Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение личности консультанта






Такие понятия, как что такое консультирование и как оно работает, очень легко сформулировать и проиллюстрировать. Но любое определение консультирования, даже очень точное, существует только в статическом виде. Чтобы определение стало динамичным, приобрело живость, необходимо поместить его в контекст личности консультанта.

Вам нужно только задуматься о роли личности преподавателя в собственном процессе обучения. Вспомните о том, когда на занятиях вы были более всего вовлечены в происходящее. Конечно, содержание было интересным и предмет привлекательным, но важна была и личность преподавателя, сделавшего этот материал живым. И именно личность преподавателя или руководителя не позволяла вашему интересу угаснуть и побуждала вас к обучению. И вы чувствовали притяжение к этому человеку, его личности, которая вдохновляла вас на усердную работу, учебу и практику, служила образцом преданности своему делу. То же самое и в консультировании: используя свою личность как инструмент, мы получаем возможность понимать других людей и оказывать на них влияние (Combs & Gonzalez, 1994).

Исходя из этого, наиболее эффективные консультанты выносят оценки скорее на основе внутренних, чем внешних критериев. Они склонны оценивать других людей как способных, внутренне мотивированных, используя при этом позитивные, но реалистичные выражения. Они отождествляют себя с другими людьми и чувствуют к ним безграничную близость. Кроме того, цель своей деятельности они определяют посредством таких понятий, как альтруизм, а не эгоизм, освобождение, а не контроль, самораскрытие, а не закрытость.

... из этих характеристик помогает в организации личностного пространства и служит основой, при помощи которой личность консультанта опосредует весь процесс консультирования. В своем классическом исследовании Фидлер (Fiedler, 1950) показал важность личности в процессе консультирования, сравнивая качество психотераг певтических отношений в психоаналитической, недирективной и адлерианской пси-


Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КАК ОНО РАБОТАЕТ □ 29

Все эффективные консультанты, независимо от обстановки, культуры и предпочитаемого подхода, демонстрируют определенные человеческие качества, которые делают их влиятельными и привлекательными для других людей.

хотерапиях. Он обнаружил, что стиль и личные взаимоотношения экспертов-профессионалов в каждом из этих трех подходов были скорее похожи, чем различны.

Он также обнаружил, что непрофессионалы больше отличались друг от друга в стиле построения отношений, чем профессионалы, а также что непрофессионалы стремились быть менее похожими, чем профессионалы, на консультантов, использующих тот же подход. Он сделал вывод, что теоретическая база не является значимой переменной, отличающей психотерапевта-непрофессионала от психотерапевта-профессионала; кроме того, различие скорее относилось к личному стилю работы, независимо от концептуальной привязки. Переменные, связанные с построением отношений, объединяли психотерапевтов-профессионалов в одну группу. В тех случаях, когда в консультировании возникает сложность с созданием психотерапевтического альянса психотерапевт—клиент, причина скорее кроется в личности психотерапевта, чем в мотивации клиента.

Консультанты, которых можно назвать профессионалами в использовании собственной личности как инструмента и которые являются яркими примерами умения влиять на других, стремятся выйти за рамки отдельных теорий. Как бы они себя ни называли — бихевиористами, гуманистами, конструктивистами, адлерианцами, ге-штальтистами или рационально-эмотивными психотерапевтами, — наиболее динамичные практики прекрасно осознают свое потенциальное влияние, используя свою


30 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

личность, подкрепляя наиболее подходящее поведение, обеспечивая клиента теплом и поддержкой.

Таким образом, личность является самым значимым параметром в психотерапевтическом консультировании: то, что такое консультирование и как оно работает, зависит в большей степени отличных качеств консультанта. Рядом авторов (Albert, 1997; Corey & Corey, 1998; Gladding, 1995; Jennings & Skovolt, 1999; Kottler & Hazier, 1997) составлен список качеств, которыми, по их мнению, должен обладать эффективный консультант. В этот список входят такие качества, как доверие к себе, высокий уровень энергетики, чувство юмора, нейтральность, гибкость, эмоциональная стабильность, умение рисковать, аналитическое мышление, креативность, энтузиазм, честность и умение сопереживать.

