Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Дхананджайа, Я не связан никакой материальной деятельностью. Я всегда отстранен от нее и занимаю нейтральное положение.






КОММЕНТАРИЙ: Отсюда вовсе не следует, что Верховная Личность Бога пребывает в бездействии. В Своей обители в духовном мире Господь постоянно занят самой разнообразной деятельностью. Как сказано в «Брахма-самхите» (5.6), атмарамасйа тасйасти пракртйа на саманамах. «Он всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной». Материальную деятельность выполняют различные энергии Господа. Господь неизменно находится в стороне от деятельности, протекающей в материальном мире. На Его нейтральное положение указывает употребленное здесь слово удасина-ват. Контролируя каждую, даже самую незначительную часть материальной деятельности, Господь занимает по отношению к ней нейтральное положение. Он подобен судье, председательствующему в зале суда. По его приказу кого-то казнят, кого-то садят в тьрьму, а кого-то объявляют владельцем огромного состояния, однако сам судья всегда остается беспристрастным. Он никак не связан со всеми этими потерями или приобретениями. Таким же беспристрастным является и Верховный Господь, хотя Его участие ощущается в любой сфере деятельности. В «Веданта-сутре» (2.1.34) сказано: ваишамйа-наиргхрнйе на: Он не связан с двойственностью материального мира и трансцендентен по отношению к любым ее проявлениям. Он также /не привязан к/ не участвует лично в процессах сотворения и уничтожения материального мира. Живые существа появляются на свет в различных формах и видах жизни в соответствии с деятельностью, совершенной в прошлом, и Господь никогда не вмешивается в эти процессы /в это/.

 

ТЕКСТ 10

майадхйакшена пракртихсуйате са-чарачарам

хетунанена каунтейаджагад випаривартате

майа-под Моим; адхйакшена-надзором; пракртих-материальная природа; суйате-появляется; са-вместе с; чара-ачарам-движущиеся и неподвижные живые существа; хетуна-по этой причине; анена-это; каунтейа-о сын Кунти; джагат-космическое проявление; випаривартате-действует.

О сын Кунти, будучи одной из Моих энергий, материальная природа действует под Моим надзором, производя на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. Под ее руководством этот проявленный мир снова и снова создается и подвергается уничтожению.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности, протекающей в материальном мире, он всегда остается верховным повелителем. Верховный Господь является олицетворением высшей воли и основой всего материального проявления, деятельностью которого тем не менее управляет материальная природа. Кришна также говорит в «Бхагавад-гите», что Он-отец всех живых существ во всем многообразии их видов и форм. Как отец вносит во чрево матери семя, из которого впоследствии появляется ребенок, так и Верховный Господь одним Своим взглядом оплодотворяет материальную природу, из лона которой выходят самые разнообразные живые существа, получающие тот или иной тип тела в зависимости от желаний, которые остались у них из прошлой жизни и своей прошлой деятельности. Все живые существа, рожденные под взглядом Верховного Господа, получают различные типы тел в зависимости от своей прошлой деятельности и желаний. Таким образом Сам Господь не связан непосредственно с материальным миром. Он просто бросает взгляд на материальную природу, которая в результате приходит в движение и производит все многообразие форм жизни. Окидывая материальную природу взглядом, Верховный Господь, безусловно, совершает деятельность, но Сам Он не принимает непосредственного участия в создании материальной вселенной. В смрти приводится следующий пример: когда человек держит в руках цветок, аромат цветка достигает его обоняния, однако сам цветок и его аромат отличны друг от друга. Аналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога; в действительности, Господь не связан непосредственно с материальным миром, но Своим взглядом Он творит Его и устанавливает его законы /и повелевает им? /. Одним словом, без руководства /надзора/ Верховной Личности Бога материальная природа ничего не способна сделать сама по себе. Однако Верховный Господь всегда стоит в стороне от материальной деятельности.

 

ТЕКСТ 11

аваджананти мам мудхаманушим танум ашритам

парам бхавам аджанантомама бхута-махешварам

аваджананти-глумятся; мам-надо Мной; мудхах-глупцы; манушим-в человеческом образе; танум-тело; ашритам-принимая; парам-трансцендентной; бхавам-природы; аджанантах-не зная; мама-Мою; бхута-всего сущего; маха-ишварам-верховного владыки.

Глупцы глумятся /смеются/ надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведомо, что Я обладаю трансцендентной /духовной/ природой и являюсь Верховным Господом всего сущего.

КОММЕНТАРИЙ: Из всего сказанного в предыдущих стихах этой главы, ясно, что Верховный Господь, который приходит в материальный мир в человеческом облике, не является обыкновенным человеком. Личность Бога, которая руководит процессами сотворения, поддержания и уничтожения всего материального космоса /творит, поддерживает, уничтожает? /, не может быть обыкновенным человеком. Однако находится немало глупцов, которые считают, что Кришна это просто могущественный человек и не более. В действительности же, Он-изначальная Верховная Личность, что подтверждает «Брахма-самхита» (ишварах парамах кришнах); Он-Верховный Господь.

