Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Партизанские рейды и партизанские зоны. Рельсовая война на Беларуси.






Во 2-й пол. 1942г. партизаны начали проводить против оккупантов значительные по своим размерам боевые операции. Например, в 1942г. был уничтожен мост через Дрису, что остановило движение на линии Полоцк-Даугавпилс на 16 дней. В ночь на 3 ноября 1942г. был уничтожен мост через Птичь, что остановило перевозки на 18 дней. 28 августа 1942г. был уничтожен вражеский гарнизон и коммуникации на ж/д станции Славное. Противник потерял около 120 солдат и офицеров убитыми.

Пополнение партизанских формирований усилилось в связи с мобилизацией белоруской молодежи на работы в Германию. Так, в соответствии с директивой (11 марта 1943г.) было затребовано около 1 млн. женщин и мужчин. Доля Б. в этих поставках должна была составлять около 1000 человек ежедневно. Десятки тысяч молодых людей, спасаясь от угона в Германию, уходили в партизаны. В ноябре 1943г. количество партизан составляло уже 122 тыс. человек.

Усиление партизанского движения на Б. позволило народным мстителям перейти к проведению широкомасштабных операций, таких, как, например, «Рельсовая война». Операция проводилась партизанами Б., Украины, Литвы, Латвии, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей. Главной ее задачей было разрушение ж/д коммуникаций в тылу врага накануне наступательных операций КА. На Б. «Рельсовая война» проводилась в три этапа. Первый этап начался в ночь на 3 августа 1943г. и продолжался до середины сентября. Основная цель операции – содействовать контрнаступлению КА под Курском. В определенное время 74 тыс. партизан нанесли множество ударов по ж/д коммуникациям противника. В результате были полностью выведены из строя ж/д линии в районе Бобруйска, Жлобин, Калинковичи, Тимковичи, Осиповичи, ж/д на участках Полоцк-Молодечно не действовала 15 дней, Минск-Молодечно – 10 дней, на линии Могилев-Кричев, Могилев-Жлобин движение было остановлено на протяжении всего августа. За время первого этапа партизаны Б. пустили под откос 833 эшелона и 3 бронепоезда, взорвали 184 ж/д моста и 556 мостов на автодорогах, уничтожили множество автомашин и телеграфно-телефонных линий, провели ряд успешных операций по разгрому вражеских гарнизонов.

Второй этап «Рельсовой войны» под условным названием «Концерт» проводился с 19 сентября до начала ноября 1943г. За этот промежуток времени партизаны подорвали 90 тыс. ж/д рельсов, множество эшелонов, 72 ж/д моста. В результате противник был вынужден удвоить количество войск на Б. для охраны стратегических коммуникаций своего тыла.

Третий этап «Рельсовой войны» был начат в ночь на 20 июня 1944г., незадолго до проведения сов. войсками операции «Багратион». На этом этапе партизаны Б. непосредственно взаимодействовали с наступающими войсками КА. Были полностью выведены из строя основные ж/д линии, частично парализованы вражеские перевозки почти по всем дорогам Б. Операция «Рельсовая война» помогла разгромить фашистские войска на разных участках фронта в 1943-1944гг.

Значительную работу по превращению партизанского движения в массовую народную войну против иноземного нашествия выполнили подпольные органы компартии республики, которые пользовались авторитетом среди населения. В тылу издавалось около 170 подпольных газет. За годы войны было издано 28, 5 млн. экземпляров листовок. На Б. действовало 444 тыс. партизан и подпольщиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.