Вы можете оценить, в какой степени вы сами владеете этими качествами и какой путь вам еще предстоит проделать. В обучении консультированию личностное развитие идет параллельно с развитием психотерапевтических навыков. Личность становится более совершенной и сенситивной, превращаясь в действенный компонент процесса консультирования. По мере личностного роста консультант начинает лучше осознавать свои личные достоинства и недостатки, те свои качества, которые необходимо развивать. На самом деле, самая большая польза от решения стать консультантом — это возможность исследовать себя. У вас есть возможность не только вносить изменения в жизнь других людей, но также продолжать работать над улучшением качества собственной жизни.

Резюме

В этой главе вы исследовали причины вашего решения обучаться консультированию. Честность и осознанность — с этими темами вы будете постоянно сталкиваться не только в этой книге, но и в вашей ежедневной практике консультанта; просто это такая профессия, в которой невозможно ничего скрыть. От понимание собственных мотивов и причин выбора консультирования как будущей работы будет зависеть, насколько энергично и целеустремленно вы будете изучать этот вводный курс и, в конечном счете, осваивать свою специальность.

Для творческих людей существует множество потенциальных возможностей сделать свой вклад в развитие этой относительно молодой профессии. Но эта легкая смена ролей часто приводит в замешательство тех, кто пытается четко определить, что такое консультирование, почему и как оно работает и чем оно отличается от других дисциплин, занимающихся психическим здоровьем. Поэтому начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса консультирования и профессии консультанта не только для себя, но и для того, чтобы предложить реалистичное и точное объяснение клиентам, желающим знать, какую помощь они могут получить.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Решение стать консультантом или просто пройти курс подготовки неизменно влечет за собой ряд последствий, которые могут отразиться на ваших взаимоотноше-


Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КАК ОНО РАБОТАЕТ □ 31

пнях, финансовом положении, привычках, семейной жизни и образе себя. Укажите несколько аспектов вашей жизни, где вы уже начали чувствовать происходящие изменения вследствие принятого решения изучать консультирование.

2. Несмотря на ограниченный опыт, у вас уже должно сложиться некоторое представление о том, что же такое консультирование и как оно работает. Возможно, вам будет интересно вернуться к этому определению через несколько лет. Что бы вы ответили другу, который спросил у вас: «Ты ведь учишься на консультанта? Мне всегда хотелось понять, что такое консультирование и как оно работает».

3. Опишите ваши страхи, опасения и сомнения, связанные с прохождением обучения по консультированию.

4. А. Если вы полностью честны с самими собой, каковы настоящие причины, побу-

дившие вас сделать выбор профессии консультанта? В чем бы вы хотели помочь не только другим людям, но и себе? Самостоятельно или в группе назовите как можно больше личных мотивов, которые, как вам кажется, объясняют вашу заинтересованность этой специальностью.

Б. Разбейте все мотивы на три категории. Дайте отдельное название каждой категории.

В. Какой вывод вы делаете на основе анализа этих мотивов?

5. Далее предлагается список некоторых личных качеств, которыми должен обладать эффективный консультант. Оцените, где вы находитесь сейчас и где вы хотели бы быть по каждой из характеристик, которая, как вам кажется, определяет профессиональную успешность консультанта.

Личное качество Где я сейчас Где я хочу б ыть  
Донерие к себе 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Энергичность 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Чувство юмора 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Гибкость 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Способность к разумному риску 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Эмоциональная устойчивость 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Честность 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Способность сопереживать 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5    
Надежность 1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5 е  

Каким образом вы собираетесь переместиться оттуда, где вы сейчас, туда, где вы хотите быть?

Домашнее задание

Поговорите с несколькими консультантами, работающими в разных областях и условиях. Узнайте у них:

1) что им больше и меньше всего нравится в работе;

2) как обучение подготовило или не подготовило их к реальностям практики;

3) самые большие сложности и препятствия, с которыми они сталкиваются в работе;

4) что они могут вам посоветовать как начинающему консультанту.


32 Q Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Рекомендуемая литература

Corey, М. S., & Corey, G. (1998). Becoming a helper (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole.

Hazier, R.J., & Kottler.J. A. (1994). The emerging professional counselor: Student dreams to professional realities. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Kottler, J. A. (1993). On being a therapist (rev. ed.). San Francisco: Jossey-Bass.

Lee, C. C, & Walz, G. R. (1998). Social action: A mandate for counselors. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Ram Dass & Gorman, P. (1985). How can I help? Stories and reflections on service. New York: Knopf.

Welch, I. D. (1998). The path of psychotherapy: Matters of the heart. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Woodside, M., & McClam, T. (1998). An introduction to human sewices (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Yalom, I. (1989), Love's executioner and other tales of psychotherapy. New York: Basic Books.


