Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительные работы






6. При проведении подготовительных работ рекомендуют принимать во вни­мание, что:

6.1. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о зем­лях, затрагиваемых землеустройством, исходя из представлений о земле как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на зем­лю (в том числе об ограничениях прав на землю), и одновременно как о при­родном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве.

6.2. При наличии проекта перераспределения земель, на основе которого пе­редавали земельный участок (участки) в общую долевую собственность, подгото­вительные работы включают сбор и (или) изучение:

вышеуказанного проекта перераспределения земель;

сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участ­ках), на котором проводят землеустройство, и территории землепользования быв­шего колхоза (совхоза);

копий решений органа местного самоуправления о передаче сельскохозяй­ственных угодий в собственность, аренду, пользование, фонд перераспределе­ния, о передаче в собственность (аренду, пользование) несельскохозяйствен­ных угодий и земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооруже­ниями;

копии списка собственников земельных долей, по которому принимали реше­ние о передаче земель в общую долевую собственность;

списка собственников земельных долей, получивших свидетельства на право собственности на землю (сведения в территориальных органах Росземкадастра);


25 С. Н. Волков



списка собственников земельных долей, которые передали земельные доли в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяй­ствам или передали земельные доли или право пользования ими в уставный капи­тал сельскохозяйственных организаций, а также фактическое местоположение сельскохозяйственных угодий, используемых на указанном праве [сведения заве­ряет соответствующая сельскохозяйственная организация или глава крестьянско­го (фермерского) хозяйства];

списка собственников земельных долей, которые совершили иные сделки с земельными долями: передали по наследству, подарили, продали, обменяли на имущественный пай или земельную долю на территории другого хозяйства (быв­шего колхоза или совхоза), передали земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

сведений об установленных охранных, санитарно-защитных и иных зонах с особыми условиями использования земель;

материалов по вычислению площадей контуров земельных угодий;

картографического материала для составления проекта в масштабе не мельче 1: 25 000 (при сложном рельефе с изображением горизонталей);

сведений о частях земельного участка (участков), изъятых для государствен­ных или муниципальных нужд (копии решений соответствующих органов госу­дарственной власти или органов местного самоуправления об изъятии частей зе­мельного участка).

6.3. При отсутствии проекта перераспределения земель, указанного в пункте
6.2, вместо него включают материалы почвенного обследования, материалы оцен­
ки земель и экспликацию земель, на основе которых рассчитывали размер земель­
ных долей.

6.4. Дополнительно на собрании собственников земельных долей определяют:
состав групп, в которые собственники земельных долей планируют объеди­
ниться для дальнейшего совместного использования земли и оформления земель­
ного участка в общую долевую собственность участников группы;

пожелания собственников земельных долей о формах использования и распо­ряжения земельными участками, в том числе несельскохозяйственными угодьями (землями), расположенными в границах земельных участков, а также намерения о продаже или приобретении земельных участков;

пожелания собственников земельных долей, в том числе планирующих объе­диниться в группы по родственным, дружественным отношениям или иным при­чинам, о местоположении земельных массивов, в которых они хотели бы иметь свою земельную долю;

доверенное лицо (лица), которое будет представлять интересы собственников земельных долей на период проведения землеустройства.

6.5. Если заданием на проведение землеустройства предусмотрена разработка проекта с учетом фактического состояния сельскохозяйственных угодий, то в рамках подготовительных работ корректируют картографический материал, на котором отображают контуры сельскохозяйственных угодий, подвергшиеся за­растанию древесно-кустарниковой растительностью, подтоплению, заболачи­ванию, а также состояние мелиоративных систем на орошаемых и осушенных землях.

6.6. По результатам подготовительных работ (на дату начала проведения зем­леустройства) готовят:

список собственников земельных долей;

расчет количества земельных долей по контурам сельскохозяйственных уго­дий;


план (чертеж) результатов подготовительных работ;

экспликацию земель общей долевой собственности;

предложения по перераспределению частей земельного участка (участков), на­ходящегося в общей долевой собственности, между группами собственников зе­мельных долей.

6.7. В списке собственников земельных долей указывают:

лиц, распорядившихся своими долями, и каким образом они это сделали (пе­редали в аренду, передали право пользования и т. п.);

лиц, не распорядившихся своими долями;

лиц, не получивших свидетельства на право собственности на землю;

дату рождения;

паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан);

место проживания;

серию, номер и дату выдачи свидетельства на право собственности на землю;

размер земельной доли.