В мире много ишвар, правителей, обладающих разной властью. В системе управления в материальном мире мы встретим руководителей различных рангов: директоров и должностных лиц, которыми руководят чиновники более высокого ранга; они в свою очередь подчиняются министру, а тот-президенту. Все они являются руководителями, но подчинены один другому. В «Брахма-самхите» сказано, что Кришна является верховным правителем; безусловно, в материальном в духовном мире много правителей, но верховный правитель это Кришна (ишварах парамах кришнах), тело которого сач-чид-ананда, не является материальным.

Живые существа, обладающие материальными телами, не способны совершать те чудесные деяния, о которых рассказывалось в предыдущих главах. Тело Господа вечно, исполнено блаженства и знания. Хотя Он отнюдь не заурядная личность, глупцы смеются над Ним и считают Его обыкновенным человеком. Тело Господа названо манушим, поскольку Он действует как обыкновенный человек, друг Арджуны, который занимается политической деятельностью и участвует в битве на Курукшетре. Очень часто Он действует совсем как обыкновенный человек, хотя на самом деле обладает телом, которое является воплощением вечного блаженства и абсолютного знания: сач-чид-ананда-виграха. Это подтверждают и другие ведические писания. Сач-чид-ананда-рупайа кришнайа: «Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, Кришной, являющимся воплощением вечности, блаженства и знания» («Гопала-тапани Упанишад» 1.1). В Ведах приведены и другие описания. Там экам говиндам: «Ты-Говинда, дарующий наслаждение коровам и чувствам». Сач-чид-ананда-виграхам: «Тело Твое трансцендентно, исполнено знания, блаженства и вечности» («Гопала-тапани Упанишад 1.35).

Хотя тело Господа трансцендентно, исполнено блаженства и знания, многие так-называемые ученые и комментаторы «Бхагавад-гиты» глумятся над Кришной, считая Его обыкновенным человеком. В результате благочестивой деятельности, совершенной в прошлой жизни, эти ученые могут обладать незаурядными способностями, но их представление о Шри Кришне является следствием скудности их знаний. Поэтому их называют мудхами, ибо только глупцы, могут считать Кришну обыкновенным человеком. Они называют Кришну обыкновенным человеком потому, что ничего не знают о сокровенных деяниях Верховного Господа и Его разнообразных энергий. Они не знают, что тело Кришны является символом /воплощением/ абсолютного знания и блаженства, что Он-владетель всего сущего, который может любому даровать освобождение. Не ведая о многочисленных трансцендентных качествах Кришны, они глумятся над Ним.

Им также не известно, что появление Верховной Личности Бога в материальном мире является результатом действия Его внутренней энергии. Он-повелитель материальной энергии. Господь уже неоднократно заявлял о том, что-мама майа дуратйайа-материальная энергия, обладая необыкновенным могуществом, тем не менее находится под Его началом, и каждый, кто предастся Ему, сможет освободиться из-под ее власти. Если душа, предавшаяся Кришне, становится способной выйти из-под влияния материальной энергии, как же тогда Верховный Господь, который творит, поддерживает и разрушает весь материальный космос, может обладать материальным телом, подобным нашему /также как и мы с вами/? Подобные представления глупы и безосновательны. Однако недалекие люди не могут понять /представить себе/, как Личность Бога, Кришна, появляющийся в облике обыкновенного человека, может повеливать всеми атомами и таким гигантским проявлением, как вселенская форма /и огромной материальной вселенной/. Величайшее и мельчайшее лежат за пределами их воображения, поэтому им трудно представить себе, что живое существо, предстающее перед ними в облике человека, может одновременно держать под Своим контролем беспредельное и бесконечно малое. Но даже управляя бесконечным и предельным, Сам Господь стоит в стороне от всего этого /подобных проявлений/. Относительно Его йогам аишварам, Его непостижимой трансцендентной энергии, ясно сказано, что Господь способен одновременно управлять беспредельным и бесконечно малым и вместе с тем оставаться в стороне от всего этого. Хотя глупцы не представляют себе, как Кришна, который появляется в этом мире в облике человека, может держать под Своим контролем бесконечное и предельное, чистые преданные Господа принимают это как данность, ибо знают, что Кришна-это Верховная Личность Бога. Поэтому, безраздельно предавшись Ему, они занимаются деятельностью в сознании Кришны, преданным служением Господу.

