Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гештальт-терапия. 1. Исторически психологическое консультирование возникло из пси­хотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности






 

1. Исторически психологическое консультирование возникло из пси­хотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в пси­хотерапии на современном этапе, возникли из двух направлений:

* психоаналитического, где главный упор делается:

• на эмоциональную сферу как предмет изучения',

• понимание эмоциональных, глубинных основ поведения чело­века;

• поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глу­бинных причин;

* бихевиорального, ориентированного:

• на поведение как предмет исследования, без затрагивания глу­бинных слоев психики человека;

· переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой;

· поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения.

В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного их этих направлений либо как отвергающие. Выделяются следующие психотерапевти­ческие направления, основанные на той или иной теории личности:

• терапия поведения (бихевиоризм);

• рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса;

• психоаналитическое направление;

• юнгианское направление К.Г. Юнга;

• адлерианское направление А. Адлера;

• гуманистическое направление К. Роджерса;

• экзистенциальное направление;

• гештальт-терапия Ф. Перлза.

2. Терапия поведения (бихевиоризм) полностью поддерживает прин­ципы бихевиорального подхода к пониманию личности и в кон­сультативной работе ориентируется на коррекцию поведения.

Терапия поведения опирается на следующие принципы:

• предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека;

• поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления',

• у личности есть побуждения, обусловленные психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения;

• в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания;

• неподкрепление или отрицательное подкрепление сформиро­ванных ожиданий может вызывать различного рода психологи­ческие проблемы;

• неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения;

• человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение.

Терапия поведения использует в качестве метода психологической работы, обучающего правильному поведению, подкрепле­ние, которое определяется как воздействие на клиента, в ре­зультате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения.

Подкрепле­ние может быть:

• положительным, когда в результате воздействия стимула пове­дение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида;

• отрицательным, когда то или иное поведение исчезает в ре-эультате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, что также не соответствует его ожиданиям.

3. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса стоит на сты­ке психоаналитического направления, используя принцип анали­за, и бихевиорального направления, ориентируясь на поверхност­ные слои психики.

Раиионально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы:

• предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека;

• человек от рождения склонен к принципу рациональности мыш­ления;

• присутствие у человека также и принципа паралогичности мышления;

• проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональ­ных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее воспри­ятие и оценка;

• основа нормального адаптивного поведения — это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе прин­ципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок.

Метод работы консультанта в РЭТ — опознавание иррацио­нальных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования ра­циональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.

4. Психоаналитическое направление в психотерапии является од­ним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разрабо­танный 3. Фрейдом, используется редко. Внутри психоанали­тического направления развивается много течений, придержи­вающихся его главных принципов.

В психоаналитическом направ­лении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии,

· предмет исследования — содержание бессознательном:

- вытесненные конфликты;

- эмоции;

-переживания и т. п.;

• бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами внешних особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;

• сущность человека определяется энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;

• основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:

- на его психосексуальном развитии;

- специфике разрешения соответствующих каждой стадии ком­плексов;

• нормальное развитие обусловлено своевременным прохождени­ем всех стадий психосексуального развития и правильным раз­решением комплексов, возникающих на каждой стадии;

• анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.

В психоаналитическом консультировании для консультанта ста­вятся следующие задачи:

• не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск при­чин такого защитного поведения;

• помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсоз­нательных стремлений, которые более приемлемы как с соци­альной точки зрения, так и с точки зрения удобства для самого клиента;

• помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;

• ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними кон­фликтами и переживаниями, становящимися более или менее
осознаваемыми клиентом в ходе консультационной работы.

В психоаналитической психотерапии выделятся следующие методы работы:

• свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представ­лений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;

• интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознавае­мые им аспекты переживаний и действий;

• анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые к дру­гим людям клиент неосознанно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;

• анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых — бессознательное самого клиенту.

5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г. Юнгом, зародилось в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником 3. Фрейду Юнг впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою Теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход.

