Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 3






Утверждаю:

Руководитель Федеральной службы

земельного кадастра России

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ

И УПОРЯДОЧЕНИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ

ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положени­ем о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановле­нием Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г.

2. В настоящих Методических рекомендациях дано описание состава и содер­жания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документа­ции при проведении землеустройства в случаях:

изменения границ земельных участков;

восстановления границ земельных участков;

изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муници­пальных нужд и предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной соб­ственности;

перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохо­зяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;

совершения гражданами или юридическими лицами сделок с земельными участками.

3. При образовании новых и упорядочении существующих земельных участ­
ков определяют:

местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в ис­пользовании частей земельных участков;

варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целево­го назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земель­ных участков;

иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собствен­никами земельных участков по их распоряжению.

4. Рекомендуется принимать во внимание, что работы по образованию новых
и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в
себя два этапа:

составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение;

составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей зе­мельного участка, занятых объектами недвижимости.


5. В зависимости от задания на выполнение работ (проведение землеустрой­
ства) землеустроительное дело можно формировать как по каждому этапу отдель­
но, так и одно на два этапа. Кроме того, каждый из этапов может выступать в ка­
честве самостоятельного вида работ.

Задание подготавливает заказчик или по его поручению подрядчик на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории), и утверждает заказчик.

6. Рекомендуется принимать во внимание, что землеустроительное дело фор­
мируют не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр землеустроительного
дела в установленном порядке передают в государственный фонд данных, полу­
ченных в результате проведения землеустройства, а другой (другие) передают за­
казчику.

Составление проектов территориального землеустройства

7. При составлении проектов территориального землеустройства рекомендует­ся принимать во внимание, что:

7.1. Проект территориального землеустройства, как правило, содержит
правовые, экономические, технические документы, включающие в себя рас­
четы, описание, проектные планы, в которых обосновывают и воспроизводят
в графической и текстовой форме мероприятия, реализация которых предус­
матривается при образовании новых и упорядочении существующих земель­
ных участков.

При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляют в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участ­ков) и проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (на террито­рии реорганизуемых или реорганизованных сельскохозяйственных организа­ций).

7.2. Проект территориального землеустройства составляют в соответствии с за­
данием на выполнение работ.

7.3. Составление проекта территориального землеустройства включает:
подготовительные работы;

составление проекта;

согласование проекта;

утверждение проекта;

формирование землеустроительного дела;

сдачу землеустроительного дела заказчику.

7.4. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о земель­ных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре, землеустрои­тельной, градостроительной, лесоустроительной, геодезической, картографиче­ской и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

7.5. В проекте территориального землеустройства, по результатам подготови­тельных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирова­ние), решают размещение земельных участков (участка), изменение или восста­новление (упорядочение) границ земельных участков, перераспределение земель. В процессе проектирования рассматривают возможные варианты проектных ре-


шений, их обосновывают и выбирают наилучший вариант. При этом учитывают следующее:

каждый земельный участок формируют по присущим только ему характерис­тикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обре­менения правами иных лиц (сервитуты);

размер земельного участка устанавливают в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользова­ния и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной докумен­тацией;

в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включают площадь, непосредственно занятую этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимую для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установлен­ными нормами;

в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земель­ный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3, 5 м). Земельный учас­ток, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивают проездом. Доступ к участку возможен как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установле­ния частного сервитута;

раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных зе­мельных участков осуществляют таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок можно было использовать в соответствии с разрешенным ис­пользованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

границы земельного участка устанавливают в соответствии с требованием эко-лого-ландшафтной организации территории;

не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

При составлении проектов территориального землеустройства на землях сель­скохозяйственного назначения дополнительно учитывают следующее:

создаваемые организационно-территориальные условия должны обеспечи­вать рациональную и эффективную организацию сельскохозяйственного про­изводства, сохранение почв и их плодородия, а также сохранение природной среды;

границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйствен­ных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавли­вают с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещают с су­ществующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с есте­ственными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом чело­века объектами);

земельные участки на орошаемых или осушенных землях образуют на услови­ях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

7.6. Графическая часть проекта территориального землеустройства включает проектный план, который составляют на удобном для работы картографическом материале, с предварительно нанесенной информацией, необходимой для приня-


тая и обоснования проектных решений (границы существующих земельных участ­ков, их кадастровые номера, границы охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель и т. п.).