При наличии сведений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд размер земельной доли уточняют.

6.8. Рассчитывают количество земельных долей по контурам сельскохо­
зяйственных угодий на основе проекта перераспределения земель, указанно­
го в пункте 6.2 Методических рекомендаций, а также сведений о частях зе­
мельного участка (участков), изъятых для государственных или муниципаль­
ных нужд.

При отсутствии проекта перераспределения земель используют материалы почвенного обследования, оценки земель и экспликацию земель, на основе кото­рых рассчитывали размер земельных долей, а также материалы по вычислению площадей контуров земельных угодий.

Если в результате расчетов выявляется несоответствие имеющейся площади сельскохозяйственных угодий требуемой по списку собственников земельных до­лей, то недостающую площадь компенсируют за счет земель фонда перераспреде­ления (при его наличии). Избыточную площадь передают в фонд перераспределе­ния. Решения по изменению площади фонда перераспределения земель согласо­вывают с соответствующим органом местного самоуправления или органом ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.9. План (чертеж) результатов подготовительных работ составляют на карто­
графическом материале, указанном в пункте 6.2 Методических рекомендаций,
отображая на нем:

границы земельного участка (участков), находящегося в общей долевой соб­ственности (с учетом корректировки границы земель фонда перераспределения), и описаний смежеств. [Границы земельного участка (участков) показывают крас­ным цветом, земельный участок (участки) окрашивают оранжевым цветом, а час­ти земельных участков, которые передают из фонда перераспределения или в фонд перераспределения, показывают штриховкой соответственно красного и светло-зеленого цвета с указанием площади];

частей земельного участка (участков), находящегося в общей долевой соб­ственности, которые используют сельскохозяйственная организация (организа­ции) и крестьянские (фермерские) хозяйства на различном праве. (Повторно ок­рашивают оранжевым цветом с указанием номера организации или фермерского хозяйства, список которых также размещают на плане);

площадей контуров сельскохозяйственных угодий и количества долей в конту­ре. (Красным цветом в числителе — количество долей, в знаменателе — площадь в гектарах);


25*



границ земельных участков, образованных в счет земельных долей. (Коричне­вым цветом оттеняют границы; сельскохозяйственные угодья и иные земли окра­шивают в желтый цвет);

границ земель, изъятых для государственных или муниципальных нужд, из земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности. (Коричневым цветом оттеняют границы; земли окрашивают в фиолетовый цвет);

границ земельных участков фонда перераспределения. (Коричневым цветом оттеняют границы; сельскохозяйственные и иные угодья (земли) окрашивают в светло-зеленый цвет);

границ земельных участков, переданных сельским администрациям. [Корич­невым цветом оттеняют границы; сельскохозяйственные и иные угодья (земли) окрашивают в синий цвет];

границ установленных охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Если при подготовительных работах картографический материал корректиро­вали, то их результаты наносят синим цветом.

6.10. Экспликацию земель на земельный участок (участки), находящийся в
общей долевой собственности, составляют с учетом корректировки его границ,
которую предусматривают по результатам расчета количества земельных долей, и
она включает следующие позиции:

земель всего; пашня; залежь;

многолетние насаждения; сенокосы; пастбища;

производственные постройки; полевые дороги и скотопрогоны;

древесно-кустарниковая растительность, в том числе лесополосы; пруды; болота;

прочие. '

Наличие орошаемых или осушенных сельскохозяйственных угодий отражают в экспликации земель.

6.11. Предложения по перераспределению частей земельного участка (участ­
ков), находящегося в общей долевой собственности, между группами собственни­
ков земельных долей подготавливают с учетом пожеланий собственников земель­
ных долей, существующих договоров, заключенных между собственниками зе­
мельных долей и сельскохозяйственной организацией (организациями) или крес­
тьянскими (фермерскими) хозяйствами, и фактического использования частей
земельного участка (участков). Подготовленные предложения согласовывают с до­
веренным лицом (лицами).

Разработка проекта

7. В зависимости от задания на проведение работ, а также результатов под­готовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что при разра­ботке проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий можно пре­дусматривать:


7, 1. Уточнение (упорядочение) границ земельного участка (участков), находя­щегося в общей долевой собственности.

Для уточнения границ земельного участка составляют проектный план границ земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности, на ко­торый на основе сведений подготовительных работ указывают смежества и нано­сят красным цветом границы земельного участка (участков). При наличии более одного земельного участка и отсутствии кадастровых номеров им присваивают проектные номера.

