Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции 5 страница






Размер одного поля в полевом севообороте увеличивался со 100-120 до 400-1000га, в кормовом-с 32-35 до 400—800, овощном — с 20—30 до 300—600, в противоэрозионном — с 35—40 до 100—200 га (Проблемы совершенствования руководства и уп­равления сельским хозяйством в СССР. — Кишинев.: Картия Молдовеняскэ, 1978. - С. 69-70).

Научная землеустроительная школа доказала, что в основе ук­рупнения севооборотов не должны лежать только требования по­вышения эффективности использования техники и организации труда на полевых работах. Механическое укрупнение севооборо­тов и полей может привести к водной и ветровой эрозии почв, нерациональному использованию и потере плодородия почв, сни­жению производства продукции полеводства за счет размещения посевов сельскохозяйственных культур без учета качества земель и агроэкологических особенностей территории.

Поэтому были предложены методы обоснованной концентра­ции посевов сельскохозяйственных культур, где это возможно, а также четко высказано требование экологической защиты земле­пользовании. В итоге к середине 80-х годов процессы введения и освоения севооборотов при землеустройстве сельскохозяйствен­ных предприятий были поставлены на разумную основу.

Усилившаяся в 70-е годы специализация и концентрация про­изводства на базе межхозяйственной кооперации и агропромыш­ленной интеграции также приводили во многих случаях к наруше­нию принципа комплексности землеустройства; в ряде районов страны были построены крупные животноводческие комплексы, плохо обеспеченные кормовой базой и недостаточно учитываю­щие природоохранные требования.

В это же время шло интенсивное вовлечение земель в ходе их мелиорации в сельскохозяйственный оборот. При этом часто ос­ваивались и мелиорировались земли, по своим природным свой­ствам непригодные для использования под пашню, многолетние плодоносящие насаждения или кормовые угодья.

В середине 80-х годов в Российской Федерации в соответствии с приказом МСХ РСФСР и ВАСХНИЛ от 16.04.1984 № 242/37 «О дальнейшем совершенствовании, повышении качества разрабаты­ваемых в колхозах и совхозах республики научно обоснованных систем земледелия» были начаты работы по введению новых сис­тем земледелия во всех хозяйствах России.

При этом землеустроительной общественностью было доказа-


но, что эти работы нельзя проводить без одновременного землеус­тройства сельскохозяйственных предприятий, которое делать не предполагалось.

В основу данного доказательства были положены следующие доводы. Во-первых, в проекте внутрихозяйственного землеустрой­ства содержатся основополагающие сведения о земле, имеющие базовое значение для системы земледелия с учетом требований и особенностей всех отраслей сельского хозяйства. Во-вторых, про­ект внутрихозяйственного землеустройства является основой обеспечения взаимосвязи системы земледелия с другими частями системы ведения сельского хозяйства. В-третьих, система земле­делия может быть освоена только при условии правильной орга­низации территории.

Поэтому в 1984— 1986 гг. в России удалось провести комплекс землеустроительных работ с внедрением систем земледелия на ос­нове специально разработанных «Указаний по разработке систе­мы земледелия и землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий РСФСР» (М.: МСХ РСФСР, 1984.-62 с).

Только в 1985 г. такие проекты были разработаны по 8457 хо­зяйствам на сумму 14, 62 млн руб.

В 90-е годы в ходе земельной реформы вновь возродилась теория «ненужности землеустройства». Ее проповедовали политические деятели и реформаторы, стремящиеся в первую очередь разрушить сельскохозяйственные предприятия, насаждать мелкотоварное кре­стьянское землепользование и развивать натуральное личное под­собное хозяйство (до уровня мелкотоварного производства). В этой связи в период с 1994 по 2000 г. землеустроительные работы были практически свернуты и не финансировались.

Недооценка роли землеустройства в ходе земельных преобразо­ваний привела практически к полному нарушению землевладений и землепользовании реформированных сельскохозяйственных предприятий, что сильно подкосило их экономику. Появились не­достатки землепользования: чересполосица, дальноземелье, изло­манность границ, вклинивания, вкрапливания и т. п. [Волков С. Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право). — М.: Былина, 1998. — 526 с]. Организацион­но-хозяйственное, социально-экономическое и экологическое содержание землеустройства было подменено политическими ме­рами и технико-правовыми мероприятиями по межеванию зе­мель, далеко не всегда обоснованными. В результате в настоящее время комплекс землеустроительных работ необходимо начинать, по существу, заново.

В науке в этот период так и не было выработано единое мне­ние о месте и роли землеустройства в общественном производ­стве.