7.7. Все проектные элементы (границы земельных участков, проезды или про­
ходы, границы сервитутов), а также размеры земельных участков (площадь зе­
мельного участка, длины линий) и промеры, необходимые для определения мес­
тоположения проектных элементов на местности, отображают на проектном пла­
не красным цветом.

На полях проектного плана или в штампе указывают название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, ис­полнителя работ и место для размещения реквизитов согласования и утверж­дения.

Используемые условные обозначения можно размещать как на проектном плане, так и на отдельном листе.

7.8. Текстовая часть проекта территориального землеустройства включает по­яснительную записку, ведомость вычисления площадей, материалы (документы), необходимые для обоснования принимаемых проектных решений при образова­нии нового земельного участка или упорядочении его границ.

7.9. Проектную документацию брошюруют в том (тома). В начале тома дают оглавление (содержание). На обложке и титульном листе указывают название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнителя работ и место для размещения реквизитов согласования и утвержде­ния. Допускается проектный план представлять в виде приложения и не брошю­ровать его вместе с другой проектной документацией.

7.10. Проекты территориального землеустройства согласовывают в установ­
ленном порядке.

Согласования представляют в виде писем или подписей на титульном листе и проектном плане, заверенных соответствующими печатями.

7.11. Проекты территориального землеустройства утверждают собственники
земельных участков или уполномоченные ими лица (землепользователи или зем­
левладельцы земельных участков, на которых проводят землеустройство).

Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставят на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридиче­ских лиц заверяют печатью.

7.12. Материалы, полученные при составлении проекта территориального землеустройства, формируют в землеустроительное дело в следующей последо­вательности: титульный лист; оглавление; сведения государственного земель­ного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (пла­на) земельного участка (территории); задание на выполнение работ; утверж­денный проект; копии документов, удостоверяющих права на землю, или пра­воустанавливающих документов; письма с согласованиями проекта; извещения лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства; копии доверенностей лиц, уполномоченных правообладателями земельных участков на участие в согласовании проектных решений; материалы подгото­вительных работ.

7.13. Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлин­ные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) передают за­казчику. Один экземпляр землеустроительного дела, сформированный из ко­пий, заверенных исполнителем работ, передается в установленном порядке в го­сударственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустрой­ства.


Составление карты (плана) земельного участка

8. При составлении карты (плана) земельного участка рекомендуется прини­мать во внимание, что:

8.1. Карту (план) земельного участка составляют на основе проекта территори­
ального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте
(плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющего­
ся картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а
также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или)
при его межевании.

8.2. Составление карты (плана) земельного участка включает:
подготовительные работы;

установление на местности границ земельного участка;

съемку на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижи­мости;

составление карты (плана) земельного участка;

формирование землеустроительного дела;

утверждение карты (плана) земельного участка и материалов межевания;

сдачу землеустроительного дела заказчику.

8.3. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:
кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);
документов, удостоверяющих права на землю (при отсутствии правоустанав­
ливающих документов);

проекта территориального землеустройства и землеустроительной документа­ции, связанной с перераспределением земель кадастрового квартала;

каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС);

градостроительной документации;

картографических материалов, материалов дистанционного зондирования, ма­териалов инвентаризации земель и других материалов и документов, содержащих необходимую информацию для составления карты (плана) земельного участка;

адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеуст­ройства [правообладатели смежных земельных участков, правообладатели инже­нерных коммуникаций (электролинии, газопроводы, водопроводы и т. п.].

8.4. Полевое обследование территории земельного участка при проведении подготовительных работ включает выявление объектов недвижимости, состояния пунктов опорной межевой сети (ОМС). Результаты обследования отражают в по­яснительной записке.

8.5. При отсутствии сведений о наличии на территории земельного участка принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, исполнитель работ направляет в соответствующие учреждения и организации письменные запросы о наличии и местоположении таких объектов и их зон. Если в течение 7 дней с момента получения запроса эти учреждения и организа­ции не предоставляют запрошенную информацию или сообщают об ее отсут­ствии, то в пояснительной записке землеустроительного дела делают запись об отсутствии этих данных. Второй экземпляр запроса включают в землеустрои­тельное дело.

8.6. Границы земельного участка на местности устанавливают при межевании земельного участка в соответствии с техническими условиями и требованиями проведения межевания, утвержденными Росземкадастром.

Если сведения о границах земельного участка соответствуют требованиям, ус-


тановленным при межевании земельных участков, то межевание по такому зе­мельному участку не проводят.

