Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика признаков письменной речи в подготовке научного профессионального проекта






 

На первых двух этапах работы над научным профессиональным проектом предполагается изучение состояния исследуемой проблемы в науке посредствам чтения текстов-первоисточников и составления вторичных текстов в результате компрессии.

В переводе с латинского (compression) означает «сжатие». Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении реферата, тезисов, аннотации, а также написании доклада для выступления на научной конференции. Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

Компрессия текста-первоисточника основана на трех главных правилах и действиях.

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и выражений. Ключевые слова – это слова, содержащие основной смысл высказывания. Ключевые слова называют новую подтему текста. Чтобы найти ключевое слово, словосочетание и предложение, необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет абзацный зачин, далее идет главная абзацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы. Заканчивается абзац выводом. Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть выделен в отдельный абзац. Ключевые слова обычно находятся в главной абзацной фразе.

2. Написание вторичного текста. Для выявления позиций автора, создающего новый текст по отношению к первоисточнику, используются специальные стандартные выражения (клише), раскрывающие структуру текста-первоисточника. Выбор клише должен отражать его структуру (The article is devoted to... The present paper / investigation focuses on …/ deals with …/ is devoted to the questions of … This paper proposes a new methodological framework within which …).

3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста. Слова с обобщенно-абстрактным значением можно разделить на три группы.

Первая группа – это слова, которые должны отразить структуру текста-первоисточника: aims, goals, views, the course of this investigation, hypothesis, supposition, conception, assumption и др.

Вторую группу составляют слова, обозначающие (называющие) наиболее частотные элементы структуры научного текста: arguments, background.

 

  1. Составление конспекта текста-первоисточника
2. Составление тезисного или назывного плана  
3. Составление вторичного текста: аннотации, реферата
5. Написание тезисов
4. Составление доклада

 

 


Рис.3. Этапы работы над компрессией текста-первоисточника

 

1. Конспект – это краткая письменная запись статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

2) передача основных мыслей текста «своими словами»;

3) смешанный вариант.

При написании конспекта необходимо: оставлять широкие поля для записи комментариев к тексту, выписывать все библиографические данные, правильно оформлять цитаты.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы:

1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;

3) записать всю важную для последующего изложения информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

2. На основе выделения ключевых слов и предложений составляется тезисный план (6-10 предложений). В языковом отношении для тезисов характерны безличные предложения, предложения номинативного строя, предложения, которые переводятся на русский язык глаголами с возвратной частицей «ся». В назывном плане обозначаются подтемы текста.

3. Реферат и аннотация относятся к вторичным документальным источникам научной информации. Это те документы, в которых сообщаются сведения о первичных документах.

В общих требованиях Межгосударственного стандарта (ГОСТ 7.9 – 95 (ИСО 214 – 76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу) применяют следующие термины и определения:

«Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата».

«Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей».

Из видов компрессии научного текста в курсовых и дипломных работах, в диссертации чаще других используется реферативное изложение тех научных работ или статей, которые были созданы к моменту написания собственной работы. Оно включает все компоненты, необходимые для других видов компрессии научного текста и является наиболее трудным из них. Наиболее распространёнными приёмами реферативного изложения свёрнутого текста являются цитирование и перефразирование.

Аннотация текста-первоисточника значительно короче, чем реферативное изложение. Она обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; а во второй – перечисляются (называются) основные положения. Аннотация не допускает цитирования и излагается «своими словами».

Объём аннотации может составлять от двух – трёх слов до 10 - 15 строк, а иногда и больше, не смотря на то, что по требованиям Межгосударственного стандарта объём аннотации не должен превышать 500 слов.

Структура аннотации Языковые клише для составления аннотации
1. библиографическое описание: ü заглавие, фамилии и инициалы авторов, ü выходные данные The text is headlined…. The headline of the text I have read is… The author of the text is… The text is written by…. It's published in…. It's printed in….
2. текст аннотации: ü тема текста; ü основные моменты содержания; The text elucidates/ describes/ focuses on/ explores/ concentrates on/ deals with/ touches upon … The bulk of this text is devoted to… The main idea of the text is… The purpose of the article is to give the reader some information on… The aim of the article is to provide the reader with some material (data) on…. The author starts by telling the reader … The author writes (states, stresses, thinks, points out) that … According to the text... Further the author reports (says)… It is important to note (stress, underline)… …is(are) given/provided /explained. The author presents an exhaustive description of
2. заключение ü общий вывод; ü личное мнение. In conclusion…. The author comes to the conclusion that… This text provides a solid grounding to enable the student to understand …/ is addressed to professionals/ is a useful resource for students/ is extremely comprehensive/ is a set of supplementary materials to all those engaged in … The text has raised many intriguing problems and will be a stimulus for a great deal of productive theoretical and descriptive research on the phenomena… The text has a variety of virtues, I do, however, have certain criticisms… One concerns… Another criticism concerns The author fails, in my view, to make a convincing argument for… On the whole …do not lessen the text’s value.

Таблица 2. Алгоритм составления аннотации

Доклад

На основе изученных работ по теме исследования и составленных вторичных тезисов, составляются тезисы доклада, которые содержат такие композиционные части, как вступление, основная часть и заключение.

Доклад (речь на презентации) представляет собой работу по внимательному изучению реферата, которая заключается в выборе основной важной информации, представлении результатов проделанного исследования и собственных выводов.