Части земельных участков, которые передают из фонда перераспределения или передают в фонд перераспределения, показывают штриховкой соответствен­но красного и светло-зеленого цвета с указанием площади.

Если в границах земельного участка (участков) имеются небольшие по площа­ди контуры земель сельскохозяйственного назначения (полевые дороги, древес-но-кустарниковая растительность, болота, каналы и т. п.), которые не передавали в общую долевую собственность, то их целесообразно включать в площадь земель­ного участка (участков). Таким контурам присваивают порядковые номера и на проектном плане границ земельного участка (участков) площадные контуры заш­триховывают красным цветом, а линейные контуры отмечаются красным пункти­ром вдоль контура. Дробью красным цветом указывают номер и площадь контура (соответственно в числителе — номер, в знаменателе — площадь). Если в площадь земельного участка (участков) включают полевые дороги, то по такому земельно­му участку (участкам) устанавливают сервитут на право проезда.

По земельным участкам, граничащим с водными объектами общего пользова­ния, устанавливают сервитуты на право проезда и прогона скота к водному объек­ту и на бечевник (полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользова­ния), которые отображают на проектном плане красным цветом. Как правило, проезды и дороги проектируют шириной 3—6м, прогоны —до Юм, бечевник — до 20 м.

На проектном плане земельный участок (участки) окрашивают оранжевым цветом, красным цветом в числителе указывают его номер, а в знаменателе — площадь. Кроме того, на проектный план наносят границы установленных ох­ранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Положение на проектном плане границ земельного участка (участков), а также включение в площадь земельного участка (участков) земель фонда пере­распределения и контуров земель сельскохозяйственного назначения (полевые дороги, древесно-кустарниковая растительность, болота, каналы и т. п.), кото­рые не передавали в общую долевую собственность, согласовывают с собствен­никами и иными правообладателями земельных участков, затрагиваемых зем­леустройством. Согласование можно оформлять актом согласования, который становится приложением к проектному плану границ земельного участка (уча­стков), или согласующими подписями и печатями непосредственно на проект­ном плане.

Положение границ земельного участка (участков) на проектном плане с соб­ственниками и иными правообладателями смежных земельных участков не со­гласовывают в случаях определения местоположения границ по сведениям госу­дарственного земельного кадастра, утвержденным проектам территориального землеустройства и землеустроительным делам. В этих случаях в акте согласова­ния (или на проектном плане) делают ссылку на документ (документы), по кото­рому определяли местоположение границ земельного участка (участков) на про­ектном плане.


Утверждают проектный план границ земельного участка (участков) протоко­лом общего собрания собственников земельных долей или подписью их доверен­ного лица (лицами) непосредственно на проектном плане. Если проектом предус­матривалась передача земель фонда перераспределения и (или) иных земель сель­скохозяйственного назначения, то проектный план утверждает и орган местного самоуправления или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

7.2. Определение (уточнение) на земельном участке (участках), находящемся в
общей долевой собственности, границ его частей, которые:

переданы собственниками земельных долей на различном праве сельскохо­зяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам;

принадлежат лицам, не распорядившимся своими земельными долями;

заняты невостребованными земельными долями.

Границы указанных частей земельного участка (участков) определяют (уточняют) с учетом их фактического использования сельскохозяйственной организацией (организациями) или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, мнения собственников земельных долей, а также с соблюдением следующих тре­бований:

включение целого числа земельных долей;

совпадение границ между частями земельного участка (участков) с границей земельного участка, проектируемого в счет земельной доли.

Указанные части земельного участка (участков), находящегося в общей доле­вой собственности, отображают разным цветом на проектном плане границ земель­ных массивов и земельных участков, образовываемых в счет земельных долей (далее по пункту 7 — проектный план). Части земельного участка (участков), переданные различным сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермер­ским) хозяйствам, указанным в подпункте настоящего пункта, также дифферен­цируют по цвету.

7.3. Закрепление массивов сельскохозяйственных угодий [частей земельного
участка (участков), находящегося в общей долевой собственности] за определен­
ными группами собственников земельных долей.

Массивы сельскохозяйственных угодий для их закрепления за сформирован­ными группами собственников земельных долей выбирают с учетом:

фактического использования земельных долей;

мнения собственников земельных долей, объединенных в группы;

места проживания собственников земельных долей;

компактности размещения контуров сельскохозяйственных угодий и их раз­меров. Общий размер массива (массивов) должен соответствовать суммарному размеру земельных долей, принадлежащих соответствующей группе лиц. В зави­симости от желания собственников земельных долей массивы можно формиро­вать как по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, многолетние на­саждения, сенокосы, пастбища), так и независимо от видов, т. е. в целом по сель­скохозяйственным угодьям.

