Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опытная работа






Опытную работу (ОР) нередко отождествляют как с обобщени­ем передового опыта, так и с комплексным педагогическим экспе­риментом (см. следующий раздел). Она действительно занимает своего рода промежуточное положение между обобщением опыта и экс­периментом и тем не менее представляет собой самостоятельный, весьма распространенный и необходимый метод педагогического исследования. С обобщением опыта его роднит включенность в не­посредственный процесс обучения и воспитания, живую практику. Однако передовой опыт, как правило, складывается из поисков решений практических, прикладных, а не исследовательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобще­ния опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер. Метод же ОР характеризует изначаль­ная исследовательская установка, наличие поисковой задачи и плана ее реализации. Это роднит ее с экспериментом. Однако в ОР не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факто­ры из других элементов и связей объекта, строго не фиксируются по выделенным параметрам исходный и достигнутый уровни. Это отличает ОР от эксперимента.

Можно сказать, что ОР — это намеренное, -исходящее из ис­следовательской установки, принятой гипотезы, соответствующей программы, создание передового опыта. Можно определить ОР и как нестрого поставленный психолого-педагогический экспери­мент. И то, и другое определение будет верным, хотя и неполным и недостаточно конкретным.

Более точно, пожалуй, определить ОР как метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитан­ных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт, проводящийся на научной основе по заранее разработанной программе или проекту.

ОР обеспечивает проверку на практике исследовательских про­ектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования. Исследо­вательское начало здесь присутствует на всем протяжении работы. О результатах же судят суммарно, по общему социально-педаго­гическому и психологическому эффекту.

ОР может быть вариативной, когда организуется проверка не­скольких вариантов решений. Например, сравнивается обществен­ная активность школьников в условиях, когда класс работает без классного руководителя; с руководителем, выбранным классом; с руководителем, назначенным администрацией. О результатах судят по общей эффективности работы, сплоченности коллекти­ва, успешности обучения, активности в труде и общественной жизни.

Пытливая мысль иссле­дователя, воплотившись в гипотезу, замысел, а затем в исследо­вательский проект, при помощи этого метода быстро внедряется в практику, проверяется в опыте школ, внешкольных учрежде­ний, семьи. Такая работа позволяет установить суммарный эф­фект нововведения, его общую эффективность или неэффектив­ность.

Достоверность результатов возрастает по мере расширения объе­ма опытно-поисковой работы. Нередко испытания нововведений (новые учебные планы, формы досуговой профилактики право­нарушений, разделение функций учителя и воспитателя, разно­возрастные отряды по месту жительства и др.) приобретают мас­совый характер, чем достигается абстрагирование от определяю­щего влияния местных условий. На основе положительных резуль­татов опыта можно сделать общий вывод о том, что данный ком­плекс мер эффективен.

М. Н. Скаткин очень точно отметил, что ОР становится самостоятельным методом исследования, ког­да она:

а) поставлена на основе научных положений и в соответствии
с теоретически обоснованной гипотезой;

б) преобразует действительность, создает новые педагогиче­ские явления;

в) сопровождается глубоким анализом промежуточных и ко­нечных результатов, из нее извлекаются выводы, делаются обоб­щения1.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.