8.7. Границы частей земельного участка, ограниченных в использовании и об­ремененных сервитутами, отражают на карте (плане) земельного участка на осно­ве имеющихся документов и обозначают на местности только по желанию заинте­ресованного лица (лиц) и с согласия правообладателя земельного участка.

8.8. Сведения о частях земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, отражают в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земель­ного кадастра.

8.9. Необходимость отражения на карте (плане) границ частей земельного уча­стка, занятых объектами недвижимого имущества, и точность их определения ус­танавливают заданием на выполнение работ.

8.10. На основе материалов полевых и камеральных работ составляют карту
(план) земельного участка, которую оформляют в масштабе, удобном для его раз­
мещения на одном листе формата A3 или А4.

На карте (плане) земельного участка показывают:

кадастровый номер земельного участка;

границы земельного участка и номера межевых знаков;

границы ограниченных в использовании частей земельного участка;

части земельного участка, занятые объектами недвижимости;

размеры земельного участка в виде площади, дирекционных углов и горизон­тальных проложений;

описание границ смежных земельных участков (описание смежеств);

выходы координатной сетки;

направление «Юг—Север»;

численный масштаб.

Дирекционные углы и горизонтальные проложения (геодезические данные) представляют в табличной форме.

Допускается таблицу геодезических данных и описание смежеств размещать отдельно на одном или нескольких листах.

Подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления на карте (плане) земельного участка не допускаются. Карта (план) земельного участка не может быть исполнена карандашом.

8.11. Площади частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, вычисляют с точ­ностью не ниже графической точности карты (плана) земельного участка.

8.12. Землеустроительное дело формируют в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; задание на выполнение работ; пояснительная запис­ка; сброшюрованные материалы межевания и карта (план) земельного участка.

Если границы земельного участка на местности не устанавливали, то вместо материалов межевания в землеустроительное дело включают: копии документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии — правоустанавливающих до­кументов); сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); ведомость вычисления площадей частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами; запросы о наличии и местоположении объектов, принадлежащих иным лицам, и (или) зон с особыми условиями использования земель.

При разделе земельного участка карту (план) земельного участка составляют на каждый вновь образованный земельный участок.


8.13. Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) земельного участка утверждаются Росземкадастром или его территориаль­ными органами.

8.14. Утверждают все представленные на утверждение экземпляры землеустро­ительных дел.

Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) после утверждения передают в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры землеустрои­тельного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, воз­вращаются исполнителю работ для передачи заказчику.

Составление проекта территориального землеустройства в случае изменения границ земельного участка (участков)

9. При составлении проектов территориального землеустройства в случае из­менения границ земельного участка (участков) рекомендуется принимать во вни­мание, что:

9.1. При изменении границ земельного участка (участков) с целью образова­ния самостоятельных земельных участков (раздела земельного участка) или при­соединения части земельного участка к смежному с ним земельному участку, в том числе для устранения недостатков в их расположении или конфигурации, со­ставляют проект территориального землеустройства в виде проекта границ зе­мельных участков (вновь образуемых земельных участков).

9.2. Проект границ земельных участков включает: пояснительную записку, проектный план, ведомость вычисления площадей частей земельного участка (участков), образованных в результате изменения границ, экспликации земель этих частей и экспликации земель вновь образуемых земельных участков.

9.3. В пояснительной записке отражают:

сведения о земельном участке (участках) до проведения землеустройства (кому и на каком праве принадлежит земельный участок, его правовой режим, площадь, экспликация земель, наличие ограничений в использовании);

цель проведения землеустройства;

обоснования проектных решений.

9.4. Проектный план составляют на основе кадастровой карты (плана) зе­
мельного участка (территории) или ином удобном для работы картографичес­
ком материале, на который предварительно нанесены кадастровые номера и
границы земельных участков, затрагиваемых землеустройством, границы огра­
ниченных в использовании и занятых объектами недвижимости частей этих
участков.

На проектном плане показывают: проектные границы и площади вновь об­разуемых земельных участков, промеры, необходимые для определения место­положения проектных элементов (границ земельного участка, проездов или проходов) на местности, наличие доступа (проезда или прохода) к каждому са­мостоятельному земельному участку, в том числе границы устанавливаемого ча­стного сервитута на право прохода или проезда за счет земель разделяемого уча­стка (участков).

