Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление дискомфорта






Стать консультантом означает научиться чувствовать себя комфортно в то время, как другой человек испытывает дискомфорт.

Одна из целей консультирования состоит в том, чтобы заставить людей испытывать недовольство. Если клиенты не будут недовольны собой и не начнут испытывать отвращение к своему игнорирующему проблемы поведению, они не будут меняться. Часто консультанты помогают усилить этот дискомфорт, используя его как средство движения к психическому здоровью. При помощи конфронтации люди оказываются перед лицом противоречий, неконгруэнтности и несовместимости. Консультант также должен привыкнуть к чувству отчаянья. Единственное место в мире, где люди чувствуют себя в безопасности и поэтому могут плакать и честно выражать свою боль, — это кабинет консультанта. Часто чувство отчаянья даже преувеличивается, поскольку психотерапевтическая обстановка располагает к этому. Клиенты будут жаловаться, демонстрировать ярость и обиду. Они будут плакать, кричать и топать ногами. И консультанты принимают на себя всю силу их эмоциональной энергии.

Консультанты должны научиться спокойно воспринимать эмоциональные взрывы. Часто они должны воспринимать психологический дискомфорт как знак того, что все идет по плану, а не как сигнал к отступлению. Лишь когда клиенты испытывают дискомфорт, можно быть уверенным в том, что они серьезно работают над собой. Они пришли сюда не для приятного времяпрепровождения.

Принятие неопределенности

Быть консультантом означает, что вы должны уметь работать с абстрактными идеями и неопределенными обстоятельствами.

Консультанты живут в профессиональном мире, который характеризуется неясностью и неопределенностью. Часто клиенты не до конца осознают свои реальные проблемы. Они говорят о неясном и абстрактном дискомфорте, но при этом беспрестанно ходят рядом да около, когда консультант пытается помочь им на чем-либо сконцентрироваться. Очень часто клиенты приход к консультанту, находясь в действительно сложном положении, из которого или нет выхода, или этот выход их не устраивает. Представьте, например, мужчину, полюбившего женщину, с которой он хочет провести всю жизнь. У нее есть ребенок, а он, получив в прошлом травмирующий опыт, понял, что не чувствует себя комфортно, выполняя родительскую роль. Он хочет быть с ней, но не может взять на себя роль родителя. Это настоящая дилемма, у которой, нет полностью удовлетворяющего решения. Он пришел проконсультироваться, и ва-, ша работа заключается в том, чтобы помочь ему решить этот действительно сложный вопрос.


Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КАК ОНО РАБОТАЕТ □ 23

Консультанты должны развивать эмпатию к клиентам, которые ежеминутно колеблются, выглядят несобранными и несчастными, сами не зная почему. В этом смысле консультанты (как и другие социальные работники) должны прекратить поиск причин и следствий и работать непосредственно с неопределенностью и неясностью, составляющими реальность клиента. Консультанты должны не искать ответы, а стремиться помочь клиентам справиться с неясностью и неопределенностью. Быть консультантом означает посвятить себя решению конфликтов, которые часто бывают противоречивыми, решению проблем, в которых нет правильных ответов, быть посредником в спорах между сторонами, которые получают удовольствие от происходящего поединка.

Определение консультирования

Несомненно, консультирование — очень неопределенное занятие. Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать — с чувствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем. Кроме того, клиенты не могут четко сформулировать, в чем состоят их проблемы, что консультирование сможет и не сможет для них сделать или каких результатов они от него ждут.

Практики также сталкиваются с трудностями, пытаясь сформулировать, что такое консультирование, и как оно работает. Правда состоит в том, что, несмотря на все наши усилия, теоретические разработки, исследования и технические приемы, мы не всегда знаем, что именно заставляет наших клиентов меняться.

Как начинающим консультантам, вам очень важно понять, что собственно подготовка и обучение поможет вам научиться делать некоторые вещи, которые, как показало одно из исследований, будут работать с определенными клиентами, предъявляющими определенные жалобы в определенных обстоятельствах. Тем не менее вы должны научиться жить не только с той неопределенностью и неясностью, с которой сталкиваются ваши клиенты, но и с той, которая имеет место внутри самого процесса консультирования. У хороших консультантов складывается свой стиль работы. И позитивные результаты определяются уже тем, каким образом вы готовитесь к самой встрече.

В своей работе консультанты будут не раз сталкиваться, если не во время экзамена, то консультируя очередного трудного клиента, с необходимостью дать определение консультированию или тому, что оно может сделать. Это определение должно быть как можно более точным, оно также должно детально описывать, что консультанты делают, зачем они это делают и как это все работает.

Это определение, подобно самому консультированию, должно быть сформулировано в терминах процесса, который необходим для стимуляции нашего мышления таким образом, чтобы идеи могли «бродить», развиваться и превращаться в личные понятия.

Определения, предлагаемые учебниками, достаточно изящны, точны и исчерпывающи, однако почти всегда в них не хватает одного основного элемента: индивидуального


24 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.