Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические требования к педагогическому оцениванию






Известный педагог Герасимова Н.А. говорила, что оценка педагога является не только важным средством регуляции и контроля учебной и трудовой деятельности, стимулирует учащихся на выполнение произвольных действий, но, что не менее важно, формирует у них ценностное отношение к результатам своего труда, а через них и к самому себе, т.е оказывает влияние на самооценку школьника [11, с. 32].

Многочисленные исследования, проведенные по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Если оценки (положительные или отрицательные) на протяжении значительного периода повторяются, то естественно повторяются и вызываемые ими чувства. На фоне хорошего эмоционального состояния, обусловленного преимущественно положительными оценками, создается благоприятная почва для формирования познавательных мотивов учения, развития трудолюбия. Положительные эмоции от педагогической оценки в начальных классах вообще являются главным стимулом приложения усилий для получения новых знаний. Так закладывается основа трудолюбия, " надо" превращается в " хочу". Иная картина наблюдается, если преобладает отрицательная оценка. Она вызывает чувство неудовлетворенности, неуспеха, неудачи, дети теряют надежду на успех, к их и без того слабым возможностям присоединяется неуверенность в себе - всё это выступает тормозом на пути к знаниям. Школьники, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своими наставником, стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается полным отключением ребенка из учебной работы, формированием робости, скрытности, пассивности [Там же, с. 34-35].

Во избежание неблагоприятного воздействия педагогической оценки на ученика психологами и педагогами была разработана система требований, которым должна удовлетворять оценка [18, с. 386-388].

Во-первых, это объективность - оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке.

Во-вторых, субъективность - учёт при оценивании реальных возможностей учащегося, его уровня здоровья и приложенных им к выполнению задания усилий.

В-третьих, всесторонность - учёт при оценивании уровня полноты, осмысленности знаний, умений и навыков школьников, форм подачи информации (культуры речи, образности, эмоциональности), также учёт различных видов работы ученика на протяжении всего урока.

В-четвёртых, открытость (гласность) - чёткая обоснованность оценки и выставленной отметки, которая доступна пониманию ребёнка.

В-пятых, действенность - воспитательное влияние оценки, которое выражается в советах и указаниях по улучшению учебных результатов.

И, наконец, системность - оценивание ученика должно проводится не время от времени, а регулярно для того, чтобы выявить, каких успехов он добился.

Кроме этого, по мнению Л.Б. Близнюк [6, с. 201-202], педагогическая оценка должна быть: стимулирующей (побуждать к продвижению вперёд), дифференциальной (должна разделятся на отдельные, частные оценки, содержащие в себе чёткие указания как на достоинства, так и на недостатки), заинтересованной (выражающей интерес учителя к личности ребёнка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в возможности ученика), выразительной (показывающей искренность мнения педагога), уважительной (вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинств ученика).

А.О. Сухомлинский утверждает, что педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения [22, с. 335].

Удовлетворить на практике всем предъявленным требованиям не так легко. С этим связаны ошибки, которые допускают педагоги при оценивании учащихся.

И.П. Подласый [18, с. 390] выделяет несколько видов субъективных ошибок оценивания:

- ошибки " великодушия" или " снисходительности", проявляющиеся в выставлении педагогом завышенных оценок;

- ошибки " центральной тенденции", которые проявляются в стремлении избежать крайних оценок, например, в школе - не ставить двоек и пятерок;

- ошибки " ореола", связанная в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым учитель лично относится положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное;

- ошибка " контраста" состоит в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, насколько эти же характеристики выражены у самого педагога, например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью;

- ошибка " близости" проявляется в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе " отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку), когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.

- оценка по настроению.

Несмотря на все противоречия, оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Методы и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки. Давая оценку, учитель должен думать о дальнейшем росте ученика. Все переживания учащегося, связанные с учебным трудом, обязательно отражаются на его взаимоотношениях с учителем [22, с. 350].

Таким образом, педагогическая оценка должна удовлетворять ряду основополагающих критериев. Учителю необходимо быть хорошим психологом, способным предвидеть все положительные и отрицательные последствия оценки, ее воспитательный эффект. Оценка должна создавать условия для успешной учебной деятельности, формирования положительных устремлений. Если она не удовлетворяет этим условиям, то такая педагогическая оценка лишается своей ценности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.