глава

Основы консультирования

(Исторический и исследовательский аспект)

В большинстве дисциплин считается, что история и научные исследования — это темы, которые необходимо знать, но на самом деле лишь немногие студенты получают удовольствие от их изучения. В конце концов, кому интересно знать, что сказал какой-то малоизвестный философ несколько столетий назад? Вы просто хотите помогать людям. И зачем вообще нужны научные исследования с множеством таблиц, диаграмм и цифр, когда вы просто хотите понять, как остановить несчастного молодого человека, пытающегося себя убить?

Как прошлое является основой для настоящего и будущего, так и научное исследование — это основа всего, что мы знаем. Одна из самых первых задач, с которой сталкивается консультант, независимо от его теоретических предпочтений, — это необходимость сбора информации о клиенте и поиск данных о проведенных исследованиях по проблеме клиента. Мы изучаем детские переживания, отношения в семье, собираем информацию о здоровье. Мы принимаем во внимание все аспекты — социальный, эмоциональный, физический, религиозный, образовательный и профессиональный, чтобы составить полное представление о жизни клиента.

После сбора информации о клиенте начинается процесс ознакомления с литературой по предъявленной клиентом проблеме, с учетом культурного аспекта и особых жизненных обстоятельств. Чтобы создать своего рода план работы, вам также необходимо вспомнить свой прошлый опыт, когда вы сталкивались с подобными проблемами. Осознаете вы это или нет, но вы сами также проводите исследование того, над чем вы работали в прошлом, с какими клиентами и при каких обстоятельствах. Сбор информации о прошлом дает вам основу для понимания того, что происходит в настоящем.

И как личная история важна для того, чтобы понять клиента и помочь ему, так и знание об истории развития профессии также необходимо, чтобы быть грамотным специалистом, понимающим далее то, как консультирование существует в контексте других «помогающих» профессий.


34 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Отличительные особенности консультирования

Как вы уже могли понять, существуют значительные разногласия в понимании профессиональной принадлежности консультанта и относительно того, кто имеет право называться консультантом. Психиатры, социальные работники, медсестры психиатрических отделений, психологи, семейные психотерапевты и другие специалисты утверждают, что их подготовка и умения лучше, чем у их коллег. Для описания работы, предполагающей оказание психологической помощи, используются разные названия, это зависит от специфики полученного образования и места работы. Но несмотря на эти споры, существует центральное ядро, делающее консультирование эффективным независимо от того, как оно называется.

Лучше всего помощь клиенту в решении личных проблем называть психотерапевтическим консультированием независимо от того, где оно проводится — в школе, общественном учреждении или это частная практика. Психотерапевтическое консультирование — двойной термин, где «консультирование» означает профессиональную принадлежность, а «психотерапевтическое» — его форму. Таким образом, консультирование отличается от других специальностей, с которыми оно имеет общие корни, таких как «организация профконсультирования или профориентации». Это вовсе не значит, что консультанты, особенно те, которые работают в школах, не занимаются профконсультированием, но психотерапевтический аспект предполагает не просто предоставление информации или помощь в принятии решений. Консультанты помогают клиентам взять на себя ответственность за принимаемые решения, так же как за чувства и мысли, лежащие в их основе.

Приведенное здесь мнение специалиста подтверждает, как сложно определить профессиональную принадлежность консультирования, которое все же отличается от других смежных дисциплин. Несмотря на существующие общие исторические и научные

Таблица 2.1 Профессии, связанные с оказанием психологической помощи

Профессиональная группа Специализация
Консультанты Проведение психотерапии с относительно здоровыми людьми, испытывающими сложности с адаптацией, переживающими возрастные кризисы, оказание помощи в решении повседневных проблем, связанных с карьерой, образованием, семьей, помощь в решении личных вопросов.
Психологи Диагностика, лечение и наблюдение за клиентами с психопатологической симптоматикой и другими серьезными психическими расстройствами.
Психиатры Медицинское наблюдение за пациентами, имеющими клинически выраженные психологические проблемы; использование медикаментов, госпитализация, восстановительная психотерапия
Социальные работники Изучение условий жизни неблагополучных семей, оказание им помощи, установление отношений с такими социальными структурами, как школы, общественные учреждения, центры профилактики.
Супружеские/ семейные психотерапевты Системный подход к диагностике и решению проблем в контексте семьи. Использование активных/директивных вмешательств с целью перестройки структуры семьи.

Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 35






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.