Между имперсоналистами и персоналистами не утихают споры о явлении Господа в человеческом облике. Однако, обратившись к «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», авторитетным писаниям, где изложена наука Кришны, мы узнаем, что Кришна-это Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике обыкновенного человека, Он в действительности не является таковым. В первой главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам» мудрецы во главе с Шаунакой, спрашивая /Суту Госвами/ о деяниях Кришны, говорят:

кртаван кила карманисаха рамена кешавах

ати-мартйани бхагавангудхах капата-манушах

«Играя роль обыкновенных людей, Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, и Баларама совершили множество чудесных /сверхчеловеческих/ деяний» (Бхаг. 1.1.20). Появление Господа в человеческом облике, приводит глупцов в замешательство /вызывает у них недоумение/. Ни один человек не смог бы совершить тех чудесных деяний, которые Кришна совершил, когда находился на земле. Сначала Он предстал перед Своим отцом и матерью, Васудевой и Деваки, в Своей четырехрукой форме, но услышав их молитвы, принял облик обыкновенного ребенка. Как сказано в «Бхагаватам» (10.3.46), бабхува пракртах шишух: Он превратился в обыкновенного ребенка и стал похож на обыкновенного человека. В данном стихе также сказано, что спсобность Господа принимать человеческий облик является одним из свойств Его трансцндентного тела. В одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» также сказано, что Арджуна просил Кришну показать ему Свою четырехрукую форму (тенаива рупена чатур-бхуджена). Представ перед ним в этой форме, Кришна, опять по просьбе Арджуны, снова принял Свой изначальный человекоподобный образ (манушам рупам). Эти черты Верховного Господа, не могут быть присущи обыкновенному человеку.

Некоторые из тех, кто глумятся над Кришной, зараженные философией Майавады, чтобы доказать, что Кришна является обыкновенным человеком, цитируют следующий стих из «Шримад-Бхагаватам» (3.29.21): Ахам сарвешу бхутешу бхутатмавастхитах сада. «Верховный Господь пребывает в каждом живом существе». Вместо того, чтобы слушать комментарии псевдофилософов, глумящихся над Кришной, лучше обратиться к комментариям, которые написали к этому стиху такие ваишнавские ачарьи, как Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур. Комментируя этот стих, Джива Госвами говорит, что Кришна Своей полной частью, в аспекте Параматмы или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвижных живых существах, поэтому преданный-неофит, который сосредотачивает свое внимание на поклонении арча-мурти, форме Верховного Господа в храме, и не выказывает уважения к другим живым существам, не получает от такого поклонения никаких результатов. Есть три класса преданных, и неофиты это преданные самого низкого класса. Преданный-неофит уделяет больше внимания стоящему в храме Божеству, нежели другим преданным, поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур, предупреждает нас о том, что такое умонастроение необходимо изменить. Преданный должен видеть, что поскольку Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, тело каждого из них является храмом Верховного Господа, и с тем же почтением, с каким мы относимся к храму Господа, мы должны относится к телам всех живых существ, ибо там находится Параматма. Поэтому мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем.

Многие имперсоналисты глумятся и над поклонением Господу в храме. Бог пребывает всюду, говорят они, так зачем же нам ограничивать себя рамками храмового поклонения? Но если Бог пребывает всюду, то почему Он не может находиться в храме или в форме Божества? Споры между персоналистами и имперсоналистами будут продолжаться вечно, но чистый преданный, обладающий сознанием Кришны, знает, что Кришна, будучи Верховной Личностью Бога, вместе с тем является вездесущим, что подтверждает «Брахма-самхита». Хотя Он вечно остается в Своей обители, на Голоке Вриндавана, Своими разнообразными энергиями и полными частями Господь пребывает всюду, в каждом уголке /во всех частях/ материального и духовного миров.

 

ТЕКСТ 12

могхаша могха-карманомогха-джнана вичетасах

ракшасим асурим чаивапракртим мохиним шритах

могха-ашах-обманутые в своих надеждах; могха-карманах-терпящие неудачу в кармической деятельности; могха-джнанах-обладающие бесполезным знанием; вичетасах-введенные в заблуждение; ракшасим-демонической; асурим-атеистической; ча-и; эва-безусловно; пракртим-природы; мохиним-иллюзорной; шритах-найдя прибежище.