В советский период в основном преобладали социально-эконо-


мическая и организационно-хозяйственная трактовки землеуст­ройства. Из-за громадных земельных просторов России, монопо­лии государственной собственности на землю требования к точно­сти землеустроительных работ были недостаточно высоки, в связи с чем техническая оснащенность землеустроительных предприя­тий несколько отставала от мирового уровня. Практически не проводились землеустроительные работы в городах.

Тем не менее были обоснованы и проведены в жизнь важные мероприятия по использованию и охране земель на уровне госу­дарства, республик, областей (краев) и районов, что дало большой эффект и вызвало немалый интерес за рубежом. Впервые в миро­вой землеустроительной практике была создана система регулярно осуществлявшегося (на территории колхозов и совхозов) внутри­хозяйственного землеустройства. Не стояли на месте землеустрои­тельная наука и практика.

Продолжались споры и об определении понятия землеустрой­ства. Правоведы по-прежнему видели в первую очередь юриди­ческую сторону дела. Например, профессор Б. В. Ерофеев в 1971г. писал: «Землеустройство — это система государственных мероприятий по обеспечению земельных прав, а также по предо­ставлению, размежеванию и внутрихозяйственному устройству земель».

Его коллега П. Д. Сахаров был не согласен с тем, что определя­ющим моментом в раскрытии природы землеустройства является его государственный характер. По его мнению, советское землеус­тройство представляло собой «определенную систему обществен­ных отношений по распределению и перераспределению нацио­нализированной земли между отдельными землепользователями и отраслями народного хозяйства».

Не было единства в определении понятия землеустройства и у землеустроителей. Так, профессор Харьковского СХИ А. П. Вер-вейко в 1980 г. подчеркивал политическую направленность земле­устройства и считал, что «землеустройство в СССР — это государ­ственное мероприятие, направленное на претворение в жизнь ле­нинской аграрной политики в области пользования землей».

В. П. Прошляков, придерживаясь социально-технической по­зиции, писал, что «границы землеустройства кончаются там, где кончаются конкретные представления о границах, размерах, кон­фигурации».

Социально-экономическую теорию землеустройства продол­жали развивать ученые-землеустроители М. А. Гендельман, М. А. Су-лин, В. Н. Хлыстун и др. Например, профессор В. Н. Хлыстун до­казывал, что наряду с земельным фондом страны и участками от­дельных землепользователей объектом землеустройства является «весь комплекс производственных отношений, возникающих в сфере использования земель, подвергающийся изменениям в про­цессе осуществления землеустройства».


Профессор М. А. Сулин в 1991 г. дал такое определение земле­устройства: «Современное землеустройство представляет собой многогранную систему государственных мероприятий по органи­зации рационального и эффективного использования земли с уче­том экономических, социальных и экологических интересов со­циалистического общества, а также по координации управления земельным фондом на различных уровнях расширенного воспро­изводства».

Споры об определении понятия землеустройства вылились в следующую его формулировку, данную в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. (ст. 112): «Землеустройство включает систему ме­роприятий, направленных на осуществление земельного законо­дательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной эконо­мической среды и улучшение природных ландшафтов».

В связи появлением частной земельной собственности и новых видов землеустроительных действий М. А. Гендельман в 1995 г. дал такое определение: «Современное землеустройство — это сис­тема государственных мероприятий (а также частнохозяйственных мероприятий) по осуществлению земельного законодательства, направленных на регулирование земельных отношений в стране, создание благоприятных условий для равноправного развития раз­ных форм хозяйствования на земле, рационального использова­ния и охраны земли как важнейшего природного ресурса и сред­ства производства (а также средств производства, с ней неразрыв­но связанных) в целях достижения высокой эффективности обще­ственного производства».

Примерно такое же определение дал А. А. Варламов в 2000 г.: «Землеустройство как систему мероприятий можно определить как комплекс государственных и частных действий по осуществ­лению земельного законодательства, регулированию земельных отношений, созданию социально-экономических, территориаль­ных и организационно-хозяйственных условий для экономически и экологически целесообразного использования земельных участ­ков и других объектов недвижимости в соответствии с действую­щим хозяйственным механизмом».

Профессор А. А. Соломонов и его коллеги из Белоруссии также определяют землеустройство как «систему юридических, социаль­но-экономических, природоохранных и инженерно-технических мероприятий по рациональному использованию земельного фон­да республики».