При формировании массивов желательно избегать деления контуров сельско­хозяйственных угодий, однако если этого избежать не удается, то граница массива должна совпадать с границей земельного участка, проектируемого в счет земель­ной доли.

На проектном плане на всех частях земельного участка (участков), включен­ных в массив сельскохозяйственных угодий для определенной группы собствен­ников земельных долей, красным цветом указываются: римскими цифрами — номер соответствующей группы, дробью — общая площадь земельных долей,


включенных в массив, и их количество (соответственно в числителе и знамена­теле).

Список собственников земельных долей, сформированных в группы, включают в текстовую часть проекта перераспределения сельскохозяйствен­ных угодий.

7.4. Составление схем или проектов раздела массивов сельскохозяйственных
угодий на земельные участки, образуемые в счет земельных долей.

Схема раздела массивов сельскохозяйственных угодий предусматривает ото­бражение на проектном плане ориентировочного положения границ земельных участков, которые могут быть образованы в счет земельной доли, в отличие от проекта раздела, на котором положение границ и площади земельных участков определяют с точностью не ниже графической, соответствующей используемому для проектного плана картографическому материалу. Составление схемы или про­екта раздела массивов сельскохозяйственных угодий на земельные участки опре­деляется заданием на выполнение работ.

При разделе массивов сельскохозяйственных угодий на земельные участки не­обходимо учитывать следующие требования:

обеспечение рациональной и эффективной организации сельскохозяйствен­ного производства за счет конфигурации земельных участков (т. е. соблюдение па­раллельности длинных сторон земельных участков) и их размещения на склонах одной экспозиции;

соблюдение противоэрозионной организации территории (на склоновых землях за счет размещения длинных сторон земельных участков поперек склона, а в районах ветровой эрозии — поперек направлению господству­ющих ветров);

не допускать изломанности проектируемых границ, если она не обусловлена противоэрозионной организацией территории или наличием существующих есте­ственных и искусственных рубежей;

наличие проезда к каждому земельному участку;

земельные участки на орошаемых или осушенных землях образуют на усло­виях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

Проектируемые полевые дороги и лесополосы желательно совмещать с грани­цами земельных участков.

Земельным участкам, образуемым в счет земельных долей, присваивают про­ектные номера, начиная с единицы, в каждом массиве сельскохозяйственных угодий.

При составлении схемы раздела на проектном плане синим цветом отобра­жают проектные границы земельных участков, их номера, площадь, проекти­руемые полевые дороги и лесополосы, совмещенные с проектируемыми грани­цами земельных участков. Проектируемые дороги и лесополосы, положение которых не зависит от положения проектируемых границ земельных участков, показывают красным цветом. При составлении проекта раздела все проектные элементы, надписи и размеры отображаются на проектном плане красным цве­том.

7.5. Передача в собственность земельных участков под объектами недвижимо­
сти, полученными в счет имущественных паев.

Границы земельных участков под объектами недвижимости определяют, если это предусмотрено заданием на выполнение работ и масштаб проектного плана позволяет это сделать.

Проектное положение границ и размеры земельных участков устанавлива­ют (восстанавливают) по проектам строительства соответствующих объектов, а


при отсутствии проектов строительства — по нормам отвода земель, установ­ленным в строительных нормах и правилах (СНиПах), действовавшим на мо­мент строительства. При этом следует учитывать фактически используемые площади земельных участков и ситуацию, отображенную на картографическом материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом че­ловека объекты).

Проектное положение границ и площадь земельных участков определяют с точностью не ниже графической, соответствующей используемому для проектно­го плана картографическому материалу.

Каждому образовываемому земельному участку присваивают проектный но­мер и составляют отдельно акт согласования границ.

На проектном плане границы земельного участка, проектный номер и пло­щадь показывают красным цветом.

Согласование положения границ земельного участка на проектном плане оформляют актом согласования, который подписывают участники процесса со­гласования, включая исполнителя работ, и он является приложением к проектно­му плану.

7.6. Установление последовательности предоставления в счет земельных до­лей запроектированных земельных участков в массивах сельскохозяйственных угодий.