Введенные таким образом в заблуждение, они придерживаются демонических и безбожных взглядов /убеждений, представлений; исповедуют, разделяют/. Поскольку они пребывают в иллюзии, их надеждам на освобождение не суждено сбыться, их кармическая деятельность обречена на неудачу, а обретенное ими знание не имеет никакой ценности.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много преданных, которые считают, что они обладают сознанием Кришны и занимаются преданным служением, но в сердце своем они не признают Верховную Личность Бога, Кришну, Абсолютной Истиной. Им никогда не насладиться плодом преданного служения и не вернуться домой, к Богу. Точно также, те, кто занимается благочестивой кармической деятельностью, надеясь в конце жизни освободиться из материального плена, никогда не достигнут этой цели, ибо они глумятся над Верховной Личностью Бога, Кришной. Иначе говоря, люди, которые высмеивают Кришну, являются демонами, или атеистами. Как сказано в седьмой главе «Бхагавад-гиты», такие демоны-безбожники никогда не предаются Кришне. Поэтому их философские изыскания, с помощью которых они рассчитывают постичь Абсолютную Истину, приводят их к ложному выводу о том, что живые существа тождественны Кришне. Разделяя это заблуждение, они думают, что тело человека просто покрыто материальной энергией, однако, освободившись от материального тела, он снова станет неотличным от Бога /он станет Богом/. Любые попытки сравняться с Кришной, обречены на неудачу, поскольку являются иллюзорными. Усилия атеистов и демонов, направленные на то, чтобы обрести духовное знание, всегда оказываются тщетными. Об этом сказано в данном стихе. Изучая ведические писания, такие как «Веданта-сутра» и «Упанишады», эти люди лишь напрасно теряют время.

Поэтому всякий /тот/, кто считает Кришну, Верховную Личность Бога, обыкновенным человеком совершает великой оскорбление. Такой человек, безусловно, пребывает в иллюзии, ибо не в состоянии постичь вечную форму Кришны. В «Брихад-вишну-смрити» ясно сказано:

йо ветти бхаутикам дехамкришнасйа параматманах

са сарвасмад бахиш-карйахшраута-смарта-видханатах

мукхам тасйавалокйаписа-челам снанам ачарет

«Человека, который считает тело Кришны материальным, нельзя допускать к проведение обрядов и ритуалов, предписанных в шрути и смрити. А тот, кто случайно увидел его лицо, должен немедленно совершить омовение в Ганге, чтобы очистить себя от скверны». Люди глумятся над Кришной, потому что завидуют Верховной Личности Бога /Люди, которые глумятся, завидуют/. Они обречены вновь и вновь появляться на свет среди демонов и атеистов. Их истинное знание останется вечно скрытым под покровом иллюзии и они с течением времени опустятся в темнейшие области материального мира.

 

ТЕКСТ 13

махатманас ту мам партхадаивим пракртим ашритах

бхаджантй ананйа-манасоджнатва бхутадим авйайам

маха-атманах-великие души; ту-но; мам-Мне; партха-о сын Притхи; даивим-божественной; пракртим-природы; ашритах-приняв покровительство; бхаджанти-служат; ананйа-манасах-чей ум всегда сосредоточен на; джнатва-зная; бхута-творения; адим-источник; авйайам-вечный.

О сын Притхи, те, кто не подвержен иллюзии, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они полностью поглощены преданным служением, ибо знают, что Я-Верховная Личность Бога, изначальная и вечная.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе дано описание махатмы. Его первым /главным/ признаком является то, что он обладает божественной природой /находится под ее покровительством/. Материальная природа не оказывает на него никакого влияния. Как же достичь такого уровня? Об этом было сказано в седьмой главе: тот, кто предался Верховной Личности Бога, Шри Кришне, сразу же выходит из-под влияния материальной энергии. Таково условие. Чтобы освободиться из-под власти материальной природы, обусловленная душа должна предаться Верховной Личности Бога. Это-первый шаг /этап/. Поскольку живое существо является пограничной энергией Господа, то, выйдя из-под влияния материальной энергии, оно оказывается во власти духовной энергии. Духовную энергию, которая ведет теперь /тогда/ живое существо, называют даиви пракрти, божественной природой. Когда, предавшись Верховной Личности Бога, человек поднимается на трансцендентный уровень, он становится великой душой, или махатмой.

Внимание махатмы сосредоточено исключительно на Кришне, ибо он до конца осознал, что Кришна-это изначальная Верховная Личность, причина всех причин. Он нисколько не сомневается в этом. Стать махатмой, великой душой, можно общаясь с другими махатмами, чистыми преданными Господа. Чистых преданных не привлекают другие формы Кришны, таким, например, как четырехрукий Маха-Вишну. Все их внимание сосредоточено на двурукой форме Кришны. Они не испытывают влечения к другим Его формам, а также к кому-либо из людей или полубогов. Обладая сознанием Кришны, они медитируют только на Кришну /сосредотачивают свой ум/. Они постоянно служат Господу, все время находясь в сознании Кришны, и никогда не сходят с пути преданного служения.

 

ТЕКСТ 14

сататам киртайанто мамйатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйанитйа-йукта упасате

сататам-всегда; киртайантах-говоря; мам-обо Мне; йатантах-прилагая все усилия; ча-также; дридха-вратах-с решимостью; намасйантах-падая ниц; ча-также; мам-Мне; бхактйа-с преданностью; нитйа-йуктах-постоянно занятые; упасате-поклоняются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.