Профессор В. П. Троицкий, учитывая многогранную роль зем­леустройства, пытается в одном определении дать понятие земле­устройству и как социально-экономическому процессу, и как сис­теме мероприятий «по организации использования и охране зе­мель, организации и регулированию землевладений, землепользо­вании и специальных фондов земель, устройству территории


сельскохозяйственных предприятий, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов».

Чрезмерно кратко формулирует понятие землеустройства Большой энциклопедический словарь: «система мероприятий по регулированию землепользования». Если считать, что землеполь­зование понимается здесь в широком смысле слова — как система мероприятий по использованию земель, то в землеустройство вой­дут и мелиорация земель, и совершенствование систем земледелия и т. п.

Таким образом, в краткое определение землеустройства ученые пытаются включить все его многообразное содержание. Получа­ются сложные конструкции, которые тем не менее не дают четко­го представления о землеустройстве как о сфере практической де­ятельности, отрасли научного знания, системе государственных мероприятий по регулированию землепользования и т. д. По на­шему мнению, определение землеустройства вообще не может быть однозначным; его следует искать в различных функциональ­ных частях этого многообразного явления.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Если дифференцировать содержание землеустроительных ме­роприятий по функциональному назначению, землеустройство можно рассматривать со следующих позиций:

в буквальном смысле слова;

как механизм осуществления земельной политики государства;

как сферу практической деятельности;

как составную часть общественного способа производства;

как составную часть хозяйственного механизма страны;

как отрасль научной деятельности (науку).

С этих позиций и следует рассматривать определение землеуст­ройства; очевидно, что оно не может быть единообразным.

Землеустройство в буквальном смысле слова можно определить как действия по наведению порядка на земле, устройству террито­рии.

Рассматривая землеустройство в качестве механизма осуществ­ления земельной политики государства, необходимо учитывать сле­дующее.

Земельная политика вырабатывается и осуществляется различ­ными органами законодательной и исполнительной власти, мини­стерствами, ведомствами и т. п. Для объединения функций госу­дарства по управлению земельными ресурсами нередко создаются специальные землеустроительные органы (землеустроительная служба).

Цель землеустроительной службы — обеспечить ясность и по­рядок в использовании земель, охранять и закреплять право соб-


ственности на землю, облегчать переход права собственности от одного лица (учреждения, организации) к другому, при необходи­мости определять ставки земельного налога, изымать земельную ренту, организовывать хозяйственно целесообразное использова­ние земли. На эти органы возлагаются задачи ведения государ­ственного земельного кадастра, оценки земельных участков, пре­доставления и изъятия земель, разрешения земельных споров, внутрихозяйственной организации территории, планирования и контроля за использованием земель, реализации земельного зако­нодательства.

Таким образом, с рассматриваемой точки зрения землеустрой­ство представляет собой деятельность государственных органов по отводу и оформлению земельных участков, установлению, обес­печению и охране прав землепользования (землевладения), целе­направленному регулированию использования земли. Другими словами, землеустройствоэто определенный законом процесс по техническому, экономическому и юридическому оформлению предос­тавления и изъятия земель, образованию новых, упорядочению суще­ствующих и определению границ специальных земельных фондов, зем­левладений и землепользовании, внутреннему устройству их тер­ритории, призванный привести использование земли в соответствие с существующим земельным строем.

Государственный характер землеустройства определяет и соот­ветствующий землеустроительный процесс, и землеустроительное делопроизводство, которые имеют юридическую, техническую и экономическую стороны.

Юридическая сторона землеустроительного процесса опреде­ляет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая — порядок составления, оформления, выдачи документов и их содержание; экономичес­кая — организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и т. д.

Осуществление земельной политики государства наиболее эф­фективно в случае, если землеустроительные органы находятся в составе и действуют совместно с органами государственной власти или же наделены соответствующими полномочиями и правами от имени государства. В ряде случаев обычных правовых, экономи­ческих и организационных мер, осуществляемых в процессе зем­леустройства или контролируемых землеустроительными органа­ми, бывает недостаточно для регулирования земельного строя. Тогда государство, используя политические меры, берет в свои руки непосредственное распоряжение земельным фондом, осу­ществляя крупные аграрные преобразования или земельные ре­формы.

Например, при переходе от феодализма к капитализму в стра­нах Западной Европы с помощью землеустройства производилось обезземеливание мелких производителей. Во время так называе-


мого огораживания в Англии (XV—XVII вв.) земли, с которых на­сильственно сгонялись крестьяне, объединялись в крупные зе­мельные массивы для ведения предпринимательского сельского хозяйства. В Германии и России аналогичным образом с помо­щью землеустройства помещики укрепляли свое землевладение, оставляя крестьянам худшие участки. И в наше время в рамках различного рода сельскохозяйственных программ и специальных земельных законов в ходе землеустройства происходит государ­ственное регулирование земельного строя.

