Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель эффективного психолога-консультанта включает в себя следующие составляющие.






• личностные качества;

• систему ценностей;

• профессиональные установки;

• профессиональные навыки и умения.

3. Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрело­стью личности, которая включает в себя два аспекта:

- личностную зрелость;

- социальную зрелость.

Выделяются следующие качества зрелости личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтическо­го процесса:

в области личностной зрелости:

· аутентичность, подлинность, когда консультант является са­мим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свой­ственным только данной личности эмоциям, чувствам, пове­дению;

· конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира лично­сти (чувств, эмоций, мыслей и т. п.) его внешним проявлениям и того, что он осознает, тому, каков его опыт;

· сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твердым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не подда­ваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время уме­ние пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведе­нии и понимании окружающих;

· позитивность, включающая в себя как способность к позитив­ному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам;

· открытость новому опыту, искренность в восприятии собст­венных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опы­те, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом;

· адекватность, включающая адекватную оценку психотерапев­том себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а также способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности;

· рефлексия, самопознание — способность к постоянному изуче­нию себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопо­знания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы;

· эмпатийность — способность понять эмоциональный мир другого человека, встав на его место и посмотрев на проблему " его гла­зами", побыв в его системе ценностей и оставив в стороне свои собственные предубеждения и не сравнивая ситуацию другого че­ловека со своей собственной;

· интернальность — внутренний локус контроля, то есть приня­тие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и се­бя самого;

· чувство юмора, избегание " тотальной" серьезности в отноше­нии к различным вещам, умение взглянуть с юмором на ситуа­цию или проблему;

в области социальной зрелости:

· коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построе­нию продуктивных отношений, умение воспринимать и прислу­шиваться к мнению и чувствам других людей;

· толерантность к неопределенности, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувства тревожности в ситуациях большой неопределенности, неясно-1сти, неизвестности, отсутствия четкой структурированности. Ориентация на свою интуицию;

· национальная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересо­ванности и отсутствие осуждения;

· безусловность, безусловное принятие клиента, стремление ви­деть позитивную природу человека и принимать клиента, неза­висимо от его поведения, мыслей и т. п., безоценочно;

· этническая сензитивность, гибкость и безоценочностъ по отно­шению к представителям различных этносов, отсутствие на­циональных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов.

Особо вредными чертами для психолога-консультанта (психо­терапевта) являются:

- авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непо­грешимости и идеальности;

- нетерпимость к недостаткам других;

- пассивность жизненной позиции;

- зависимость от стереотипов, установок и авторитетов;

- замкнутость;

- склонность использовать клиента для удовлетворения своих по­требностей;

- невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство.

4. В ситуации консультирования перед психологом стоит задача нейтрального отношения к ценностям клиента, и в то же время ценностная система консультанта определяет исходные пред­посылки консультирования. Психолог должен иметь собствен­ную систему ценностей, но при этом не навязывать ее клиенту, а уметь обсудить ценностные приоритеты, так как есть про­блемы, корни которых лежат именно в ценностных установках, и помочь клиенту выбрать те ценности, которые подходят именно для него. Ценности консультанта во многом зависят от его теоретической ориентации и оказывают влияние на процесс консультирования.

В гуманистической психологии выделяются следующие ценности, необходимые для формирования терапевти­ческого климата в пространстве консультирования:

• человек и его мир как главная ценность;

• оптимизм;

• безусловная любовь;

• вера в потенциал духовного и психического развития, зало­женного в каждом человеке;

• уникальность каждого человека;

• позитивность природы человека, то есть любое поведение име­ет позитивные намерения, а негативное, социально-нежела­тельное и тому подобное поведение есть результат неадекват­ного функционирования личности и ее защитных механизмов;

• каждый человек имеет ресурсы для своего развития и Вселен­ная также располагает к развитию.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.