответственность;

•повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом зна­чении для ребенка и матери;

•повышение уровня психолого-педагогической компетентности в во­просах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста;

•формирование навыков саморегуляции функциональных и психичес­ких состояний, поведения в родах, ухода за ребенком;

•оптимизация супружеских отношений, помощь в планировании жиз­ненного стиля семьи, распределении обязанностей после рождения ребенка;

•развитие навыков открытого субъектно-ориентированного эмоцио­нального общения с ребенком в период беременности, помощь в формиро­вании образа ребенка [Ланцбург, 2000; Захарова и др., 2002].

Специальная работа по формированию родительской позиции осуще­ствляется в родительских школах и школах сознательного материнства, где задачи диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и мате­ринству, профилактики деструктивных процессов в семье и развития роди­тельской компетентности могут быть с успехом решены.

Консультирование по проблеме супружеской измены

Супружеская измена может быть разрешена через восстановление супруже­ских отношений или распад брачного союза. В ряде случаев ситуация изме­ны остается неразрешенной на протяжении ряда лет. Задачи психологичес­кой помощи клиенту в случае распада супружеских отношений состоят в построении нового образа жизни, преодолении реакции горя, формирова­нии новых межличностных отношений, которые могут компенсировать ут­рату. В случае восстановления супружеских отношений задачи консульти­рования включают: изживание и преодоление реакций ревности, формирование «морали прощения» [Волкова, 1989]; формирование умения контролировать свое поведение и аффективные переживания; анализ при­чин измены и собственных ошибок; построение новых отношений с партне­ром. Неконструктивным способом психологической работы является стра­тегия обесценивания как факта супружеской измены, так и самого партнера. Отвлечение на значимую деятельность — работу, учебу, воспитание детей, хобби и увлечения, — хотя и помогает временно отвлечься, «уйти» от про­блемы и снизить интенсивность аффективных переживаний, но является ложной стратегией совладания с супружеской изменой.

Приведем схему психологического консультирования супружеской из­мены, предложенную А.Н. Волковой.

1. Формирование картины измены:

•выделение и составление психологической характеристики соперни­ка, руководствуясь которой можно составить представление о возможных причинах супружеской измены;

•определение «нормативности» реакций ревности;

• определение уровня активности поведения ревнующего и преобладаю­щих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы;

•определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедеятель­ность и исход измены.

2.Исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь ее «жертвы».

3.Выбор методов психологического воздействия с целью оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений, безусловно, в тех случаях, когда это возможно.

Консультирование по проблеме насилия в семье

Семейное насилие — повторяющиеся во времени с увеличением частоты ин­циденты множественных видов насилия с целью установления безраздель­ного контроля над партнером и запугивания его. Семейное насилие включа­ет цикл физического, экономического, психологического и сексуального подавления личности, осуществляющегося между близкими родственника­ми. Цикл насилия включает фазы нарастания напряженности, вспышки не­управляемого насилия, в частности физическое избиение, фазу «медового месяца», в которой любовь, покой и покаяние сменяются нарастанием кон­фликтности и напряженности, т.е. переходом к первой фазе цикла. Семейное насилие как акт агрессии может быть осуществлено между мужем и женой, родителем и ребенком, другими родственниками. Чаще всего потерпевшей стороной оказываются женщины и дети. Отметим, что сами женщины край­не редко становятся субъектом насильственных агрессивных действий в от­ношении мужа. Дети нередко используются агрессором как средство давле­ния на мать и принуждения ее к определенным действиям. Примером том}' может служить манипулирование правом матери на свидание с детьми в слу­чае развода, когда дети остались у отца. В семье, где мать становится объек­том насилия, в большинстве случаев детей постигает та же участь.

Семейное насилие в отношении женщин, к сожалению, не редкое явле­ние как в истории России, так и современного российского общества. По разным данным, около 30% российских женщин страдает от домашнего на­силия. В то время как в США и Западной Европе специализированная си­стема помощи женщинам, страдающим от домашнего насилия, начала ра­боту достаточно давно, в России первый телефон доверия для таких женщин появился только в 1993 г.

В рамках семейного консультирования можно назвать по крайней мере три модели, объясняющие причины насилия в семье. Социокультурная объясняет насилие в семье сложившимися традициями и особенностями социальной организации общества. Насилие в семье выступает как продол­жение уличного и социального насилия, поэтому в тоталитарных общест­вах уровень семейного насилия достаточно высок. Традиции патриархаль­ной семьи, где мужчина был единоличным властителем, судьей и исполнителем наказаний, создают предпосылки для воспроизводства пра­вовых норм домостроя в современной семье. Демократизация власти в семье и изменение позиции женщины в обществе приводят к перераспре­делению главенства в семье, в ряде случаев вызывающему сопротивление изменению прежней системы отношений, и, как следствие, — к насилию. Системная модель представляет насилие как результат неэффективности ролевой структуры семьи и ее коммуникаций, приравнивая по сути агрес­сивные действия к действиям неэффективным, а ответственность за их со­вершение распространяет на обоих участников взаимодействия. Наконец, в психоаналитической модели агрессия мужа в отношении жены рассмат­ривается как следствие искажения в детские годы личностного развития в отношениях с родителями, как проявление нарциссизма, фрустрации, не­адекватных защит, низкой самооценки, чрезмерной тревожности и т.п.

