Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 35. Психолого-педагогическое обследование






Психолого-педагогическое обследование — комплекс диагно­стических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изу­чения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответ­ствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внеш­них связей. Обследование предполагает целенаправленное и пла­номерное изучение личности, коллектива, образовательного уч­реждения согласно принятой программе. Обследование может про­водиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу. Поскольку о способах подведе­ния итогов поиска речь впереди, то мы будем в данном разделе рассматривать социально-педагогическое обследование как ввод­ную часть педагогического поиска.

В обследовании, как и в других комплексных методиках, необ­ходим как анализ — поэлементное, отдельное изучение компо­нентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, так и последу­ющий синтез — создание целостного представления, обобщен­ных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тен­денциях развития объекта изучения.

Можно выделить несколько видов обследования. Разведыватель­ное (поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связа­но с опробованием подобранных методик, предварительной ори­ентацией в ситуации, получением исходных данных для разработ­ки всего комплекса процедур изучения.

Частичное обследование проводится с целью изучения отдель­ных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдель­ных сквозных, проблемных вопросов, например отношения роди­телей к введению платы на некоторые образовательные услуги, если предполагается разностороннее изучение состояния образования в связи с реализацией российского Закона «Об образовании».

Комплексное обследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходи­мом объеме работы и последовательного (систематического) изу­чения компонентов объекта.

Системное обследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлия­нии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.

Любое обследование должно производиться по заранее наме­ченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение ито­гов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки. Составля­ется общая программа или план работы (объекты, сроки), отра­жается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Опре­деляется методический инструментарий, и прежде всего — мето­ды и исследовательская документация. В процессе сбора информа­ции широко используются такие исследовательские методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседо­вание, диагностические ситуации, изучение документации, экс­пертная оценка и др. Для документального обеспечения работы разрабатываются различные анкеты, бланк-интервью, формы и карточки наблюдений, листы экспертных оценок и т.д., опреде­ляются виды и объемы выборок, способы контактов с респонден­тами, время и место наблюдений и бесед, способы инструктажа исполнителей. Все эти процедуры полезно зафиксировать в рабо­чем плане обследования.

Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т. д.) должна быть систематизирована согласно заранее определенным крите­риям и обработана на основе определенных логических схем вруч­ную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизиро­ванными.

Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяс­нением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключе­ние об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах вос­питательного влияния, об источниках дестабилизирующих и де­структивных влияний, о роли школы и семьи, о степени соци­альной поддержки детства и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.