Теория личности К. Г. Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:

• введение понятия общего коллективного бессознательного, в кото­ром содержатся унаследованные от предков " архетипы", опреде­ляемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщенных образов от предков;

• наличие у человека индивидуального бессознательного, представ­ляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик;

• источником и причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бес­сознательным;

• задача сохранения целостности личности ставится перед глав­ным архетипом личности - самостью, которая определяется как центр личности, вмещающий в себя все ее составляющие;

• психологически здоровая личность — это личность с целостной структурой Я, то есть с развитым архетипом самости;

• подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремле­ние каждого человека к индивидуальности',

• задача и главная цель психотерапевта — помощь клиенту в вы­страивании его " самости", в прохождении пути к своей " индивидуации", то есть пути к " самому себе", а также самореализации своего потенциала независимо от внешних источников, идей и обстоятельств. Методы работы:

• метод словесных ассоциаций — использование теста словесных ассоциацией, суть которого заключается в том, чтобы пациент отвечал максимально быстро на слово-стимул первым пришед­шим в голову словом, а цель этого теста — выявление у паци­ента комплексов бессознательного — ассоциаций, имеющих аф­фективную, болезненную природу и мешающих ему двигаться в направлении к самоактуализации;

• анализ сновидений с точки зрения представленных в нем архе­типов и образов коллективного бессознательного и подход к сновидению не как к явлению, наполненному вытесненными фактами бытия клиента, но как к сигналу бессознательного о том, что индивид отклонился от пути следования к своей " индивидуации";

• анализ переноса, вмещающего в себя не только сексуальные, но и другие эмоции и чувства, которые испытывает клиент по от­ношению к терапевту.

6. Адлерианское направление так же, как и юнгианское, уходит своими корнями в психоаналитический подход. Оно было осно­вано другим учеником 3. Фрейда А. Адлером. Он разработал свою теорию личности, назвав ее индивидуальной психологией, и на основе этой теории разрабатывалась и концепция психоте­рапии, а впоследствии — и консультирования. Адлерианское на­правление в консультировании и психотерапии выдвигает сле­дующие теоретические и практические принципы работы:

• утверждение позитивной природы человека;

• главенствующую роль в поведения человека играют мотивы дос­тижения власти и стремление к превосходству, выступающие в качестве компенсаторного механизма чувства, а в патологиче­ском случае и комплекса неполноценности, присущего человеку изначально;

• социальный интерес, то есть стремление человека к себе подоб­ным, также детерминирует поведение личности;

• человеку свойственно формирование в раннем детстве своего индивидуального, уникального стиля жизни, основанного на двух главных личностных силах — социальном интересе и стрем­лении к превосходству;

• в структуре индивидуального стиля жизни центральное место занимает целевая система личности — человек имеет опреде­ленные цели, к достижению которых стремится, и эти цели обусловлены уровнем развития социального интереса и стрем­лением к превосходству;

· источником невроза и других патологий служат неадекватные цели индивида, построенные на основе неудачно сложившегося индивидуального стиля жизни, сниженный социальный интерес. В адлерианском направлении перед психотерапевтом ставятся следующие практические задачи:

- помочь клиенту максимально глубоко осознать уникальность своего стиля жизни и использовать собственные ресурсы;

- стимулировать социальный интерес клиента, добиваясь разви­тия этой стороны личности и максимально полной адаптации в социуме;

- уменьшить влияние на поведение и личность клиента его стремления к превосходству, подвести к осознанию равенства между всеми людьми;

- уменьшить чувство неполноценности клиента; анализ и интерпретация жизненных целей и их корректировка.

Психотерапия адлерианского направления использует следующие методы работы:

- анализ ранних детских воспоминаний;

- анализ сновидений и грез;

- изучение семейной истории — порядка рождения ребенка в се­мье и протекания детства.

7. Гуманистическое направление в теории личности и основанная на нем клиент-центрированная психотерапия и клиент-центрированное консультирование разработаны Карлом Роджерсом. Гуманистическая психология является антагонистическим на­правлением по отношению к психоанализу и бихевиоризму и всту­пает в жесткую полемику с принципами этих двух направле­ний в теории личности.

