Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИКТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога






 

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Это совсем новое направление работы для большого количества педагогов.Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио – и видео средства, мультимедиа, компьютер, Интернет)

ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования предписывает педагогам, занимающим должность воспитателя, знать среди прочего основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Профессиональный стандарт педагога предполагает владение педагогом ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – одна из самых новых направлений в отечественной дошкольной педагогике.

Решая данную проблему, коллектив МАДОУ Детский сад № 300 ставит перед собой цель: повысить качество образовательной деятельности средствами ИКТ.

Данная цель определила основные задачи:

Ø повышение профессионального мастерства педагогов через использование информационно-коммуникационных технологий;

Ø внедрение ИКТ в совместную деятельность педагогов и детей;

Ø использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

Основные направления работы по внедрению ИКТ:

· создание сайта детского сада:

· нормативно-правовое обеспечение работы ДОУ;

· оформление основной документации;

· повышение квалификации через дистанционные курсы и самообразование педагогов;

· методическое и наглядное обеспечение образовательного процесса;

· участие педагогов и воспитанников ДОУ в интернет-конкурсах;

· презентация опыта работы педагогов ДОУ;

· обмен опытом и размещение публикаций в сети Интернет.

 

Средства ИКТ дают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет; помогают педагогам разнообразить формы поддержки образовательного процесса; способствуют повышению качества работы с родителями воспитанников; позволяют сделать совместную деятельность с детьми содержательной, интересной, привлекательной; расширяют возможности использования дидактических игр и наглядного материала; дают возможность оформлять информационные стенды, дидактические и демонстрационные материалы в соответствии с эстетическими нормами.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.

Большой популярностью у педагогов пользуются мультимедийные презентации. Они используемые в образовательном процессе (занятия, музыкальные и спортивные праздники, развлечения), в методической работе (РМО, педагогические советы, семинары, мастер-классы, Школа молодого воспитателя, Школа педагогического мастерства и т.д.), в работе с семьей (родительские собрания). Информационно-коммуникационные технологии используются педагогами и при создании портфолио.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

  1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
  2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста.
  2. Microsoft Excel – программа для работы с электронными таблицами.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  5. Paint – программа для рисования.
  6. Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

Одно из главных условий использования ИКТ в образовательном процессе – информационная компетентность специалистов ДОУ. Педагоги должны знать технические возможности компьютера, владеть навыками работы с ним, выполнять санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, ориентироваться в компьютерных программах, в том числе – разработанных специально для дошкольников, знать этические правила их применения и владеть методикой приобщения детей к новым технологиям.

Некоторые специалисты ДОУ давно и активно используют ИКТ в образовательном процессе, другие делают первые шаги в этом направлении. Это связано с тем, что педагоги имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его профессиональной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.