Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 26. Разновидности эксперимента






Эксперимент это - исследовательский метод, который за­ключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, по­лучить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскры­вая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функцио­нирования изучаемого явления.

Выделяют следующие виды экспериментов:

1. Лабораторный и Естественный

2. Констатирующий и формирующий

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудова­ние и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непри­вычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованно­сти, тревожности, волнения, неопределенности оценки резуль­тата и т.д. Экспериментатор, следуя инструкции, информирует испытуемого об условиях выполнения задания и далее наблюдает за его действиями, а при необходимости и регулирует их. Поскольку испытуемый знает, что находится в управляемой эксперимента­тором ситуации, и нередко не знает истинного назначения экс­перимента, поэтому одним из важных факторов получения объек­тивных данных становятся складывающиеся между ними отноше­ния доверия и понимания.

Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы вы­явить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лаборатор­ного эксперимента отражает, разумеется, некоторую часть реаль­ной ситуации и может быть ее моделью.

Можно условно назвать лабораторный эксперимент психоло­гическим исследовательским методом, позволяющим моделиро­вать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучить механизмы возникновения и проявления пси­хических процессов.

Попытки использования экспериментального метода в реше­нии задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Этот вид эксперимента был разрабо­тан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Естествен­ный эксперимент нашел и находит широкое применение в возраст­ной и педагогической психологии, в педагогике и методике обу­чения отдельным предметам.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испы­туемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаски­ровать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в измене­нии условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть конста­тирующими или формирующими. Эксперимент становится конста­тирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уро­вень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы ис­пытуемых. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или ка­честв педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозиро­вать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характерис­тик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологического и педагогического воздействия на испы­туемых. Такой вид эксперимента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение дина­мики развития изучаемого психологического свойства или педа­гогических явлений в процессе активного воздействия исследова­теля на условия выполнения деятельности.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Фор­мирующий эксперимент наряду с изучением механизмов станов­ления психического свойства способствует решению учебно-вос­питательных задач и оказанию помощи учащимся.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.