9.5. Площади частей земельного участка (участков), образованных в результате
изменения границ, вычисляют с точностью не ниже графической точности, соот­
ветствующей используемому картографическому материалу.


Экспликацию земель составляют на каждый образуемый земельный участок, который включает: общую площадь земельного участка, площади частей земель­ного участка, занятых объектами недвижимости. Для земель сельскохозяйствен­ного назначения в экспликации дополнительно указывают площади сельскохо­зяйственных угодий.

9.6. Проектная документация брошюруется в соответствии с настоящими Ме­тодическими рекомендациями.

Проект границ земельных участков согласовывают и угверждают в установ­ленном порядке.

Составление проекта территориального землеустройства в случае восстановления границ земельного участка

10. При составлении проектов территориального землеустройства в случае восстановления границ земельного участка рекомендуют принимать во внимание, что:

10.1. Проект территориального землеустройства в виде проекта границ земель­ного участка (упорядочиваемого земельного участка) составляют в случае отсут­ствия сведений о границах существующего земельного участка в государственном земельном кадастре и невозможности уточнения их местоположения путем согла­сования границ на местности.

10.2. Проект границ земельного участка включает: пояснительную записку, проектный план, ведомость вычисления площади земельного участка и акт согла­сования проектных границ.

10.3. В пояснительной записке отражают:

сведения о земельном участке до проведения землеустройства (кому и на ка­ком праве принадлежит земельный участок, его правовой режим, общая площадь, наличие ограничений в использовании);

обоснования проектных решений.

10.4. В качестве картографического материала для проектного плана использу­ют кадастровую карту (план) земельного участка (территории) или иной удобный для работы картографический материал, на который на основе сведений кадастро­вой карты (плана) земельного участка (территории) наносят в качестве элементов ориентирования границу кадастрового квартала или ее отдельные участки, грани­цы ранее учтенных земельных участков с указанием их кадастровых номеров.

10.5. При наличии на земельном участке объекта недвижимости (здания, стро­ения, сооружения) проектное положение границ и размер земельного участка ус­танавливают (восстанавливают) по проекту строительства этого объекта, а при от­сутствии проекта строительства — по нормам отвода земель, установленным в строительных нормах и правилах (СНиПах), действовавших на момент строитель­ства.

При отсутствии на земельном участке объекта недвижимости проектные гра­ницы земельного участка устанавливают (восстанавливают) по имеющейся земле­устроительной документации, материалам дистанционного зондирования и (или) по сведениям, продекларированным правообладателем земельного участка.

10.6. Границы земельного участка определяют с учетом фактически использу­
емой площади земельного участка и ситуации, отображенной на картографичес­
ком материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения,
заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом челове­
ка объекты).


10.7. Площадь земельного участка вычисляют с точностью не ниже графи­ческой точности, соответствующей используемому картографическому мате­риалу.

10.8. Положение границ земельного участка на проектном плане согласовыва­ют с правообладателем этого земельного участка и правообладателями смежных земельных участков.

Оповещают вышеуказанных лиц о месте и времени согласования в установ­ленном порядке.

10.9. Согласование положения границ земельного участка на проектном
плане оформляют актом согласования, который подписывают все участники
процесса согласования, включая исполнителя работ. Отсутствие на согласо­
вании кого-либо из участников согласования исполнитель работ отмечает в
акте.

10.10. Положение границ земельного участка на проектном плане с правооб­ладателями смежных земельных участков не согласовывают в случаях определе­ния местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра; утвержденным проектам территориального землеустройства и землеустроитель­ным делам; строительным нормам и правилам для объектов, размеры земельных участков, под которые определяют исключительно по установленным нормам и правилам (опоры линий электропередачи, нефтепроводы, газопроводы и т. п.). В этих случаях в акте согласования делают ссылку на документ (документы), по ко­торому определяли местоположение границ земельного участка на проектном плане.

10.11. Проектную документацию брошюруют в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Проект границ земельного участка согласовывают и утверждают в установлен­ном порядке.

Составление проекта территориального землеустройства

в случае предоставления гражданам и юридическим лицам

земельных участков, находящихся в государственной или

муниципальной собственности, для строительства объектов на

стадии выбора земельного участка

11. При составлении проектов территориального землеустройства в случае предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находя­щихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов на стадии выбора земельного участка рекомендуют принимать во внима­ние, что:

11.1. При предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участ­ков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов на стадии выбора земельного участка составляют про­ект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного учас­тка, в котором, как правило, рассматривают несколько вариантов размещения объектов.