Гуманистическая теория личности вы­двигает следующие теоретические и практические принципы:

• человеку свойственно врожденное стремление к самореализации, то есть к развитию своего внутреннего творческого потенциа­ла, силы и ресурсы для преодоления жизненных препятствий и роста заложены в самом человеке, так как его природа изна­чально позитивна, поэтому индивид сам ответствен за проис­ходящие с ним изменения, а ответственность терапевта за­ключается в обеспечении атмосферы для изменений клиента;

• реальность индивида — это в первую очередь то, что он воспри­нимает, и важность внешних событий реальности зависит от того, какую значимость они имеют в непосредственном пере­живании индивида;

• в структуре личности существует реальное Я, то есть устойчи­вое представление о самом себе, формирующееся с раннего дет ства посредством индивидуального опыта, и идеальное Я, т» есть тот идеал, то идеальное представление о себе, к котором) стремится личность;

• источником возникновения психических проблем является вытес­нение некоторых фактов бытия, чувств и опыта в область бес­сознательного, отсутствие конгруэнтности - ощущения соот­ветствия осознаваемого клиентом материала его личности и существующего опыта, а также сильный разрыв либо размытые границы между Я реальным и Я идеальным или разрыв между совершаемыми индивидом действиями и представлением о се­бе — реальном;

• здоровая личность определяется как имеющая минимум расхо­ждений между Я реальным и Я идеальным, активно стремящаяся к самореализации, использующая весь свой творческий потенциал и обладающая качеством спонтанности и конгруэнтности. то есть осознавания того, что выражаются именно те чувства, которые испытываются индивидом;

• человека, обратившегося за помощью к консультанту (психо­терапевту), принято называть клиентом, а не пациентом, так как это демонстрирует равенство позиций и уважение к лично­сти клиента, который сам сделал выбор и обратился за помощью.

Клиент-центрированная психотерапия и консультирование вы­двигают следующие практические задачи в работе с клиентом:

• создание в процессе консультирования (психотерапии) такой атмосферы или " взаимоотношений" между клиентом и консуль­тантом, которые способствовали бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации;

• проникновение в мир восприятия клиента и принятие его сис­темы ценностей, его внутренних установок через использование эмпатии, то есть сопереживания, — один из важнейших тера­певтических факторов в клиент-центрированной терапии;

• помощь клиенту в осознании и переживании важности своего субъективного мира;

• помощь в формировании конгруэнтности клиента, то есть осоз­нании своих чувств и того, насколько они соответствуют ис­пытываемому опыту, и если это не так, то помощь в принятии этого несоответствия;

• помощь клиенту на основе эмпатии и принятия в расширении своей Я-концепции, то есть интегрировании всех частей своей личности и своего опыта, включая и те, что ранее не осознава­лись, отрицались, искажались и т. п.;

• повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие.

8. Экзистенциальное направление, так же как и гуманистическое, явилось " третьей силой", противостоящей теориям личности психодинамического и поведенческого подходов. Идеи и принци­пы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистен­циальной философии. Идеологами и пропагандистами экзистен­циального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И, Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл.

Экзистенциальная психотерапия выдвигает следующие принципы работы:

• упор на " свободную волю ", свободное развитие личности;

• ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир;

• исследование проблемы одиночества и отношений личности с другими, проблемы смерти и ее принятия человеком.

Согласно экзистенциональному направлению:

• основой мотивации личности является экзистенциальная трево­га, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретения лично­стного смысла существования;

• существует базисная тревога, основанная на переживании ин­дивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь, угроза своим ценностям и т. п.), и невротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакция подавления на объ­ективную угрозу;

• человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть:

- межличностной, когда человек переживает свое внешнее оди­ночество;

- внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;

- экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенностъ от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных кон­тактов;

• основой психического здоровья является уникальность каждого че­ловека;

• причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.), а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.

Экзистенциальная психотерапия ставит следующие практиче­ские задачи:

• подведение к осознанию человеком ответственности за форми­рование собственного внутреннего мира и выбор своего жиз­ненного пути;

• освобождение от невротической тревоги через осознание базис­ной тревоги;

• помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бы­тия, в примирении с неизбежностью смерти;

• развитие творческих сил и потенциала личности;

• помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистен­циальной и личностной изоляции, выработка адекватных спосо­бов проживания своей изоляции.