С целью упорядочения процесса выделения земельных участков из сформиро­ванных массивов сельскохозяйственных угодий по каждому массиву устанавлива­ют очередность выделения земельных участков в счет земельных долей, которую отражают в пояснительной записке.

8. Проект перераспределения сельскохозяйственных угодий состоит из графи­ческой и текстовой частей (далее — проектная документация). При разработке проектной документации рекомендуется принимать во внимание, что:

8.1. Графическая часть проекта может включать:

проектный план границ земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственности;

проектный план границ земельных массивов и земельных участков, образовы­
ваемых в счет земельных долей. I

Тематическое содержание вышеуказанных проектных планов определено в пункте 7 Методических рекомендаций.

Дополнительно на проектных планах указывают место для размещения рекви­зитов согласования и утверждения проектных планов; в правом нижнем углу — штамп организации, выполнившей работу; условные обозначения; описание сме-жеств земельного участка (участков), находящегося в общей долевой собственнос­ти. По усмотрению исполнителя работ на проектный план дополнительно могут быть вынесены и иные сведения.

8.2. Текстовая часть проекта включает:
задание на составление проекта;
пояснительную записку;
экспликации земель;

списки собственников земельных долей;

акты согласования границ;

протоколы рассмотрения и утверждения проекта.

8.3. Пояснительная записка должна отражать основные вопросы и особеннос­
ти выполнения работ. В тексте записки указывают:

основание для выполнения работ;


использованные нормативно-методические документы; использованную пла­ново-картографическую основу, ее масштаб, методы получения, полноту, каче­ство;

использованные материалы ранее проведенных проектных работ и изысканий;

краткую характеристику природных, экономических и социальных условий хозяйства;

характеристику качественного состояния земель долевой собственности, на­личие негативных процессов в использовании и качественном состоянии земель долевой собственности;

краткую характеристику процесса приватизации земель, результаты привати­зации; движение земельных долей, изменения в размере земельной доли; состав сельскохозяйственных угодий долевой собственности, их площади и территори­альное размещение;

проектные решения по выделению земельных массивов и земельных участков, образовываемых в счет земельных долей, в том числе на орошаемых и осушенных землях;

очередность выделения земельных участков по каждому из сформированных массивов сельскохозяйственных угодий;

рекомендации собственникам земельных долей по организации использова­ния и охране сельскохозяйственных угодий для отдельных участков или их групп с учетом конкретных условий.

сведения о проведенных согласованиях проектных решений.

8.4. Экспликацию земель приводят по массивам и в целом на земельный участок
(участки), находящийся в общей долевой собственности, по следующим позициям:

земель всего;

пашня;

залежь;

многолетние насаждения;

сенокосы;

пастбища;

производственные постройки;

полевые дороги и скотопрогоны;

древесно-куста^никовая растительность, в том числе лесополосы;

пруды;

болота;

прочие.

8.5. Списки собственников земельных долей приводят двух видов. Общий
список собственников земельных долей, в котором указывают следующую инфор­
мацию:

лица, распорядившиеся своими долями, и каким образом они это сделали; лица, не распорядившиеся своими долями;

лица, не получившие свидетельства на право собственности на землю; дата рождения;

паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан); место проживания собственника земельной доли;

серия, номер и дата выдачи свидетельства на право собственности на землю; размер земельной доли.

Список собственников земельных долей, объединившихся в группы, в кото­ром указывают для сформированных групп следующую информацию: номер группы; лица, включенные в группу;


размер земельной доли;

желаемое положение земельного массива данной группы.

8.6. Проектную документацию брошюруют в том (тома). В начале тома дают оглавление (содержание). На обложке и титульном листе указывают название проекта — проект перераспределения сельскохозяйственных угодий, объект (объекты) землеустройства, исполнителя работ и место для размещения рекви­зитов согласования органами государственной власти и органами местного са­моуправления и утверждения. Если проект утверждает доверенное лицо, то ставят его подпись, если протоколом общего собрания, то делают ссылку на протокол.

Допускается проектный план (планы) представлять в виде приложения и не брошюровать его вместе с другой проектной документацией.


ЛИТЕРАТУРА

Градостроительный кодекс Российской Федерации. — М.: Ось-89, 2005. — 80 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, 2005. — 448 с.

Земельный кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, 2005. — 88 с.

Лесной кодекс Российской Федерации. — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.-80 с.

Закон «О государственном земельном кадастре». — М.: Изд-во ПРИОР, 2000.- 16 с.

Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним». — М.: ГроссМедиа, 2004. — С. 110—134.

Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»//Рос. газ. — 1998. — 21 с.

Закон «О землеустройстве». — М.: ГроссМедиа, 2004. — С. 90.

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — М.: Гросс­Медиа, 2004. - С. 72-86.

Закон «Об охране окружающей среды»//Рос. газ. — 2002.

Законы «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственнос­ти на землю»//Рос. газ. — 2002.

Закон о разграничении государственной собственности на землю. — М.: Гросс­Медиа, 2004. - С. 86-90.

Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации// Рос. газ. — 2002.

Положение о контроле за проведением землеустройства//Рос. газ. — 2002.

Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и введении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства//Рос. газ. — 2002.

Положение о порядке консервации земель с изъятием их оборота: Постановле­ние Правительства РФ от 2 октября 2002 г.//Рос. газ. — 2002.

Положение о проведении территориального землеустройства: Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г.//Рос. газ. — 2002.

Алпатов А. А. Земельная реформа в новой России. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2005. — 336 с.

Волков С. Н. Землеустроительная наука и образование XXI века: сб. науч. ста­тей, посвященных 225-летию Государственного университета по землеустройству/ сост. С. Н. Волков, А. А. Варламов. — М.: Былина, 2004. — 482 с.

Волков С. Н.. Землеустройство. — М.: Колос, 2001—2005. — 2000 экз.

Т. 1. Теоретические основы землеустройства. — 720 с.

Т. 2. Землеустроительное проектирование. Внутрихозяйственное землеустрой­ство. — 645 с.

Т. 3. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориаль­ное) землеустройство. — 450 с.

Т. 4. Экономико-математические методы и модели. — 696 с.

Т. 5. Экономика землеустройства. — 479 с.

Т. 6. Системы автоматизированного проектирования в землеустройстве. — 328 с.

Т. 7. Землеустройство за рубежом. — 408 с.


Временные методические рекомендации по проведению ресурсной оценки территорий традиционного природопользования районов Крайнего Севера. ЕСДЗем.16-11-001-02/А.З. Родин, Г. А. Карцев, В. Ф. Спиридонов и др. — М.: Ин­ститут оценки природных ресурсов, 2002. — 160 с.

Государственный национальный доклад о состоянии использования земель Российской Федерации в 2003 г. — М.: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России, 2004. — 166 с.

Дейнингер, Клаус. Земельная политика в целях развития и сокращения беднос­ти/Пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2005. — 344 с.

Динамика баланса гумуса на пахотных землях Российской Федерации//Гос-комзем; РосНИИЗемпроект. — М., 1998. — 60 с.

Комов Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства. — М.: Изд-во ООО «Институт оценки природных ресурсов», 2001. — 622 с.

Лойко П. Ф., Карамышева О. В. Проблемы совершенствования системы управ­ления земельными ресурсами в Российской Федерации (некоторые вопросы тео­рии мировой и отечественной практики применения Земельного кодекса Россий­ской Федерации). — М.: Центр земельного права и экономики природопользова­ния, 2002. — 90 с.

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образова­нии новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. — М.: Рос-земкадастр, 2002. — 15 с.

Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеуст­ройства. — М.: Росземкадастр, 2002. — 18 с.

Методические указания по проведению землеустройства и подготовки доку­ментов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю. — М.: Росземка­дастр, 2002. — 29 с.

Пособие по землеустройству/Н. В. Комов, С. Н. Волков и др. — М.: Юни-пресс, 2001.— 394 с.

Схема землеустройства административного района/Н. В. Комов, С. Н. Волков и др. — М.: Юни-пресс, 2002. — 491 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................... 3

1. Землеустройство в системе управления земельными ресурсами Российской Федерации 6

2. Нормативное правовое обеспечение землеустройства в 1991—2005 гг............. 12

3. Правовое регулирование территориального планирования в Российской Федерации на современном этапе 25

4. Землеустроительное обеспечение реализации «Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР» от 18.01.1991 г. № 30.... 44

5. Землеустроительное обеспечение реализации Федеральной целевой про­граммы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» от 26.06.1999 г. № 694............................................................................. 59

6. Анализ государственного регулирования проведения землеустройства, его организационного и кадрового обеспечения в 1991—2005 гг 68

6.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Рос­
сийской Федерации в области регулирования проведения земле­
устройства, организации рационального использования земель

и их охраны............................................................................................................ 68

6.2. Участники рынка оказания землеустроительных услуг и его регули­рование 83

6.3. Кадровое обеспечение землеустройства........................................................ 90

