Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы местного самоуправления и образования






 

Земства. Важным шагом в совершенствовании системы управления на местах стало осуществление земской реформы. 1 января 1864 г. монарх утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно предписывало создавать новые органы местного самоуправления в губерниях и уездах, а выборы в них проводить на основе имущественного ценза (ограничения), по куриям.

Первая курия – землевладельческая – формировалась из владельцев земли площадью от 200 до 800 десятин или дворян, имевших недвижимость стоимостью от 15 тыс. рублей и более.

Вторая курия – городская – объединяла владельцев городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей.

Третья курия – крестьянская – включала представителей сельских крестьянских обществ. Беднейшее крестьянство не избиралось.

Таким образом, вводились ограничения на избрание в земское собрание.

В первых земствах в 1865 г. в результате выборов с применением имущественного ценза среди депутатов органов местного самоуправления дворяне составляли 46, 7%, то есть почти половину; купцы – 10, 2%; духовенство – 6, 1%; зажиточные крестьяне – 34, 3%; представители других сословий – 2, 7%.

Земства избирались на 3 года. Председателем земского собрания по царскому положению являлся предводитель местного дворянства. Классовый подход в формировании местных органов власти был виден невооруженным глазом.

Земские собрания депутатов избирали исполнительные органы местного самоуправления – управы, в состав которых входили председатель и несколько членов управы. Собрание земских депутатов проходили, как правило, один раз в год. В их полномочия входило: выдвижение кандидатов на должность мировых судей; утверждение местных налогов; распределение государственных налогов по субъектам налогообложения (кому и сколько платить в казну); распределение расходов на земские нужды, в том числе на здравоохранение, образование, противопожарное состояние и т.д.

Царское правительство выделяло скудные средства на земское самоуправление, поэтому земские бюджеты были нищенские. Кроме того, стремясь избежать возникновения оппозиции на основе земских собраний, разного рода «вольнодумства», правительство не допускало контактов между земствами разных губерний. В центре не был создан единый орган, который координировал бы работу органов самоуправления в масштабе Российской империи. Не были созданы земства в самом низшем звене управления – волости.

Но вместе с тем создание земств было огромным шагом вперед по пути демократизации страны. К местному самоуправлению были привлечены широкие слои населения, представители почти всех имевшихся сословий и социальных групп.

Городское самоуправление. К перестройке местного самоуправления тесно примыкает и создание городского самоуправления. Оно было введено в России спустя 6 с половиной лет после введения земства в сельской местности. 16 июля 1870 г. было утверждено «Городовое положение», которое устанавливало порядок избрания органов местного самоуправления в городах Российской империи, их права и обязанности.

В городах создавались городская дума – распорядительный орган – и городская управа – исполнительный орган местного городского самоуправления. Возглавлял городскую управу городской голова. Он назначался из кандидатов, представленных думой или губернатором, а также министром внутренних дел. В Москве и Петербурге городской голова назначался лично императором.

Кандидаты в городскую думу избирались по возрастному (не моложе 25 лет) и имущественному цензу. В результате количество избирателей в крупных городах не превышало 5–6% взрослого населения. В первую курию избирателей входили самые зажиточные люди города, на долю которых приходилась третья часть всех городских налогов в государственную казну.

Во вторую курию избирателей, более многочисленную, чем первая, входили граждане, уплачивавшие другую треть налогов в казну.

В третью курию входили все остальные избиратели.

Каждая курия избирала свою треть депутатов городской думы. В итоге применения имущественного ценза в ней оказывалось подавляющее большинство – 66% состоятельных депутатов.

В компетенцию городского управления входило следующее.

1. Городское благоустройство.

2. Попечение школ, больниц, содержание тюрем, местной полиции и местных военных частей.

3. Развитие торговли.

4. Городское налогообложение (местные налоги с трактиров, торговли, аукционов и т.д.).

5. Противопожарные мероприятия.

6. Назначение выборных должностных лиц.

7. Управление городским имуществом.

8. Кредиты – займы.

9. Выдвижение мировых судей.

Работа городской думы находилась под контролем царских чиновников. Бюджетом городских учреждений ведал сам губернатор. Через него выделялись средства из центра. Губернатор и министр внутренних дел могли приостановить или отменить решение городской думы, решение городского головы.

Таким образом, органы местного самоуправления, введенные царизмом в 60–70-е гг. XIX в. сыграли заметную роль в жизнеобеспечении городского и сельского населения, развитии образования и здравоохранения на местах, а также в развитие демократии в России.

Реформы в сфере образования и просвещения. Реформы народного образования, ставшего действительно народным, были неотъемлемой частью государственно-политических преобразований 1860-х гг. Низкий уровень грамотности основной массы населения, недостаток квалифицированных специалистов в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, тормозивший развитие страны, заставляли царское правительство реформировать систему образования.

Реформы в системе образования и просвещениясводились к следующему.

1. Высшие учебные заведения вновь получили права автономии, ликвидированные при Николае I. Восстанавливалась выборность ректоров и деканов, всего профессорско-преподавательского состава. Советы университетов, других высших учебных заведений получили ранее утраченные права по руководству научно-педагогической деятельностью. Министр просвещения и другие лица администрации не могли вмешиваться в научно-педагогическую деятельность вузов, отменять решения их ученых советов.

В вузы стали принимать всех юношей независимо от сословий, достигших 18 лет и успешно сдавших экзамены. Но вводилась довольно высокая плата за обучение, ставшая главным барьером для бедных и нищих слоев общества.

2. В среднем звене образования создавались два типа учебных заведений: гимназии и реальные училища. Гимназии уделяли основное внимание исключительно гуманитарным дисциплинам, а реальные училища – естественным наукам.

3. В начальном звене образования открывались как государственные начальные школы, так и частные учебные заведения.

Система образования имела достаточно стройный характер, а условия обучения были значительно демократизированы.

Таким образом, отмена крепостного права, судебная реформа, реформы в армии, системе образования преобразили Россию, способствовали развитию капиталистических отношений, выдвинули ее в ряды передовых стран Европы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.