Широко известны, например, «Программа перестройки сельс­кого хозяйства США» или закон «Об основной сельскохозяй­ственной политике» в Японии, который способствовал в ходе ус­тановления размеров крестьянских хозяйств значительному сни­жению их численности. Введение в действие закона «О ликвида­ции чересполосицы» в ФРГ привело к ликвидации около 600 тыс. фермерских хозяйств.

Государственный характер землеустройства в современной России обусловлен необходимостью использовать единый госу­дарственный земельный фонд не только в интересах отдельных лиц и коллективов, но и в интересах всего народа. Поэтому недо­пустим ведомственный подход к организации и функционирова­нию землеустроительных органов. Для повышения эффектив­ности землеустроительных работ, управления земельными ре­сурсами, и особенно их охраны, землеустроительная служба должна иметь соответствующий статус, быть вне- или надве-домственной.

Землеустройство является также сферой сугубо практической де­ятельности. Чтобы перейти от одной формы организации терри­тории к другой, более прогрессивной, необходимо осуществить ряд действий: проложить дороги, заложить многолетние насажде­ния, лесополосы, разместить севообороты, поля, рабочие участки, скорректировать границы и т.д., что возможно только на основе соответствующих проектов.

Кроме того, для того чтобы претворить в жизнь все эти дей­ствия, необходимо иметь данные, характеризующие природные и экономические условия землевладений и землепользовании, про­вести топографо-геодезические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, наметить определенный поря­док переустройства территории, составить проект, рассмотреть и утвердить его, перенести в натуру, осуществить экспертизу и ав­торский надзор. В этом смысле землеустройствоэто система мероприятий (государственных, хозяйственных) по организации ра­ционального использования и охране земель, созданию культурных и устойчивых ландшафтов.

В связи с тем что землеустройство является частью обществен­ного производства, его не следует связывать исключительно с го­сударством. Это объясняется рядом причин.


Во-первых, какова бы ни была степень активности государства в области управления земельным фондом и осуществления зе­мельной политики, землепользование (землевладение) в значи­тельной степени самоорганизуется; это связано с различными внутренними процессами, развитием производительных сил и производственных отношений.

Например, говоря о парцеллярном землевладении в эпоху пе­рехода от феодализма к капитализму, К. Маркс писал «...форма, в которой находит земельную собственность зарождающийся капи­талистический способ производства, не соответствует этому спо­собу. Соответствующая ему форма впервые создается им самим посредством подчинения земледелия капиталу; таким образом, и феодальная земельная собственность, и кастовая собственность, и мелкая крестьянская собственность с земельной общиной... пре­вращается в экономические формы, соответствующие этому спо­собу производства, как бы ни были различны их юридические формы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II. — С. 166).

Во-вторых, у землепользователей по тем или иным причинам может возникать потребность в сведении земель в крупные и ком­пактные массивы удобной конфигурации, в трансформации и улучшении угодий в целях повышения эффективности своего хо­зяйства.

Например, английские хлебные законы (конец XVIII — начало XIX в.) вынуждали землевладельцев манипулировать составом угодий. Ф. Энгельс по этому поводу писал: «С одной стороны, низкие цены на зерно... с другой, высокие цены на мясо способ­ствовали превращению многих пашен в пастбища. С повышением цен на зерно в связи с ростом промышленности и народонаселе­ния в Англии большая часть земель, недавно превращенных в паст­бища, снова была отведена под зерновые культуры» (Там же. Т.4.-С. 515).

В-третьих, землеустройство реализуется в определенных фор­мах организации территории, соответствующих данному уровню развития производства. В частности, система земледелия всегда отражает имеющиеся технологии, возможности использования земли как основного средства производства в сельском хозяй­стве.

В качестве примера можно привести самую примитивную — подсечно-огневую систему земледелия, существовавшую в свое время во многих странах. Единственным способом восстановле­ния плодородия почв тогда было забрасывание земельных участ­ков после значительного снижения урожаев. В лесных районах ранее вспаханные земли обычно пускали под залежь на 30—35 лет, а в степных — на 15—20 лет. Заброшенные участки зарастали травой, кустарником и лесом, в результате чего в почве вновь на­капливались питательные вещества, необходимые для растений, и участки осваивались вновь. В результате пахотные участки


«кочевали» по территории, отражая своеобразную систему ее орга­низации.

