Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная компетентность педагога ДОО






В сфере образования современной России можно выделить несколько доминирующих тенденций:

  • образование является одним из приоритетных направлений государственной политики;
  • активно идут процессы реформирования образования на всех ступенях, начиная с дошкольного;
  • много делается для стандартизации системы образования.

В связи с этим предъявляются все более высокие требования к профессиональной компетентности педагогов-дошкольников.

Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат – развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях образования – предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ и формирующих ее компетенций.

Понятие профессиональной компетентности не имеет сегодня однозначной трактовки. Наиболее употребительным является представление компетентности как совокупности знаний и опыта, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. При этом подчеркивается, что компетентность – это обладание определенными компетенциями.

Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):

1 – круг полномочий, предоставленных законом, уставом должностному лицу.

2 – знание и опыт в той или иной области.

(Энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова)

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Личность педагога является факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Очевидно, рядом с ребенком должны находиться педагоги – профессионалы высокого класса.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «педагогические работники должны обладать основными компетенциями необходимыми для создания условия развития детей». Эти условия предполагают:

1) охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка;

2) обеспечение эмоционального благополучия;

3) поддержку индивидуальности и инициативы детей;

4) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

5) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка;

6) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н. (ред. от 31.05.2011 № 448н).

Требования, предъявляемые к должности педагогического работника дошкольной образовательной организации, определены также в приказе Министерства труда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Поставленные в ФГОС ДО задачи могут решать в полном объеме только высокопрофессиональные специалисты, обладающие достаточным уровнем общей образованности и специальных знаний, уровнем развития культуры, нравственности, интеллекта, творчества, социальных качеств и пр.

В научной литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Рассмотрим одну из них:

§ Учебно-познавательная компетенция – включает совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами решения проблем.

§ Информационная компетенция – предполагает развитую способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию.

§ Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей.

Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

§ Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

§ Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

§ Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

 

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе образовательной деятельности.

Выделим основные пути развитияпрофессиональной компетенции.

- курсы повышения квалификации;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;

- участие в методических объединениях;

- умение ориентироваться в информационном потоке;

- обобщение собственного педагогического опыта,

- самообразование.

Самообразование – составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации. Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию.

Как говорил К.И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.