Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная компетентность современного педагога ДОО






Немаловажную роль в компетентности педагога занимает его речь.

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т. д., уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей.

Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаков, точнее, знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка».

Принципы построения речевой коммуникации:

- принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора;

- принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи: тактичности, великодушия, одобрения, скромности, согласия, благожелательности.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания.

Среди требований к речи педагога выделяют:

- правильность;

- точность;

- логичность;

- чистота;

- выразительность;

- богатство;

- уместность.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнёрами друг друга, так и к открытому конфликту.

Невербальный (т. е. несловесный) этикет общения – это требования к жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между собеседниками и т. д., которые должны в процессе общения соблюдаться, чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать вежливыми. Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.

Невербальное выражение неодобрительной оценки с точки зрения этикета общения предпочтительнее, чем любое вербальное выражение неодобрения, так как слабая невербальная оценка всегда менее категорична, чем любая вербальная оценка собеседника или ситуации.

Речь педагога ДОУ должна обладать такими качествами хорошей речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, но основное требование - это правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве идеала, образца. Языковая норма - это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Педагогу необходимо знать и соблюдать в общении основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения звуков, а также постановки ударения в словах), лексические и грамматические нормы. Культура речи является показателем общей культурой человека.

Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, любви, призыв к сотрудничеству и др. Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребёнку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приёмов.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приёмов.

Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен проявлять должное уважение и внимание. Кроме того, необходимо выбрать и форму приветствия. Вероятно, для этой цели вряд ли подойдёт фривольное «привет» или просторечное «здрасьте». Скорее всего, педагог будет приветствовать родителей словами «добрый день», «здравствуйте», «рада видеть вас» и др.

Если педагог испытывает трудности в запоминании имён, то рекомендуется составить список имён и отчеств всех родителей и держать его на видном месте, например под стеклом на рабочем столе или на двери.

Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также необходимо обладать достаточным словарным запасом, иначе вы рискуете просто-напросто быть непонятым. Причём большое значение имеет способность использовать в речи синонимы и антонимы, умение строить предложения. В разговоре с родителями не стоит употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то, произнося, возможно незнакомые для них термины, сразу же, без паузы, дайте определение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас.

Очень важная техника активного слушания. Умение внимательно и терпеливо выслушать собеседника – навык, который надо неустанно тренировать.

Многие трудности в педагогической деятельности часто возникают из-за неумения воспитателей пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка. Дети, случайно становясь свидетелями разговоров взрослых, копируют их поведение, их выражения, стараются им подражать. Таким образом, вслушиваясь в речь воспитанников детского сада, можно заметить в ней интонацию не только близких ребенку людей, но и языковые особенности воспитателей.

Наблюдения за речью воспитателей ДОУ выявили и многочисленные отступления от грамматических норм, свидетельствующие о незнании этих норм или о небрежном отношении к родному языку. Например, воспитатель, обращаясь к родителям, может произнести: " Извиняюсь, я немного задержала начало собрания". Ни в одном словаре русского языка слова " извиняюсь" нет. Педагог должен был сказать: " извините", " простите", " приношу свои извинения". В беседе с детьми молодая воспитательница произнесла: " Моё день рождения в декабре, а ваше? " В этом высказывании нарушены нормы согласования определения " мой" и определяемого слова " день". Во время завтрака помощник воспитателя предлагает детям " вкусное сладкое кофе с молоком", но существительное " кофе" пока еще не относится к среднему роду. Этот вариант (средний род) дается в словаре с пометой " разговорное ".

Собираясь на прогулку, дети под присмотром воспитателя часто " одевают пальто и шапки" по указанию педагога, а возвращаясь с улицы, не могут отыскать своих " туфлей", самостоятельно сложить " теплых носок", девочки не умеют правильно завязать свои красивые " бант ы ", что констатирует их воспитатель. Иногда педагоги ДОУ в общении с детьми и их родителями путают слова " поступок" - " проступок", " виноват" - " виновен", подменяя одно другим. Можно стать свидетелями и такой сцены из жизни: подходя к дому, мама сообщает знакомой: " Мы с садика идем", нарушая при этом норму управления. Ребенок внимательно слушает, запоминает и, конечно, не раз повторит потом в игре эти слова мамы. К сожалению, так может сказать детям и воспитатель.

Пожалуй, перед каждым педагогом ДОУ в той или иной ситуации не раз возникал вопрос: " Как сказать правильно? Как не ошибиться, как выразить точнее свою мысль? ". В устной речи такие вопросы возникают значительно реже, чем в письменной. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется речевая культура человека или ее дефицит. Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно и содержательно высказать свою мысль.

Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.

Почему же неумение выслушать – такое распространённое явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьёзных причин. Назовём лишь некоторые из них.

Мы перебиваем, потому что «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5-10 раз быстрее, чем говорим) собеседник ещё не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему. А собеседник в это время пытается ещё повторить, растолковать, думает, что не совсем убедил нас. Нетерпение заставляет нас перебивать.

Нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли – какая-то мысль показалась нам знакомой, и мы торопимся на неё отреагировать, а ведь собеседник мог иметь в виду вовсе не то, что нам показалось в первую минуту, он ещё не закончил свою аргументацию.

Если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаём воспринимать смысл его речи, так как мысленно уже готовим опровержение, свою аргументацию.

Перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию.

Невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения.

Манера слушать или так называемый стиль слушания во многом зависит от личности собеседников, от характера и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения.

Дети учатся у воспитателя многому, в том числе и правильной речи, значит, педагог должен постоянно совершенствовать свои речевые умения и навыки: он не должен допускать многословия, не должен употреблять в речи слова - сорняки: " это самое", " как бы", " ну", " вот" и т.п. Воспитатель должен быть чутким к слову, постоянно обогащать свой словарный запас. Общение с детьми обязывает педагога быть более требовательным к себе, к своим высказываниям, поскольку именно профессия педагога ориентирована на владение речью во всей её полноте и значимости.

Закончить свое выступление хотелось бы словами: «Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста». В.Э. Пахальян.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.