Переход от залежной системы земледелия к навозно-паровой, при которой восстановление плодородия почв достигалось регу­лярным чередованием пара, озимых и яровых культур, внесени­ем органических удобрений, более совершенной обработкой по­чвы в паровом поле, привело к изменению состава и структуры угодий, увеличению доли пахотных земель, их приближению к селениям; пастбища и сенокосы перемещались на более удален­ные участки и т. д.

Позднее внедрение паропропашных, плодосменных и траво­польных систем земледелия привело к новой перестройке: введе­нию севооборотов, соответственному размещению полей и рабо­чих участков, трансформации угодий. Освоение почвоводоохран-ной системы земледелия в районах эрозии почв потребовало кон­турно-мелиоративной или контурно-полосной организации территории.

На взаимосвязь организации производства и территории, раз­вития хозяйства и реорганизации его земель обращали внимание многие ученые. Так, академик П. Н. Першин писал: «В общем можно сказать, что экстенсивным системам различных отраслей хозяйства соответствуют, если можно так выразиться, экстенсив­ные типы организации территории, характеризующиеся больши­ми размерами площади, разбросанностью ее и преобладанием в ней угодий, используемых с малыми затратами труда и средств производства. Интенсивным системам хозяйства сопутствуют ин­тенсивные типы организации территории, то есть отличающиеся сравнительно меньшими размерами, концентрированностью ее в непосредственной близости к усадьбе и наибольшим составом угодий, используемых с большими затратами» (Першин П. Соци­ально-экономическая теория землеустройства. Введение в эконо­мику землеустройства. — На аграрном фронте. Изд-во Коммунис­тической академии. — М., 1925. — № 5, 6. — С. 41—51).

Академик С. А. Удачин отмечал: «В процессе производства лю­бого предприятия рабочая сила и средства производства находятся в форме определенной организации и размещения. Организация средств производства и рабочей силы в сельском хозяйстве связана с большим пространством обрабатываемых земельных массивов. Всякого рода изменения в организации средств и рабочей силы не­избежно обусловливают внесение изменений в организацию терри­тории. Другими словами, определенная организация средств произ­водства и рабочей силы обусловливает создание определенной сфе­ры деятельности, производственных процессов, соответствующих организации территории... Организация же последних (средств производства и рабочей силы. — С. Волков) должна проводиться с учетом свойств земли как основного средства сельскохозяйствен­ного производства» (Землеустроительное проектирование/


Под ред. С. А. Удачина. —- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сельхоз-гиз, 1951).

Исходя из вышеизложенного, можно дать такое определение: землеустройство — это социально-экономический процесс целенап­равленной организации территории и средств производства, нераз­рывно связанных с землей, происходящий под воздействием изменения производительных сил и производственных отношений общества.

Из данного определения вытекают следующие выводы.

Во-первых, землеустройство носит не только субъективный (государственный), но и объективный характер. Следовательно, оно находится под влиянием объективных законов развития при­роды и общества.

Во-вторых, как известно, любой процесс представляет собой последовательную смену явлений. Поэтому землеустройство не может быть одноразовым или статическим, оно находится в по­стоянном развитии.

В-третьих, землеустройство заключается в организации терри­тории и средств производства, неразрывно связанных с землей. Такая организация представляет собой социально-экономическое явление, которое может изучаться с различных сторон, а также ре­гулироваться (управляться) путем целенаправленной деятельности людей, их воздействия на сложившуюся организацию территории. Следовательно, землеустройство может рассматриваться как со­ставная часть хозяйственного механизма.

С этой точки зрения землеустройствоэто система инженер­но-технических, экономических, правовых, экологических действий и мероприятий по регулированию землепользования на территории го­сударства.

В ходе исторического развития землеустройство, оставаясь все время практической сферой деятельности, вместе с тем преврати­лось в самостоятельную научную дисциплину, имеющую опреде­ленную структуру, предмет и объект исследования. В этом смысле оно может рассматриваться как систематизированное знание об организации рационального использования и охраны земель.

Наконец, в Федеральном законе «О землеустройстве» (№ 78-ФЗ от 18 июня 2001 г.) дано следующее определение: «Землеустрой­ство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образо­ванию новых и упорядочению существующих объектов землеустрой­ства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования граж­данами и юридическими лицами земельных участков для осуществле­ния сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Вос-


тока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутри­хозяйственное землеустройство)».

Приведенные выше определения землеустройства в компакт­ном виде даны в табл. 14.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.