В докладе необходимо прописать в точности устную речь докладчика на презентации. Доклад состоит из введения, основной части и заключения.

Введение включает в себя 4 этапа: приветствие, представление темы, плана презентации, инструкции по поводу вопросов.

 

Function Possible language
1. Welcoming your audience and introducing the speaker
  • Good morning, ladies and gentlemen
  • Good morning, gentlemen
  • Good afternoon, ladies and gentlemen
  • I’d like to start by thanking you all for coming to my talk today.
  • Let me introduce myself. My name is …and I’ll soon get a bachelor’s / master’s degree in …
2. Introducing your subject
  • I am going to talk today about...
  • The purpose of my presentation is to introduce our new range of...
3. Outlining your structure
  • To start with I'll describe the progress made this year / explain briefly how... Then I'll mention some of the problems we've encountered and how we overcame them. After that I'll consider the possibilities for further growth next year. Finally, I'll summarize my presentation (before concluding with some recommendations).
  • I plan to talk for about … minutes.
4. Giving instructions about questions
  • Do feel free to interrupt me if you have any questions.
  • I'll try to answer all of your questions after the presentation.
  • I plan to keep some time for questions after the presentation.

Таблица 3. Введение доклада

В основной части необходимо сжато представить основные мысли реферата.

Function Possible language
Revealing the main ideas
  • … have been developed and now I will be returning to those shortly.
  • As I have already said, … have been the preferred method to date.
  • As you can see from this image / slide / chart …
  • The second graph shows …
  • Let’s begin by looking at…
  • That’s all I have to say about …, so now I’d like to move on to looking at …
  • As I mentioned earlier, there are …, but the one I have been working with is …
  • We’ve looked at …, so now let’s turn to …
  • In fact, the charts here indicate that …
  • Next we’ll deal with …
  • Our research though focuses on…
  • In this study …
  • I therefore believe that …

Таблица 4. Основная часть доклада

 

В заключении необходимо сделать выводы, поблагодарить аудиторию за внимание и пригласить слушателей принять участие в дискуссии.

 

Function Possible language
1. Summing up
  • To conclude,...
  • In conclusion,...
  • Now, to sum up...
  • So let me summarize /recap what I've said.
  • Finally, may I remind you of some of the main points we've considered.
2. Giving recommendations
  • In conclusion, my recommendations are...
  • I therefore suggest/propose/recommend the following strategy.
3. Thanking your audience
  • Many thanks for your attention.
  • May I thank you all for being such an attentive audience.
4. Inviting questions
  • Now I'll try to answer any questions you may have.
  • Can I answer any questions?
  • Are there any questions?
  • Do you have any questions?
  • Are there any final questions?

Таблица 5. Заключение доклада

5. Тезисы – это жанр речевого произведения, особенно актуальный в научной сфере общения. Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. В тезисном произведении должна четко просматриваться строгая логическая схема целого.

Стилистические требования: однородность речевой манеры, недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, эллипсы, восклицания, неточности и небрежности в оформлении.

Общей нормой стиля тезисов является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием.

Тезисы предполагают определенную структуру:

1. Преамбула (ввод в проблематику, обоснование актуальности проблемы, представление предмета исследования);

2. Основное тезисное изложение;

3. Заключительный тезис.

 

Структура абзаца 1. A topic sentence that tells the reader what the paragraph is about and in some way connects with the previous paragraph.   The general notion/ central concept is that… This concept will serve as a starting point for studying… This idea proved useful in solving problems concerning … The basic view is given below. In this section we describe the first of two unreported results that we believe deserve such publication and which constitute the main contribution of this paper. As mentioned in the Introduction, a principal concern in the field of X is to understand why... This section attempts to answer the question... Our aim is to provide a simple alternative to the complex theoretical models that attempt to explain... In this section we present a simplified model, which we believe is... This section reviews the process of... This process provides the backbone to the system that is at the core of our research. Here, we briefly review the broad perspectives that have shaped the direction of thinking about …/ accept/ admit the approach/ adhere to the assumption that … The numerous advances in … are described, with emphasis on the vast new area of …
2. From one to eight sentences in a logical sequence that develop the topic. Firstly, … Secondly, … Third, … In order to do this / To this end / With this mind Then / Following this / Afterwards For example, / An example of this is / In fact, / Unlike / Nevertheless, In addition / Another way to do / An additional feature of On the other hand / However / In contrast Due to / Since / Although/ Thus / Therefore / Consequently / Because of this This means that / This highlights that / These considerations imply that / In conclusion / In sum Figure 1 shows / As can be seen in Table 2 Firstly, secondly, finally As far as X is concerned, / In relation to X, In the case of / With regard to / As noted earlier It is worth noting that
3. A concluding sentence, possibly referring back to the first sentence or forward to the next paragraph. The conclusions of the study reveal that/ will help illuminate/ explain… We have succeed in actually showing that… Our results highlight…/ could lead to… / can be applied to…/ can be developed much further… These findings may be of considerable practical value… Further investigation may shed light on…/ will continue to elucidate … This can enrich scientific knowledge in…/ become most significant innovation in… The major points covered by this paper may be summarized as follows… Now we can conclude that… Finally we turn to… In conclusion it may be said that…  

Таблица 6. Алгоритм написания тезисов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.