Виды семейного насилия:

•физическое насилие — избиение, удары, удушение, ожоги, ограниче­ние доступа жертвы к медицинской помощи, насильственное удерживание и пр. — самый распространенный вид домашнего насилия (95% женщин, обращающихся за помощью, страдают именно от физического насилия со стороны мужа);

• сексуальное насилие — сексуальное давление, изнасилования, принуж­дение к половым отношениям в неприемлемой для партнера форме или с
третьими лицами, причинение боли, нанесение физического увечья и т.д.;

•психологическое насилие — угрозы, оскорбления, постоянная крити­ка, шантаж, жесткий контроль с принуждением к определенным действиям фрустрирующего характера, ограничение удовлетворения потребностей, запреты на общение с друзьями, родственниками, на занятия профессио­нальной деятельностью и пр., унижение личности, оскорбление ее достоин­ства и т.п. Психологическое насилие может привести к расстройствам лич­ности, искажению личностного развития, депрессии и страху и, как следствие, к агрессии, направленной на агрессора;

• экономическое насилие — отказ в финансовой поддержке и содержании детей, единоличное распоряжение финансовыми ресурсами семьи, иг­норирование нужд и потребностей жены и детей и т.д.

Консультирование женщин по проблеме семейного насилия в настоя­щее время осуществляется в специализированных кризисных центрах. За­дачи психологического консультирования включают: стабилизацию эмо­ционального состояния клиентки; исследование проблемы, выявление источников поддержки; организацию принятия решения об изменении си­туации (уход от супруга, временное или постоянное раздельное проживание, развод, сохранение статус-кво, переговоры с супругом, совершающим насильственные действия, использование посредничества, обращение в правоохранительные органы для защиты и т.д.) и составление плана дейст­вий. Важной составной частью плана действий является «индивидуальный план безопасности». Разработка такого плана подразумевает: обсуждение круга лиц, к которым следует обращаться в случаях насилия (соседи, мили­ция, свидетели); определение убежища, где можно укрыться и получить не­обходимые для жизни средства (друзья, родственники, кризисные цент­ры); мобилизацию необходимых ресурсов для экстренной эвакуации в случае насилия (документы, деньги, необходимые вещи, лекарства, детские игрушки); разработку плана превентивной сепарации детей в случае угро­зы насилия с тем, чтобы они не стали средством шантажа клиента или объ­ектом агрессии со стороны супруга.

Если в семье есть дети, необходимо осуществить переориентацию жен­щины на необходимость заботы и оказания им помощи и поддержки. По­мимо обеспечения безопасности и благополучия детей, решение этой зада­чи позволяет повысить уверенность самой женщины в своих ресурсах и возможностях самостоятельно справиться с кризисной ситуацией. Наси­лие прямым результатом имеет чувство страха, беспомощности, неуверен­ности в себе и низкого самопринятия женщины. Нередко — помимо страха и бессилия, ощущения зависимости — женщины, пережившие семейное на­силие, испытывают стыд и чувство вины, теряют уважение к себе. Приня­тие матерью ответственности за благополучие детей, за свою жизнь и здо­ровье позволит ей повысить самоуважение и самопринятие, укрепить чувство Я и тем самым сделать существенный шаг в преодолении кризиса.

Психологическое консультирование по проблеме семейного насилия должно сопровождаться необходимыми мероприятиями, обеспечивающи­ми правовую, экономическую и социальную поддержку жертв домашнего насилия.

Консультирование по проблеме развода

Говоря о задачах психологического консультирования по проблеме разво­да, мы имеем в виду лишь случаи, когда решение о разводе супругами уже принято. Более уместно говорить здесь о психологическом сопровождении развода. Необходимость такого сопровождения безусловна, когда в семье есть дети. В значительной степени такое консультирование выполняет ин­формационную функцию [Алешина, 1994].

Основными задачами консультирования в случае развода являются: •посредничество в разрешении проблем экономического развода су­пругов в режиме ограниченного времени — территориальные споры, раздел имущества, вопросы материально-финансовой поддержки;

•консультирование по проблеме установления опекунства, согласова­ния условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ре


бенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и пр.);

•консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и се­парации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в-период раз­вода и постразводный период);

•формирование нового образа семьи, помощь в планировании разреше­ния проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на ра­боту, если она ранее не работала, либо ищет сверхурочную или дополни­тельную работу);

•оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного вос­питания как профилактика эмоционально-личностных нарушений детей, переживших развод;

•сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов;

•сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной иден­тичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожно­сти, развития страхов и фобических реакций;

•работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личност­ных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;

•оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения ус­ловий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.

В табл. 7 сформулированы основные обращенные к родителям реко­мендации, преследующие цель предупреждения негативных последствий развода для всех членов распавшейся семьи.

Важным направлением консультативной работы в сфере оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период является посред­ничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, прожива­ющим отдельно. В последнее десятилетие явно наметилась тенденция воз­растания инициативы и активности отцов в направлении сохранения сво­ей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, с которой приходится сталкиваться психологу в консультации, является противодей­ствие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода. Необходимо знать основные принципы, которыми должны руководствоваться родители при достижении догово­ренности об участии отцов в воспитании детей. Их несколько:

1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим ро­дителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, при­нятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, прожива­ющий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая со­мнению чувства к нему такого родителя.

2.Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок дол­жен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслужива­ющие любви и уважения.

3.Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положе­ние как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситу­ации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ни­чем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

4.Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супру­гами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его но­вой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, вы­сказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

5.Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, про­живающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не долж­но быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невоз­можно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необхо­димости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и со­хранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя - посто­янного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и на­стаивать на них.

6.Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семей­ные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, долж­ны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брач-ных отношений в будущей семье самого ребенка.

7.Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказан­ные правила распространяются и на прародителей.

8.Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, автори­тетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, кото­рые может играть новый член семьи в жизни ребенка.


Одним из важнейших принципов организации психологического кон­сультирования разведенных супругов является делегирование ответствен­ности за эффективное преодоление следствий развода разведенному су­пругу. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи — не просто ложный, но крайне опсный шаг, ведущий к стагнации постразводного синдрома и формированию зависимости клиента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.