6.4. Состояние и перспективы развития землеустроительного образова­ния в Российской Федерации 100

7. Состояние землеустройства на современном этапе............................................... 111

7.1. Стандарты, технические регламенты и нормативно-методическое обеспечение современного землеустройства 111

7.2. Землеустройство на землях федеральной собственности............................ 119

7.3. Разграничение государственной собственности на землю........................... 123

7.4. Изучение состояния земель........................................................................... 127

7.5. Землеустроительное обеспечение работ по установлению государст­венной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований......................... 139

7.6. Планирование и организация рационального использования земель

и их охраны............................................................................................................ 145

7.7. Территориальное землеустройство................................................................ 151

7.8. Внутрихозяйственное землеустройство........................................................ 164

8. Анализ сложившегося землепользования и землеустройства за период
земельных преобразований......................................................................................... 172

8.1. Распределение земель по категориям, угодьям и формам собствен­ности 172

8.2. Использование земель, находящихся в личном пользовании граждан.... 184

8.3. Анализ размеров земельных долей и их распределения в ходе земельной реформы 192


8.4. Оценка организационно-территориальных условий землевладений

и землепользовании сельскохозяйственных организаций.................................. 199

8.5. Динамика качественного состояния сельскохозяйственных угодий.......... 209

8.6. Мелиоративное, культуртехническое состояние и рекультивация нарушенных земель 219

8.7. Необходимость организации рационального использования земель

и их охраны в системе землеустройства.............................................................. 227

9. Прогнозирование ожидаемого состояния землепользования в Российской
Федерации до 2020 г.................................................................................................... 233

9.1. Прогнозирование распределения земель по формам собственности, категориям и угодьям 233

9.2. Социально-экономические и экологические последствия землеполь­зования и землеустройства 242

10. Состояние и перспективы развития экономики Российской Федерации

и их влияние на землеустройство и территориальное планирование....................... 247

10.1. Внешнеэкономические и геополитические факторы, влияющие на содержание землеустройства и территориального планирования на современном этапе................................................................................................. 247

10.2. Общий прогноз развития экономики России на перспективу................... 249

10.3. Особенности регионального развития экономики России на перспективу 253

10.4. Землеустройство как фактор устойчивого экономического раз­вития.... 258

10.5. Задачи землеустройства в повышении конкурентоспособности территорий 259

10.6. Обоснование необходимости проведения землеустройства и его роль в решении приоритетных задач социально-экономического

развития Российской Федерации.......................................................................... 261

11. Основные направления государственного регулирования проведения
землеустройства в Российской Федерации................................................................ 269

11.1. Совершенствование институциональной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством 270

11.2. Установление порядка проведения землеустройства, состава, видов

и содержания землеустроительных работ............................................................ 271

11.3. Организация и проведение государственного землеустройства................ 272

11.4. Совершенствование нормативного правового регулирования отно­шений в сфере землеустройства 274

11.5. Государственная поддержка развития научно-технического прогресса в землеустройстве 275

11.6. Совершенствование финансового механизма проведения земле­устройства 276

11.7. Государственное управление землеустройством........................................ 278

11.8. Контроль за проведением землеустройства и осуществлением земле­устроительных мероприятий 280

11.9. Совершенствование информационного обеспечения земле­устройства... 282

 

11.10. Обеспечение международного сотрудничества в сфере земле­устройства 283

11.11. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области землеустройства и кадастров 283

 

12. Геодезическое обеспечение землеустроительной деятельности......................... 286

13. Приоритетные направления осуществления отдельных видов землеустрои­тельных работ 290

 

13.1. Принципы землеустройства и территориального планирования и требования, предъявляемые к ним 290

13.2. Изучение состояния земель......................................................................... 294

13.3. Планирование рационального использования земель и их охраны.......... 301


13.4. Территориальное землеустройство.............................................................. 307

13.5. Внутрихозяйственное землеустройство...................................................... 317

14. Особенности проведения землеустройства на территориях, имеющих
специфические природные и экономические условия............................................... 322

14.1. Землеустройство урбанизированных территорий...................................... 322

14.2. Землеустройство в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям 325

14.3. Землеустройство в районах проявления негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности '. 326

14.4. Землеустройство в районах интенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов 327

14.5. Землеустройство при наличии ограничений и обременении (сервитутов) прав на использование земель 328

 

