Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувствительность и ее измерение






Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.

Нижний порог ощущения определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная взаимосвязь: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характер Деятельности, возраст человека, сила и длительность раздражителя.

Явления, возникающие при взаимодействии ощущений:

А) Адаптация – это изменение чувствительности анализатора путем воздействия или тренировки.

- положительная (повышение чувствительности)

- отрицательная (чувствительность теряется)

- полная (исчезновение чувствительности)

- неполная (частичноеисчезновение чувствительности)

Б) Сенсибилизация – изменение чувствительности одного анализатора при воздействии на другой анализатор.

В) Синестезия – это возникновение ощущения в одной анализаторной системе, хар-ного для другой анализаторной системы и при раздражении другой анализаторной системы.

Восприятие Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни-кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивно­го действия: обнаружение, различение, индентификация и опозна­ние. Первые два относятся к перцептивным, остальн. — к опозна­вательным действиям.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Свойства восприятия

1) Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной.

2) Константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно пос­тоянные по форме, цвету, величине и т.п.

3) Структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

4) Осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5) Избирательность — проявляется в преимущес­твенном выделении одних объектов по срав-ю с др.

Неадекватных образов составляют галлюцинации ииллюзии.

Классификации восприятия.

По модальности различают: - зрительное; слуховое; осязательное; кинестетическое; обонятельное; вкусовое

По объекту восприятия: - восприятие предметов, речи, человека, музыки, ситуаций и т.п.

По характеру произвольности: - непроизвольное, произвольное.

По формам существования материи: - восприятие пространства, времени, движения.

Типы восприятия:

А) Целостный, или синтетический, - ярче всего представлено общее впечатление от предмета

Б) аналитический тип наоборот склонен к четкому выделению деталей и подробностей.

В) описательный тип, ограничивается фактической стороной того, что видит и слышит

Г) объяснительный тип, не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в восприятии. Он всегда стремится объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Д) Для объективного типа строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

Е) Лица же с субъективным типом выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят от себя.

Современные представления о процессе восприятия уходят корнями в две про­тивоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа).

Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и чело­века воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы. Так, напри­мер, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу.

Теория перцептивных гипотез Дж. Брунера. Восприятие включает акт категоризации. Восприятие – есть процесс категоризации: это движение от признаков к категориям, и во многих случаях оно происходит «бессознательно». Стадии процесса решения: 1. Первичная категоризация – на этой стадии значение события ограничивается только тем, что это? – либо объект, либо звук, либо движение; 2. Поиск признаков – если 1-ое – бессознательное, то поиск признаков определяет более конкретно: «Что это есть такое?»; 3. Подтверждающая проверка – «пробы» и «проверки»; 4. Завершение проверки – на этом уровне открытость к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки отбрасываются.

Деятельностный подход к восприятию. А.В. Запорожцем было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое (интериоризированное) «перцептивное действие», уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое («действенное») обобщение и т.п.

Наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.