11.2. Проект границ земельного участка с вариантами его размещения включает:

пояснительную записку; проектный план;


экспликацию земель, предполагаемых к изъятию;

расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хо­зяйства, результаты оценки земель;

сведения об обременениях и ограничениях в использовании выбранного зе­мельного участка, о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

протоколы предварительных согласований с правообладателями земельных участков.

11.3. В пояснительной записке отражают:
требования к земельному участку;

цель выбора земельного участка;

описание вариантов выбора и обоснование выбранного варианта размещения.

11.4. На проектном плане показывают границы и кадастровые номера земель­ных участков, затрагиваемых землеустройством; границы зон с особыми условия­ми использования земель; варианты размещения объекта; проектные границы зе­мельных участков и границы охранных, санитарно-защитных зон планируемого объекта.

11.5. Площади земельных участков (частей земельных участков), затрагива­емых землеустройством, площади и состав сельскохозяйственных угодий и иных земель (экспликации земель), ориентировочные расчеты потерь сельскохозяй­ственного производства определяют по каждому варианту.

Площади вычисляют с точностью не ниже графической точности, соответ­ствующей используемому картографическому материалу.

11.6. В случае предполагаемого изъятия (выкупа) земельного участка для госу­
дарственных или муниципальных нужд и изменения целевого назначения допол­
нительно по вариантам проводят в установленном порядке ориентировочные рас­
четы размеров убытков правообладателей земельных участков и рыночной сто­
имости земельных участков.

Если особые условия использования земель и режим хозяйственной деятель­ности в охранных и санитарно-защитных зонах планируемого к размещению объекта непосредственно затрудняют использование земельных участков, попада­ющих в эти зоны, то по таким земельным участкам также проводят ориентировоч­ные расчеты возможных убытков.

11.7. Сведения об обременениях и ограничениях в использовании выбранного
земельного участка, о технических условиях подключения планируемого объекта
строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляют в ус­
тановленном порядке.

11.8. Протоколы предварительных согласований по выбранному варианту
оформляют с правообладателями земельных участков, интересы которых непос­
редственно затрагивают возможным изъятием (выкупом) земельных участков. В
протоколах отражают отношение (согласие или несогласие) землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков к размерам ориентировочно
рассчитанных убытков и собственников земельных участков к изъятию и размеру
выкупной цены.

11.9. Проектную документацию брошюруют в соответствии с настоящими Ме­
тодическими рекомендациями.

Проект границ земельного участка утверждают в установленном порядке.

11.10. Дополнительно к проекту границ земельного участка прилагают акт о
выборе земельного участка для размещения объекта, который согласовывают и
утверждают в установленном порядке.


Составление проекта территориального землеустройства

в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий,

используемых сельскохозяйственными организациями или

находящихся в общей долевой собственности

12. При составлении проектов территориального землеустройства в случае пе­рераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяй­ственными организациями или находящихся в общей долевой собственности, ре­комендуют принимать во внимание, что:

12.1. Проект территориального землеустройства в виде проекта перераспреде­ления сельскохозяйственных угодий составляют в случае перераспределения сель­скохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности.

12.2. Проектом перераспределения сельскохозяйственных угодий предусмат­ривают:

определение (уточнение) размера земельной доли;

определение (уточнение) границ земель фонда перераспределения; земель, яв­ляющихся собственностью сельскохозяйственной организации; земель, находя­щихся в общей долевой собственности;

определение на землях, находящихся в общей долевой собственности, границ земель, переданных собственниками земельных долей на различном праве сель­скохозяйственным организациям или другим юридическим лицам и гражданам, а также границ невостребованных земельных долей;

составление схем раздела массивов сельскохозяйственных угодий, передава­емых (переданных) в общую долевую собственность, на которых отображают про­ектное местоположение границ земельных участков, их нумерацию, и, при необ­ходимости, положение полевых дорог и защитных лесных насаждений (лесопо­лос) относительно проектируемых границ земельных участков.

12.3. Дополнительно в проекте можно предусматривать:

закрепление определенных массивов сельскохозяйственных угодий за опреде­ленными собственниками земельных долей;

установление последовательности предоставления в счет земельных долей запроектированных земельных участков в массивах сельскохозяйственных уго­дий;

передачу в собственность граждан и юридических лиц угодий, выбывших из сельскохозяйственного использования;

передачу в собственность земельных участков под объектами недвижимости, полученными в счет имущественных паев.

