Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свет Вечный.






 

Анри де Гиз вскрывает дверь и входит в рабочий кабинет короля Карла IX. Отмыкает ящики королевского бюро. Просматривает документы (Анри ищет переписку с Колиньи, или косвенные указания на неё в документах). За дверью голоса. Анри нажимает нужную часть украшения на стене, исчезает в тайнике. В комнату входят Колиньи и Карл IX.

 

КАРЛ IX. Благодарю тебя, Адмирал. Ты пришёл.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Я пришёл, потому, что ты позвал, мой король.

КАРЛ IX. Мне нужно.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Понимаю, мой король.

КАРЛ IX. Сомневаюсь, Гаспар.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Ты говорил с матерью?

КАРЛ IX. Конечно.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Мой король, в связи с этим у меня возникает закономерный вопрос — а зачем ты вообще вступил с нами в переговоры? Послал бы матушку вместо себя, а сам бы отправился сочинять трактат об охоте!

КАРЛ IX. Гаспар, ты несправедлив. Возможно, моя беда в том, что я родился, чтобы охотиться, а не чтобы управлять государством. Знаешь, у Господа нашего - и вашего, поскольку своего собственного вы пока не выдумали и пользуетесь католическим...

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Очень толстый троллинг для короля, мой король. Бог не католик и не протестант. Мой король, ты пригласил меня точне не на схоластический диспут. Может, ты и рождён, чтобы охотиться. Но ты правишь государством. Это данность и факт.

КАРЛ IX. Точно. Я пригласил тебя, чтобы ты ещё раз спокойно и внятно объяснил мне, как ты видишь будущее Франции.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Мой король, кто ж его видит лучше вас?

КАРЛ IX. Гаспар, хорош издеваться, правда? Уже даже не улыбает. Моя мама, кстати, имеет своё видение ситуации, и оно тебе ни разу не понравится.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. А могу я с этого места поинтересоваться подробностями, мой король?

КАРЛ IX. Сначала удовлетвори моё любопытство. И если твоё видение будет содержать ценные... компоненты, я удовлетворю твоё.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Быть по сему, мой король. Ни для кого в Европе не секрет, что сейчас Франция слаба, как никогда. Англия хочет купить Юг, и она его купит, если мы не соединимся с Наваррой и не ударим по Испании. Нас поддержат все без исключения, мой король. Испанцы — кость в горле англичанам, потому, что католики. Генеральным Штатам — потому, что зарывали их население в землю живьём. Нашим протестантам — потому, что католики, а нашим католикам — потому, что испанцы! Добавим к этому Германию, которая спит и видит, как сожрать испанские колонии в Африке, и Англию, которая хочет выкинуть Испанию с глобуса с того момента, как англичанин и Испанец впервые повстречались в природе.

КАРЛ IX. Я думал об этом, Гаспар. Это — великолепный план, спору нет, но — кому его выполнять? Мои ребята, безусловно, поднажмут, если прикажут. А что с твоими? Твои прОтесты смирятся, если страну для них завоюют католики?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Конечно же, нет. Мы разделимся. Твои мушкетёры ударят по Альбе и дону Карлосу. Испания изнурена войной, большого сопротивления не будет.

КАРЛ IX. А большого и не надо. Я буду резать испанцев на юге, а ты сговоришься с Генеральными Штатами на Севере. И когда уже моя армия будет изнурена войной с испанцами, всадишь мне по самые помидоры. Да, Гаспар?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Была такая мысль, не скрою. Но кое-кто мешает мне это сделать.

КАРЛ IX. Кто, Адмирал?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Бог, мой король. Я не просто военачальник. Я не просто политик. В отличие от папы римского, в отличие от Англии, которая нам помогает, в отличие от германских князей, которых интересуют только золото и отрубленный уши, я — действительно строю новое общество, мой король. Мы с Генрихом в самом деле хотим построить новый мир, другой мир, мир, в котором будет место всем законам и всем религиям. А такой мир можно построить, только держа Бога за руку. Чувствуя его дыхание рядом. Если я кину тебя с испанцами, Бог не станет мне помогать. Если допустить хоть каплю лжи, нового мира не будет. Он рано или поздно опять станет старым. И станет бесполезна вся предыдущая кровь.

КАРЛ IX. И поэтому ты гарантируешь мне, что разберёшься с голландцами, пока мы с Карлосом будем пинать друг друга?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Я уже сделал это, мой король.

КАРЛ IX. Что ты сделал?

 

Гаспар де Колиньи демонстрирует Карлу IX крипту с зашифрованным замком. Вскрывает замок, вынимает из крипты лист пергамента. Подаёт Карлу IX.

 

КАРЛ IX. (Читает). Я сплю, Гаспар?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Вы никогда не были настолько двумя ногами в реальности, мой король.

КАРЛ IX. Генеральные Штаты объявляют о военном союзе?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Более того — меня просили передать на словах, что готовы к переговорам и вхождению в состав империи на основаниях расширенной автономии...

КАРЛ IX. Гаспар. Те, кто тебя просил это передать, понимают, что Генеральные Штаты — это ещё и Габсбурги. А Габсбурги подымут такую вонь...

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Подымут. Но громко вякать на того, кто нагнёт испанцев, не посмеет никто.

КАРЛ IX. А почему вы все так уверены, что я нагну испанцев?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Потому, что гёзы с регулярной армией за спиной сделают это за тебя. Тебе будешь только поддерживать их артиллерийским огнём и коллекционировать ключи от городов.

