Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подъем общественного движения в России






В пореформенный период окончательно оформились три основных направления в общественном движении консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, разные формы и методы борьбы.

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. объявлял самодержавие важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60–70-х гг., а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

Либералы. Социальную основу либерального направления составляли буржуазия, обуржуазившиеся помещики и интеллигенция (ученые, журналисты, писатели, врачи и др.). Они отстаивали идею общности исторического пути развития России с Западной Европой. Во внутренней политике либералы настаивали на ограничении власти императора конституцией, введении демократических свобод и расширении прав земств и других органов местного самоуправления. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков. С консерваторами либералов объединяла не только боязнь народного «бунта, кровавого и беспощадного», но и опасение действий радикалов.

Радикалы. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества. Их идеалом была революция.

В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу, поэтому их часто называли разночинцами. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены действовать за границей, так как отсутствие политических свобод и жесткий полицейский режим не позволяли вести агитацию в России.

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются четыре этапа: 60-е гг. – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е гг. – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80–90-е гг. – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х гг. – ослабление популярности народничества и увлечение марксистскими идеями.

В 60-е гг. сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за непоследовательность в реформах, мечтал о социализме, но в отличие от А.И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н.Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь. Поэтому сам он не мог принимать активного участия в общественной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х гг. образовалось несколько тайных организаций. В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. В сочиненных листовках они разъясняли народу цели и задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям преобразования страны. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Правительству удалось погасить выступления радикалов первой половины 60-х гг. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима – все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали.

Во второй половине 60-х гг. вновь возникли тайные кружки, которые позднее перешли к террористической тактике. В 1866 г. член кружка Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II Освободителя.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев пытался скрыться в Швейцарии, но был выдан как уголовный преступник. Царизм использовал судебный процесс для дискредитации революционеров.

На рубеже 60–70-х гг. среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. На суде она заявила, что власть не защищает простых людей. Гродоначальник Ф.Ф. Трепов не был наказан за то, что из-за него покончил жизнь самоубийством брат Веры Засулич. Вся вина студента заключалась в том, что при встрече с Треповым он не снял шапку. По приказу градоначальника он был иссечен розгами. Суд присяжных, выяснив все обстоятельства дела, оправдал Веру Засулич, а Трепов был вынужден уйти в отставку.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».

«Черный передел» образовали в 1879 г. Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и П.Б. Аксельрод. Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народную волю» возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов. В.Н. Фигнер. Они считали, что российский народ доведен царским правительством до положения бессловесных рабов. Поэтому своей главной задачей они считали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя: уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, а фабрик – рабочим.

Они предполагали, что убийство царя-императора вызовет политический кризис в стране и народ поднимется на восстание. Однако большинство народовольцев было арестовано царской полицией. Оставшаяся на свободе Софья Перовская все-таки организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народовольцем-террористом, и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников: кризис не начался, а народ не восстал. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, так как их результатом стало усиление реакции и полицейского произвола в стране.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения, призывали к проведению реформ для улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы, земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ» продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне нередко выдавали пропагандистов властям. Правительство обрушилось на них новой волной репрессий, а в октябре 1877 – январе 1878 г. состоялся суд над народниками, который приговорил 193 членов этой антиправительственной организации к разным срокам тюремного заключения и каторжным работам.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В марксизме их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа заключалась в полном разрыве с народничеством и его идеологией; пропаганде марксизма; борьбе с самодержавием; создании рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с рабочим движением России.

В России в 1883–1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.).

Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения. Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70–80-х гг. развивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования: повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. Южно-российский рабочий союз (1875) и Северный союз русских рабочих (1878–1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с капиталистами-фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за исполнением закона.

В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках.

Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию – Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов) и другие. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата.

Под влиянием Союза борьбы в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Увеличилось общее число стачечников. В 1895–1898 гг. бастовало уже более 220 тыс. человек. Забастовщики требовали от капиталистов сократить продолжительность рабочего дня до десяти с половиной часов, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату.

Борьба рабочих за свои права летом 1896 г. и зимой 1897 г. заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11, 5 часа. Однако одновременно оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации; некоторых активных участников забастовок и их вдохновителей сослали в Сибирь.

«Легальный марксизм». Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х гг. начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и другие, признавая отдельные положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении. Эти марксисты н были опасны царскому правительству, поэтому они могли действовать легально, то есть открыто. Отсюда и их название.

«Экономисты». Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие должны тратить силы не на политическую борьбу, а на то, как бы подороже продать свой труд капиталистам.

Таким образом, общественное движение во второй половине XIX в. стало важным фактором активизации политической жизни страны. Именно во второй половине XIX в. были заложены основы формирования будущих политических партий, в том числе социал-демократов, социал-революционеров (эсеров), анархистов, нигилистов и др.

Истинные марксисты во главе с В.И. Ульяновым-Лениным, называвшие себя социал-демократами, выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих).

Образование социал-демократической партии. 1–3 марта 1898 г.в Минске состоялся первый съезд социал-демократических организаций, на котором присутствовали представители петербургского, московского, киевского, екатеринославского Союзов борьбы, Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в России и Польше) и группы «Киевской рабочей газеты». На съезде было принято решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Был утвержден «Манифест РСДРП». Официальным органом партии была объявлена «Рабочая газета».

В создании социал-демократической партии, ее пропаганде, распространении революционных идей ведущую роль сыграла нелегальная политическая газета «Искра», основанная Лениным. Первый номер «Искры» вышел в декабре 1900 г.в Лейпциге, позднее она издавалась в Мюнхене, Женеве, Лондоне. В состав редакции кроме Ленина входили: Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, А.Н. Потресов, П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич. Деятельность газеты создала идейные и организационные предпосылки для созыва II съезда РСДРП. Главную идейную и организаторскую роль в этом сыграла деятельность В.И. Ленина.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 22 апреля 1870 г. в семье дворянина. Окончив с золотой медалью гимназию, он поступил на юридический факультет Казанского университета. В 17 лет он активно участвовал в студенческом движении, за что был исключен из университета. Изучая юриспруденцию самостоятельно, он в 1891 г. экстерном успешно сдал экзамены за весь курс юридического факультета Петербургского университета. В 1895 г. Ульянов как один из организаторов петербургского Союза борьбы был арестован и сослан в Сибирь. В 1894–1895 гг. написал свои первые крупные работы «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», «Развитие капитализма в России» и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», которые выдвинули его в число ведущих деятелей революционного движения. Работы Ленина доказывали, что в России сложились капиталистические отношения, предопределяющие ведущую роль рабочего класса в революционном движении.

В июле 1900 г. В.И. Ульянов выехал за границу, где стал издавать газету «Искра» и готовить созыв II съезда РСДРП, призванного организационно и идейно объединить сторонников социалистической революции и диктатуры пролетариата в России. Девизом газеты были слова: «Из искры возгорится пламя!». Спустя семнадцать лет это пророчество сбылось.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.