Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Провозглашение и законодательное оформление государственного суверенитета Беларуси (начало 1990-х годов).






Несмотря на политику перестройки отрицательное влияние оказали межнациональные конфликты, которые разгорелись в СССР. В 1988-1990гг. обострились взаимоотношения между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которые скоро вылились в продолжительную войну. Всю страну поразили кровавые события в Ошской области в Киргизии в 1990г. Обострились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией, причем конфликт с последней вылился в 1991г. в вооруженное столкновение. Тяжелая ситуация сложилась в Молдавии и Прибалтике, где возросла напряженность между коренным и русскоязычным населением.

В условиях жестоких социальных потрясений и межнациональных конфликтов возник вопрос о существовании Советского Союза. В республиках усилились сепаратистские настроения. В октябре 1988г. Эстония приняла Декларацию о государственном суверенитете, которой объявила преобладание законов республики над общесоюзными, республиканскую собственность на землю, недра, основные средствами производства. Верховный Совет СССР признал этот документ недействительным, но остановить «парад суверенитетов» было уже невозможно. После выборов в республиканские и местные Советы весной 1990г., на которых большинство голосов получили приверженцы самостоятельного развития республик, декларации о государственном суверенитете приняли Верховные Советы Литвы, Латвии, Армении, Грузии и Молдовы. 12 июня 1990г. соответствующий документ появился в России, а 27 июля 1990г. – в Беларуси. Регионы повели с центром борьбу, которая получила название «война законов». В ее основе лежало право самостоятельно распоряжаться своей собственностью и средствами, которые отражались на состоянии народнохозяйственного комплекса. Стремление республик к самостоятельности вынудило руководство СССР искать пути реформирования союза и разработать новый союзный договор.

В январе 1991г. союзные власти попробовали силой остановить сепаратизм в прибалтийских республиках, наладив в Вильнюсе и Риге попытки вооруженного переворота, но это вызвало негативную реакцию российского руководство и привело к усилению конфронтации между Ельциным и Горбачевым. Чтобы исправить ситуацию Верховный Совет СССР решил провести Всесоюзный референдум 17 марта 1991г. по вопросу о необходимости сохранения СССР. За сохранение СССР высказались 76, 4% участников. Центр сделал вывод о необходимости разработки нового союзного договора. 23 апреля 1991г. в резиденции Горбачева прошла встреча руководителей 9 республик (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и президента СССР, получившая название «9+1». Было решено подготовить текста нового союзного договора. На 20 августа 1991г. была назначена дата подписания договора. Однако августовский путч остановил этот процесс, что ускорило процесс распада СССР.

27 июля 1990г. Верховный Совет БССР минимальным большинством голосов объявил Декларацию о государственном суверенитете БСССР в составе советской федерации. Это решение явилось результатом реакции на внешнюю ситуацию, принятие 12 июня 1990г. первым съездом депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Принятое решение не вытекало из решения и воли большинства белорусского народа. Между тем оно открыло путь настоящей независимости республики.

В 20-й статье Декларации утверждалось, что любые действия против национальной государственности БСССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону. Согласно 2-й статье выступать от имени народа разрешалось исключительно Верховному Совету. Правительство республики получало право создавать национальную армию, милицию и службу безопасности. Депутаты-коммунисты проголосовали за 11-ю статью о необходимости нового союзного договора между республиками. Депутаты из БФ не участвовали в этой части заседания.

Провал августовского путча создал благоприятные условия для реализации государственного суверенитета. Созванная 24 августа пятая внеочередная сессия Верховного Совета БССР отозвала с должности Председателя Верховного Совета Дементея. 25 августа был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР» и постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Этими актами объявлялась политическая и экономическая независимость республики. В собственность БССР переходили предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. Исключение составляли те предприятия и организации, руководство которыми оставалось, согласно с законодательством БССР, за соответствующими органами Союза ССР.

Было изменено название республики (19 сентября, Республика Беларусь), а также произошла замена государственной символики (19 сентября, законы «О государственном гербе Республики Беларусь» и «О государственном флаге Республики Беларусь»). Государственный флаг с этого времени представлял собой прямоугольное полотнище бело-красного цвета. Государственным гербом стал древний герб «Погоня». Председателем Верховного Совета был избран Шушкевич.

8 декабря 1991г. в резиденции белорусского правительства Вискули Шушкевич, Ельцин и Кравчук подписали соглашение о формальной ликвидации СССР и создании СНГ.

Создание суверенного государства потребовало формирования органов управления, создания собственного войска. Согласно закону от 25 августа 1991г. «О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Белорусской ССР» союзно-республиканское Министерство внутренних дел БССР было преобразовано в республиканское МВД. Ему были подчинены внутренние войска и учебные учреждения МВД СССР, размещенные на территории республики. Союзно-республиканский Комитет государственной безопасности БССР был преобразован в республиканский КГБ, который подчинялся Верховному Совету РБ. Были пересмотрены функциональные направления деятельности комитета, отменена служба политического розыска, создано новое для силовых ведомств подразделение общественных связей.

Совету Министров Беларуси подчинялись пограничные войска КГБ. В начале 192г. начало действовать Главное управление пограничных войск при Совете Министров. На службу в республику было возвращено 1400 белорусов-пограничников. Была также проведена работа белорусско-литовской и белорусско-латвийской смешанными комиссиями по установлению границы РБ с Литвой и Латвией, созданы новые погранотряды.

В целях обеспечения политической и экономической самостоятельности республики в сентябре 1991г. Верховный Совет (ВС) принял постановление «О таможенной службе РБ». Белорусское управление государственного мытного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет РБ.

Важным шагом на пути укрепления суверенности РБ явилось создание собственного войска. В марте 192г. начало действовать Министерство обороны РБ. Постановление от 6 мая 1992г. положило начало непосредственному созданию собственных вооруженных сил. Белорусский военный округ был ликвидирован.

Были приняты меры по усилению контролирующих функций государства. В соответствии с принятым в марте 1992г. ВС законом «О Контрольной палате РБ» главными функциями созданной палаты являлись контроль за исполнением законов РБ, постановлений ВС и соответствующих им актов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.