9. Гештальт-терапия как психотерапевтический подход и теория личности ведут свое начало от гештальт-психологии — немец­кого направления в психологии, возникшего в период " откры­того" кризиса, идеологами которого были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, психоанализа, дзен-буддизма, прин­ципы которых применялись Ф. Перлзом — основателем гештальт-терапии. Гештальт-терапия имеет тесную связь с экзи­стенциальным направлением в психотерапии.

Гештальт-терапия выдвигает следующие теоретические положения:

• цель организма — приведение своего существования в состояние покоя, гомеостаза, целостности для избежания напряжения, возникающего из-за дезорганизации и нестабильности;

• гештальт (нем.) обозначает целостность и структурность, не­сводимую к частям;

• организм определяется как единое целое, единый гештальт, то есть психическая и физическая жизнь индивида взаимозави­симы друг от друга;

• мотивационная система личности представлена как цикл воз­никновения и удовлетворения потребности, которая рассматри­вается как гештальт. Если потребность не удовлетворена — геш­тальт не завершен, и это приводит к возникновению напряжения, так как неудовлетворенный гештальт забирает энергию у орга­низма;

· фигура и фон — рассматриваются как соотношение актуальной потребности, являющейся для индивида фигурой, и окружающих ее потребностей, составляющих фон, именно эта потребность, выдвинувшись из фона, представляет для индивида наиболь­шую ценность и именно ее он стремится удовлетворить. Удов­летворение потребности ведет за собой завершение гештальта и возвращение его в фон;

· причиной невроза являются незавершенные гештальты, заби­рающие энергию у организма, а также отход от собственной природы, когда индивид живет не в контакте с самим собой и своими чувствами, а ориентируется на внешние указания авто­ритетов;

· поле окружающей среды — это то пространство, на границе ко­торого происходит контакт индивида со средой и удовлетворе­ние им актуальной потребности; без окружающей среды инди­вид не может удовлетворить потребность;

· здоровая личность обладает способностью к аутентичности, которая определяется как обретение самого себя и способ­ность быть самим собой, умение жить полной жизнью и в настоящем, стремление к своему уникальному неповторимо­му стилю жизни, не подражающему и не признающему ника­ких авторитетов и фигур извне;

· условием жизни в настоящем и обретения себя является дове­рие к собственным чувствам и прорыв сквозь блокаду устано­вок и стереотипов;

· принцип ответственности личности за себя, свою жизнь и свои выборы, ориентация на установку " Я хочу", вместо " Я должен", то, как последний снимает с индивида всякую от­ветственность за поступок;

· ощущение полноты жизни возможно только в том случае, если есть осознание, но не как понимание, а как переживание, чув­ствование;

· контакт в терапевтическом пространстве между клиентом и консультантом (психотерапевтом) рассматривается как взаимо­действие двух равных личностей.

Гештальт-терапия выдвигает следующие цели и задачи:

• помощь клиенту в осознании, проживании и завершении неза­вершенных в прошлом гештальтов (эмоций, чувств, поступ­ков, потребностей и т. п.);

• помощь клиенту в обретении им аутентичности, обретении самого себя и веры в себя, в свои чувства, в обретении собст­венных границ, в осознании своих потребностей;

• помощь клиенту в расширении своего взгляда на мир и своей жизненной позиции, в открытости всему многообразию жиз­ненных выборов и формированию ответственности за себя самого;

• личность терапевта, его поведение, реакции, спонтанность, способность к самораскрытию рассматриваются как ключевой терапевтический фактор;

• ответственность за изменения, происходящие с клиентом, все­гда лежит на нем самом, а задача терапевта — обеспечить усло­вия для развития и изменений и расширить зону осознавания;

• задача гештальт-терапии не в том, чтобы выяснить, " почему" возникает проблема, а в том, чтобы понять, " как" она прожи­вается человеком и как воздействует на него.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.