12.4. Проект перераспределения сельскохозяйственных угодий включает:
пояснительную записку;

проектный план;

экспликацию земель;

список собственников земельных долей.

12.5. В пояснительной записке отражают:

сведения о землях землеустраиваемой территории до проведения землеус­тройства (кому и на каком праве принадлежат земли, их местоположение и правовой режим, общая площадь, экспликация земель, качественные харак­теристики сельскохозяйственных угодий, наличие ограничений в использова­нии);


цель проведения землеустройства на данной территории;

обоснования проектных решений.

В качестве приложений к пояснительной записке можно использовать карто­графический материал, на котором отражено состояние землепользования до про­ведения землеустройства, в том числе количественные и качественные характери­стики сельскохозяйственных угодий.

12.6. Проектный план составляют на удобном для работы картографическом
материале, на котором отражены контуры сельскохозяйственных угодий и их пло­
щади; границы земельных участков, принадлежащих юридическим лицам и граж­
данам, и их кадастровые номера; границы территориальных зон, ограничивающих
в использовании сельскохозяйственные угодья.

На проектном плане показывают:

границы земельных участков фонда перераспределения; сельскохозяйствен­ной организации; земель, находящихся в общей долевой собственности, их про­ектные номера и площади;

земельные участки, находящиеся в долевой собственности или фонде перерас­пределения, переданные в аренду;

схемы раздела на земельные участки массивов сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности, нумерацию проектируемых земель­ных участков, проектируемые полевые дороги и лесополосы.

Допускается составлять несколько проектных планов, отражая на каждом только определенную группу проектных решений.

12.7. Экспликацию земель составляют по каждому земельному участку и в це­лом по землям фонда перераспределения; землям сельскохозяйственной органи­зации; землям, находящимся в долевой собственности.

12.8. Проектную документацию брошюруют в соответствии с настоящими Ме­тодическими рекомендациями.

Проект перераспределения сельскохозяйственных угодий утверждают соб­ственники земельных участков (соответствующий исполнительный орган государ­ственной власти, сельскохозяйственная организация, общее собрание участников долевой собственности) в установленном порядке.

Проведение землеустройства в случае совершения сделок гражданами или юридическими лицами с земельными участками

13. При совершении сделок с земельными участками землеустройство прово­дят при отсутствии сведений о земельном участке, удовлетворяющих требовани­ям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного када­стра и (или) осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (отсутствие сведений, позволяющих понимать поло­жение границ земельного участка на местности с точностью не ниже требуемой при межевании земельных участков). Состав и содержание работ определяют на основе сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), предоставленной заинтересованному лицу в установленном по­рядке.

14. Работы по составлению проекта территориального землеустройства и (или) составлению карты (плана) земельного участка можно проводить в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.


Приложение 4

Утверждаю:

Руководитель Федеральной службы

земельного кадастра России

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖЕВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания
объектов землеустройства (далее — Методические рекомендации) разработаны в
соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
07.06.2002 г.

2. В настоящих Методических рекомендациях описывают состав и содержание
работ, состав, содержание и оформление землеустроительной документации при
межевании объектов землеустройства, а также осуществление контроля за прове­
дением межевания.

Состав и содержание работ при межевании объектов землеустройства

3. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по уста­новлению на местности границ муниципальных образований и других админист­ративно-территориальных образований, границ земельных участков с закрепле­нием таких границ межевыми знаками и определению их координат.

4. Межевание объектов землеустройства проводят:

как технический этап реализации утвержденных проектных решений о место­положении границ объектов землеустройства при образовании новых или упоря­дочении существующих объектов землеустройства (далее — установление на мест­ности проектных границ объекта землеустройства);

как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объек­тов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее — упорядочение на местности границ объекта землеустройства);

как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеуст­ройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволя­ющих определить положение границ на местности с точностью межевания объек­тов землеустройства (далее — восстановление на местности границ объекта земле­устройства).

5. Межевание объектов землеустройства проводят в соответствии с заданием на
выполнение работ (пример формы задания — приложение 1). Задание подготав­
ливает заказчик или по его поручению подрядчик на основе проекта территори­
ального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о
земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадаст­
ровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждает за­
казчик.

6. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
подготовительные работы;

составление технического проекта;


уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении меже­вания;

определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;

определение координат межевых знаков;

определение площади объекта землеустройства;

составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

формирование землеустроительного дела;

утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

7. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из соста­
ва работ исключают:

согласование границ объекта землеустройства на местности; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства;

составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства.

8. Материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства [карта (план)
границ объекта землеустройства] формируют в землеустроительное дело не менее
чем в двух экземплярах.

Подготовительные работы

9. При проведении подготовительных работ рекомендуют принимать во вни­
мание, что:

9.1. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участ­ках);

документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии — правоуста­навливающих документов);

каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;

адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

9.2. При установлении на местности проектных границ объекта землеустрой­ства дополнительно к" вышеперечисленным документам добавляют проект терри­ториального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляют землеустроительную и градостроительную документа­цию, связанную с перераспределением земель в кадастровом квартале.

9.3. Полевое обследование территории объекта землеустройства при проведе­нии подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы. Результаты обсле­дования опорной межевой сети и иной геодезической основы отражают в техни­ческом проекте.

Составление технического проекта

10. При составлении технического проекта рекомендуют принимать во внима­ние, что:

10.1. При межевании объекта землеустройства технический проект составляют в соответствии с заданием на межевание и он включает:

текстовую часть;

разбивочный чертеж.


24 С. H. Волков



10.2. В текстовой части технического проекта отражаются:
основание и цель выполнения работ;

сведения о пунктах опорной межевой сети и иной геодезической основы; сведения о ранее выполненных работах по межеванию;

организация, порядок производства и математической обработки геодезиче­ских или фотограмметрических измерений;

организация и сроки межевания объекта землеустройства.

10.3. Разбивочный чертеж составляют в удобном для работы масштабе с ото­
бражением существующих и проектных границ объекта землеустройства, положе­
ния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической осно­
вы, надежно опознаваемых контурных точек, угловых и линейных данных для
геодезических измерений, кадастровых номеров.

На разбивочном чертеже все проектные элементы показывают красным цветом.

10.4. Технический проект межевания объекта землеустройства утверждает за­
казчик. Подпись утверждающего лица ставят на титульном листе технического
проекта. Подписи юридических лиц заверяют печатью.

Уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания

11. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания
(собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и аренда­
торы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и
(или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до
начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнитель работ дополнительно направляет письменные запросы о наличии на территории объек­та землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями ис­пользования земель.

12. Извещение (приложение 2) передает заинтересованное лицо под расписку (приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой «Вручить лично», с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеуст­роительному делу.

13. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной вла­сти и органам местного самоуправления, вручают полномочные должностные лица.

Определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками

14. При определении границ объекта землеустройства на местности, их со­гласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуют принимать во внима­ние, что;

14.1. Определяют границы объекта землеустройства на местности и согласуют их в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении меже­вания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.


14.2. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства их предварительно обозначают на местности в соответствии с имеющимися сведени­ями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроитель­ной документацией и (или) иными сведениями.

14.3. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеука­занных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредстав­ление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования гра­ниц фиксируют их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования гра­ниц, а по границе объекта землеустройства проводят предварительное межевание. В течение тридцати календарных дней этим лицам направляют повторные уве­домления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотиви­рованного отказа в согласовании границ по результатам предварительного меже­вания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотиви­рованного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства счи­тают установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматривают в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации.

14.4. Результаты согласования границ оформляют актом (актами) согласова­ния границ объекта землеустройства, который подписывают все участники процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согла­сования границ — приложение 4.

14.5. Процедуру согласования границ (границы) не проводят при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек гра­ниц), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкада-стром.

14.6. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляют межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек гра­ниц объекта землеустройства.

14.7. Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естествен­ных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговре­менный межевой знак).

Необходимость установления долговременных межевых знаков определяет за­казчик межевания. Он же утверждает тип межевого знака из числа образцов, реко­мендуемых исполнителем работ.

Определение координат межевых знаков

15. При определении координат межевых знаков рекомендуется принимать во внимание, что:

15.1. Плановое положение на местности границ объекта землеустройства ха­рактеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых зна­ков, вычисленными в местной системе координат.

15.2. Геодезической основой межевания объектов землеустройства являются пункты опорной межевой сети двух классов ОМС 1 и ОМС 2, создаваемой в соот­ветствии с требованиями Росземкадастра. Межевание земельных участков различ­ного целевого назначения земель проводят с точностью не ниже точности, приве­денной в таблице 1.


24*








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.