Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности подготовки и изложения научного профессионального проекта






В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями (публицистический, разговорный, официально-деловой, научный, стиль художественной литературы).

Научный стиль - это один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе (Проскурякова И.Г.). К его общим чертам относят следующее (В.В. Гуревич, М.П. Котюрова, Е.Н. Барышникова):

· логическая последовательность изложения (последовательность и непротиворечивость изложения, которая создается при помощи особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия; предложения с вводными словами);

· упорядоченная система связей между частями высказывания;

· обобщенность, отвлеченность (абстрагирование) – отбор слов (преобладание им.сущ., общенаучных слов, им.сущ. с абстрактным значением, конкретные сущ.в обобщенном значении, страдательные обороты);

· для научного изложения характерна в целом неличная манера. «Авторское я», как правило, исключается, его заменяет более скромное и объективное «авторское мы».

· объективность (изложение разных точек зрения на проблему);

· аргументированность содержания ( доказательность, насыщенность фактической информацией);

· ясность изложения, однозначность высказываний (строгий отбор, точность языковых средств, однозначность словоупотребления, использование терминов, слов с абстрактным значением, общеупотребительных и общенаучных слов);

· сжатость при насыщенности содержания.

 

Средства создания стиля научных текстов:

· морфологические средства: страдательный залог, большое количество причастий и деепричастий, наречия, подчеркивающие логичность изложения, широкое использование сложных предлогов и союзов (in spite of, in conclusion);

· синтаксические средства (преимущественное использование сложносочинённых и сложноподчиненных предложений (а не бессоюзных), указывающих на причинно-следственные отношения или перечисляющих что-либо во взаимосвязи. Преобладание сложных предложений, сложных синтаксических конструкций (Complex Object, Complex Subject). Использование вводных слов, подчеркивающих логичность изложения (therefore, evidently, furthermore).

Научный стиль неоднороден. Разновидности его (подстили) связаны с целевой установкой в использовании:

1. Собственно научный (научно-гуманитарная, естественно-научная, точных наук). Жанры – монография, статья, доклад, рецензия, отзыв.

2. Научно-информативный.

3. Научно-учебный.

4. Научно-популярный.

Дальнейшие более частные стилевые особенности зависят от природы жанра: монографии, статьи, очерка, рецензии, учебника, курса лекций, доклада, реферата, тезисов.

Жанры текстов научного стиля выделяются как в письменной речи, так и в устной. Письменная речь: (резюме, реферат, тезисы, статья, аннотация, диссертация, монография, научный отчет, учебник, каталог, справочник, патентное описание, ТО (техническое описание), ТУ (технические условия), спецификация, инструкция (имеющие особенности и официально-делового стиля), реклама фирмы или продукции (имеющая признаки публицистического стиля). Устная речь: доклад, выступление в дискуссии (монолог, диалог, полилог).

Полевая структура функционального стиля – это модель дифференциации каждого стиля на более частные видовые образования по принципу поля (с выдвижением центра стиля на фоне его периферии). Так, в научном функциональном стиле, центр представлен научными текстами (монография, статья, диссертация, реферат, тезисы), далее – тексты учебной литературы (учебники, учебные пособия, курсы лекций), еще далее – научно-популярная литература, составляющая периферию стиля.

Тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения. Цель научного текста – представить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть гипотезу, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы.

Задача научного текста – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями и выявить закономерности развития.

Форма речи, преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная, реже – устная.

Вне зависимости от формы речи созданию научного текста всегда предшествует обдумывание.

Компетенция профессионального общения связана с подготовкой и изложением научного профессионального проекта, который представляет собой продукттехнологии, применение которой направлено на развитие компетенции профессионального общения студентов, при выполнении ими самостоятельно планируемой и реализуемой на иностранном языке научно-исследовательской работы, представленный в устной и (или) письменной форме, по теме, связанной с направлением будущей профессиональной деятельности.

В основе метода проектов лежит концепция развивающего обучения, т.е. повышение интеллектуального потенциала личности за счет совершенствования стиля умственной творческой деятельности в процессе обучения.

Проектность образования направлена на формирование проектной культуры студентов. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, исполнения и оформления. Проектность – образовательная тенденция будущего.

Основные положительные черты проектной методики:

· развивается интерес к иностранному языку, воображение, самостоятельность;

· появляется возможность показать организаторские спо­собности, скрытые таланты;

· формируются механизмы мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятель­ность осваивается в единстве эмпирического и теоретического по­знания;

· помогает будущим специалистам сознательно го­товиться к предстоящей профессиональной деятельности, а значит, развивать необходимые способности, совершенствовать личностные качества, которые позволят им успешно интегрироваться в новую социальную среду;

· основной единицей содержания проектной деятельности высту­пает проблемная ситуация, решение которой требует от студента инициативности, продуктивного мышления, привлечения социально­го опыта, согласования интересов, конструктивного взаимодействия, толерантного поведения, интерактивного общения и многих других качеств, которые составят основу будущей успешной профессио­нальной деятельности выпускников вуза.

Работа студентов над научным профессиональным проектом на иностранном языке начинается при освоении ими курса «Деловой язык» дисциплины «Иностранный язык». В начале данного курса студенты определяются с темой и задачами научного профессионально-делового проекта, над которым они будут работать в течение всего семестра, начитывая, переводя на русский язык аутентичные тексты по направлению подготовки, применяя различные виды компрессии текста и составляя глоссарий профессиональных терминов. О результатах анализа изученных материалов студенты докладывают преподавателю два раза в течение семестра, как отчет о самостоятельной работе, делая вывод о выявлении той или иной проблемы в определенном направлении науки. Далее, на основе изученных источников информации студенты составляют доклад и презентацию, излагая результаты проделанной работы в рамках научного профессионально-делового проекта. Отдельные категории участников непрерывного образования (магистры, аспиранты, докторанты и обучаемые, имеющие профессиональную квалификацию, которые проходят повышение квалификации или переподготовку в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям), имеют возможность на основе своего доклада подготовить и опубликовать тезисы или статью на иностранном языке, а также принять участие в конкурсах научных проектов.

Этапы работы над НПП:

1. Сбор информации об актуальных проблемах в профессиональной области путем обзора периодических изданий по направлению подготовки.

2. Формулировка темы научного профессионального проекта.

3. Выбор иностранной литературы, электронных источников на языке оригинала по теме проекта, работа над их компрессией.

4. Подготовка текста доклада о результатах работы над проектом.

5. Составление презентации к докладу.

6. Оформление результатов исследования в виде тезисов.

Ниже представлена схема этапов работы над научным профессиональным проектом.

 

Обзор изученных источников информации по направлению подготовки
Формулировка темы научного профессионального проекта  
Работа над компрессией иностранной литературы на языке оригинала
Составление презентации к докладу  
Подготовка текста доклада
Написание тезисов

 

 


Рис. 2. Этапы работы над научным профессиональным проектом

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.