Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водо и паротушение






Водотушение. Вода — наиболее доступное, дешевое и универсальное огнегасительное средство, применяемое на всех морских судах. Обладая высокими удельной теплоемкостью и теплотой парообразования, вода является и наиболее эффективным средством охлаждения поверхности горящих веществ-

При тушении водой используется также и эффект разбавления реагирующих веществ. Испаряющаяся вода преобразуется в пар, способствующий снижению содержания кислорода в воздухе зоны горения и прекращению процесса горения. Водяное пожаротушение применяется при загорании большинства твердых, жидких и газообразных веществ.

Тушение твердых горючих материалов и конструкций, как правило, производится мощными компактными струями воды. В таких случаях вода, подаваемая под большим давлением к очагу пожара, оказывает не только охлаждающее и разбавляющее, но и механическое воздействие, сбивая пламя и разбрасывая в стороны части горящих предметов. Проникая через незначительные не плотности конструкций, вода охлаждает их и ограничивает дальнейшее распространение огня. На заключительной стадии тушения твердых горючих материалов воду подают мелко распыленными струями для увеличения объема получаемого из нее пара.

Для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей можно применять воду только в мелко распыленном состоянии различной дисперсности. Капли воды, попадая в область высоких температур, почти полностью испаряются. Образующийся пар, вытесняя воздух из горящего помещения, снижает концентрацию взрывоопасных газов. При тушении нефтепродуктов необходимо учитывать то обстоятельство, что их удельный вес меньше, чем у воды. В этом случае нельзя допускать большого скопления воды в горящем помещении. Всплывая на ее поверхность, горящие вещества могут вместе с водой растекаться по другим помещениям. Вода таким образом будет способствовать распространению пожара.

Горящие бензин, бензол, толуол тушат тумано-образно распыленной водой. При тушении пожаров дизельного топлива, смазочных масел и других воспламеняющихся жидкостей не требуется такая высокая дисперсность воды. Распыленные струи могут иметь капли более крупного размера.

Однако, наряду с важными положительными качествами, вода имеет и серьезные недостатки, которые необходимо учитывать при ее применении.

Для тушения пожаров на судах используют обычно морскую (реже пресную) воду, содержащую различные соли, что определяет ее высокую электрическую проводимость. В связи с этим запрещается применять воду для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, из-за опасности коротких замыканий и возможных поражений людей электротоком. Если по какой-либо причине невозможно использовать другие огнегасительные средства, то до начала тушения пожара водой необходимо обесточить горящие электроустановки и электросети.

Следует также отметить плохую смачивающую способность воды, что приводит к чрезмерно большому ее расходованию при тушении таких веществ, как древесина, уголь и др. Излишнее скопление воды в судовых отсеках может вызвать опасный крен судна и потерю его остойчивости.

Системы водяного пожаротушения. Водопожарная система, предназначенная для тушения пожаров компактными или распыленными струями воды, состоит из стационарных пожарных насосов, приводов управления арматурой, контрольно-измерительных приборов, трубопроводов, пожарных рожков, рукавов с быстросмыкающимися соединительными головками и стволами. Вода из пожарной магистрали может использоваться также для систем пенного пожаротушения и автоматически действующей спринклерной.

Пожарным насосом (если резервный находится в постоянной готовности) можно подавать забортную воду для орошения трапов и выходов из машинно-котельных отделений, заполнения и осушения балластных цистерн и коффердамов, для мытья судовых надстроек и палуб, якорных цепей и клюзов.

Запрещается использование систем пожаротушения для осушения отсеков, в которых хранились нефтепродукты или остатки любых горючих жидкостей.

Судовая система водотушения обслуживается обычно двумя и более стационарными центробежными насосами, работающими параллельно или последовательно. На крупных судах устанавливается также стационарный аварийный пожарный насос, имеющий, как правило, дизельный привод с запасом топлива на 10 ч. работы. На танкерах пуск аварийного пожарного насоса осуществляется как с места его расположения, так и дистанционно, с открытой палубы. Основные стационарные насосы располагаются в машинном отделении судна и приводятся в действие от независимых приводов вручную и дистанционно. Аварийные насосы располагают в отдельном, изолированном от МКО помещении. Эти насосы, снабженные устройством для самовсасывания, включаются в работу при выходе из строя основных. Подача аварийного насоса должна обеспечить действие двух судовых пожарных стволов с наибольшим диаметром спрыска.

Трубопроводы водотушения должны иметь отличительный знак — красное кольцо шириной 50 мм. Пожарные рожки, шкафы для пожарных рукавов и места пожарных постов окрашиваются в красный цвет.

По типу схем магистральных трубопроводов системы водяного пожаротушения разделяют на кольцевые, линейные и линейно-кольцевые.

Для ликвидации пожаров в машинно-котельных отделениях и в некоторых хранилищах применяется система нижнего и верхнего водораспыления.

Системы водяных завес используются на судах для защиты отдельных конструкций, переборок, эвакуационных путей, входов и выходов из машинно-котельных отделений.

В жилых и служебных помещениях, а также в постах управления иногда применяют для тушения пожаров автоматически действующие спринклерные системы. Принцип действия системы заключается в том, что при возникновении пожара в охраняемом помещении автоматически открываются отверстия в специальных разбрызгивающих воду насадках — спринклерах.

Паротушение. Системы паротушения применяются для защиты от пожаров машинно-котельных отделений, грузовых помещений, дымовых труб котлов, каналов вытяжной вентиляции, хранилищ топлива, масел и т. д. Для тушения пожаров применяется насыщенный пар основных или вспомогательных котлов давлением не выше 0, 5—0, 8 МПа (5—8 кгс/см2). Принцип работы системы заключается в разбавлении воздуха в зоне горения и снижении температуры горючих газов за счет поглощения тепла испаряющимися каплями воды. Станции паротушения обычно располагаются в МКО или на специальном пожарном посту. Тепловая изоляция паропроводов обычно окрашивается под цвет помещения, по которому они проходят. На ней наносится отличительная для острого пара маркировка, состоящая из красного и коричневого колец шириной 25 мм каждое, расположенных друг от друга на расстоянии 50 мм. В связи с тем что острый водяной пар представляет опасность для людей, применение его на современных морских судах не получило широкого распространения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.