15. Обоснование структуры и объемов работ по землеустройству на перспек­тиву 330

16. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации земле­устроительных мероприятий 341

Приложения................................................................................................................. 343

Приложение 1. Форма градостроительного плана земельного

участка.................................................................................................................... 343

Приложение 2. Методические указания по проведению землеустрой­
ства и подготовке документов для проведения государственного
кадастрового учета земельных участков при разграничении государ­
ственной собственности на землю. Росземкадастр 2002 г................................. 348

Приложение 3. Методические рекомендации по проведению земле­
устройства при образовании новых и упорядочении существующих
объектов землеустройства.................................................................................... 356

Приложение 4. Методические рекомендации по проведению

межевания объектов землеустройства................................................................. 368

Приложение 5. Правила подготовки и согласования перечней земель­
ных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Россий­
ской Федерации и муниципальных образований возникает право
собственности........................................................................................................ 380

Приложение 6. Методические рекомендации по составлению проектов
территориального землеустройства в случае перераспределения сельско­
хозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными органи­
зациями и (или) находящихся в общей долевой собственности........................ 383

Литература................................................................................................................. 395


222, 4


р 222


221.9


 


си о " -221


221, 1


220, 7


 






2004 год


Рис. 8.1. Динамика площадей сельскохозяйственных угодий с землями личного

пользования


о. 132, 5 ГО ' 1_ 1 130 1 127, 5 to а 125 (о 3 о, 5 122, 5
1990 1995 2000 2004 год Рис. 8.2. Динамика площадей пашни с землями личного пользования

132, 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      130, 2  
     
   
       
         

!


132, 5

87, 5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
  102, 5  
  85, 4
      77, 2
 
 
 

2004 год


Рис. 8.3. Динамика посевных площадей во всех категориях хозяйств


1 лесной фонд

 

2 сельскохозяйственные угодья, заросшие древесно-кустарниковой растительностью

3 сельскохозяйственные угодья, незаросшие древесно-кустарниковой растительностью

4 озера

5 населенные пункты

6 реки

7 дороги

Рис. 8.4. Зарастание древесно-кустарниковой растительностью сельскохозяй­ственных угодий в Юхновском районе Калужской области (1991—1995 гг.):

1 — лесной фонд; 2 — сельскохозяйственные угодья, заросшие древесно-кустарни­ковой растительностью; 3 — то же не заросшие; 4— озера; 5— поселения; 6— реки;

7— дороги


%

80 70 60 50 40 30 20 10 0


2 3

Рис. 8.5. Зарастание отдельных видов сельскохозяйственных угодий:

а —2005г.; 6— 2010г.; / — пашня; 2— сенокосы; 5 —пастбища

Рис. 8.6. Землеустройство части территории Таловского района Воронежской области с комплексом противоэрозионных и природоохранных мероприятий [на аэроснимке показаны: система лесополос, противоэрозионные пруды и водоемы, дифференциро­ванное размещение посевов сельскохозяйственных культур (опытные поля НИИСХ

ЦЧЗ им. В. В. Докучаева)]



 


Рис. 8.7. Пример внутриполевой организации территории в условиях холмистого рельефа:

-просадочные и суффозионные деформации земной поверхности; б- приовражные лесополосы; «-водорегулирующие сооружения- 1-

направление обработки склонов


■ ■ ' '/---■ ■; ■. ' '--_ Л

ШШ\

 
Земли подсобных хозяйств Земли существующих крестьянских (фермерских) хозяйств Земли, передаваемые в аренду

£: < ■.?
«:
ф-^^Й^^Ш

Земли,

 


передаваемые в ведение сельских Советов:

а) населенных пунктов

 

б) выделенные для выпаса индивидуального скота
Земли проектируемых крестьянских хозяйств,

их номер, количество паев и площадь (га) Проектируемые крестьянские хозяйства на пастбищах Археологические памятники


 

7 - ■ ■ -'■ ' ЯР


Рис. 8.8. Вьщеление земельных долей в совхозе «Громовский» Руднянского района Волгоградской области


tS-.vj


I i

о

 

1 •. № o.
к \.—-»-* о
1 ' < & о
A" '»  
  о С н1*
#. * * ив
  ов
• '1. X ■ ••, *  
  0!
* П& ова
£ 8 4lj  
Hf i О
rfir " " " ^ и
  < и
_. Из §

S о. о

Е


  п  
     
     
ч   Ч*
щ    
4J  
  п  

S8.8


 

баш к» еч аров

13 75.9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.