Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К основным видам деятельности относят общение, игру, учение и труд.






Наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность — это переживаемое человеком состо­яние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями.

Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов иг­рает роль стимула, который может быть таким же сильным и значи­тельным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в дви­жении, в получении новой информации, новых стимулов (позна­вательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психи­ческого состояния человека.

Таким образом, существует иерархия различных потребнос­тей, от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал известный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (еда, питье, секс, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) — к потребностям в безо­пасности — далее к потребностям в привязанности, любви — далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентнос­ти — далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в поряд­ке, красоте, справедливости, симметрии) — и наконец, к потребнос­ти в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, в самореализации.

Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором раз­ных действий, а с другой стороны, одно и то же действие можно побуждать разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать действия в уме, направленные вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называется интериоризацией. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами называется экстериоризацией.

Совокупность действий, которые вызываются одним мо­тивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

Игра это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта. Учение выступает как вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности со­стоят в том, что она прямо служит средством психологического раз­вития индивида. Т руд. Именно благодаря труду человек построил современное об­щество, создал предметы материальной и духовной культуры, пре­образовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Идея ведущей деятельности принадлежит А.Н. Леонтьеву.

Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

­ С.Л.Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».

По определению Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности — протекать в форме извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристика самой психики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.