КАРЛ IX. А дальше?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Мой король, дальше то, о чём трудно говорить.

КАРЛ IX. И тем не менее.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Дальше, после того, как мы объединимся с голландцами. Можно начать освоение новых земель. Это будет Французская конкиста.

КАРЛ IX. Ты о чём?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Северная Африка, мой король. Пока Англия грызётся с испанцами за золото инков, мы оснуём свою империю в Африке. С голландскими кораблями и нашей армией нам не будет равных. У испанцев там полтора форта.

КАРЛ IX. Значит, объединение с Генеральными Штатами, колонии в Северной Африке — это всё?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Этого хватит на целую жизнь, мой король. На жизнь, о которой мечтают. На жизнь, о которой слагают песни.

КАРЛ IX. Ой, хватит. Песни... Гаспар, не скрою. Это очень красиво, всё то, о чём ты тут говоришь... даже если забыть о том, что налоги уже три года как недобираются на сорок процентов. То, о чём ты говоришь, приведёт систему к коллапсу...

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Система уже коллапсировала, мой король, при всём уважении. Люди вспомнили о том, что они — люди. Это не остановить. Но вы можете встать во главе. У вас есть все данные и все возможности принести неоценимую пользу...

КАРЛ IX. А потом проснуться и найти свои яйца в стаканчике возле кровати.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Вы король. Вы и так этим рискуете каждую ночь.

КАРЛ IX. А вот тут ты меня поймал, Адмирал. И скорее всего именно поэтому я и соглашусь.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Вы... согласитесь?

КАРЛ IX. Я соглашусь. Потому, что если рисковать, то за собственную страну.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. За новый мир.

КАРЛ IX. Чем чёрт не шутит, Адмирал. Может, ты и прав. Давай я тоже тебе кое-что расскажу — так ты лучше поймёшь мои мотивации.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Я весь внимание, мой король.

КАРЛ IX. Мы с Анри де Гизом дико дружили, ты знаешь. И сейчас дружим. Это единственный человек, которому я разрешаю входить в мою спальню в ночное время. Но последнее время я перестал говорить ему ночной пароль. А он не спрашивал. Понимаешь, что это значит?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Его купила ваша матушка?

КАРЛ IX. Возможно. Но вряд ли. Он крутит с моей сестрой, и мать об этом знает. Но речь не об этом. Когда Анри уехал на осаду Орлеана, туда, где потом подло убили его отца...

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Он считает, что я виноват в этом, мой король.

КАРЛ IX. Я знаю. Но ты не виноват.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Не виноват.

КАРЛ IX. Опять-таки, речь не об этом. Я о том, что у Анри есть причины вас ненавидеть. Протестанты убили его отца. У Наваррского есть причины ненавидеть мою матушку — она и батя залили кровью его страну. А у меня нет причин вас ненавидеть, Адмирал. Пока вы с матушкой резали друг другу глотки, я писал трактат об охоте. И путешествовал.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Это похвально, мой король. Путешествия обогащают душу.

КАРЛ IX. Именно, что обогащают. И знаешь, Адмирал — я всё помню. Я помню, как меня встречали в католических городах — там толпы оплаченного народа выходили на улицы и кричали мне гимны и здравицы. И помню города протестантские — там иногда доходило до беспорядков. Но дышалось там легко. И ты всегда точно знал, что здесь в твою карету могут запустить гнилым яблоком, но зато никогда не подошлют ночью убийцу.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Ты прав, мой король. Жить не по лжи для нас — не пустой звук.

КАРЛ IX. Верно. Как бы ни уверяли меня мать и Анри, что всё это — просто очередная разводка, я вижу, что это не так. Точнее, вы, конечно, поимеете с этого профит, но в основе у вас лежит не это.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Не это.

КАРЛ IX. И Кромвель.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Кромвель.

КАРЛ IX. Кромвель, да. Великий железный сверхчеловек из Англии. Ты знаешь, у меня в покоях есть его портрет. Я заказал тайно. В Англии, художник думал, что пишет для своего джентри... Кромвель — это больше, чем личность, да, Адмирал?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Больше.

КАРЛ IX. Как думаешь, я смогу быть Кромвелем для Франции?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Сможете, мой король. Если вы хотите этого, вы найдёте силы и смелость.

КАРЛ IX. Твоими бы устами...

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. То, что вы собираетесь сделать, как раз поступок, достойный Кромвеля, мой король.

КАРЛ IX. Ах да. Мы же сегодня изменили ход истории. Слышишь?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Что?

КАРЛ IX. Как проворачиваются шестерёнки. Как движется маятник.

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Маятник?

КАРЛ IX. Именно, что маятник, Адмирал. Что стоит между нами и светлым будущим?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Что, мой король?

КАРЛ IX. Воспоминания о тёмном прошлом. Моя мать — прошлое этой страны. Если я хочу оставить след в истории. Нужно забыть о семье, верно, адмирал?

ГАСПАР ДЕ КОЛИНЬИ. Зато вы выигрываете страну, мой король. Страну и будущее. Новый мир.

КАРЛ IX. Интересно, а это исторически так заведено, что денег на новый мир будет давать Англия?

 

Гаспар де Колиньи и Карл IX смеются. Выходят. Из тайника появляется Анри де Гиз. Он снимает со стены старинную аркебузу, тщательно заряжает её, достав стрелецкие принадлежности из потайного места в кабинете короля. Анри де Гиз выходит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.