Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорские проверки в исправительных учреждениях: общая характеристика






 

Неотъемлемой частью прокурорского надзора и одним из важнейших источников информации о состоянии материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденных, законности привлечения к труду, наложении на последних взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и других условий режима исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы является рассмотрение обращений осужденных.

Формой реагирования на обращения осужденных являются прокурорские проверки. Проверка имеет многоцелевой характер. Она направлена на выявление правонарушений, причин и условий, им способствующих. В процессе проверок используются все или, по крайней мере, большинство форм и методов обнаружения прокурором нарушений законов (личный опрос осужденных, прием, рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений, заслушивание объяснений администрации по поводу нарушений закона и т.д.)

Круг вопросов, охватываемых проверками, бывает различным в зависимости от их целей.

С точки зрения полноты прокурорские проверки соблюдения законности в исправительных колониях, могут быть двух видов:

· общие (полные), когда в данных исправительных учреждениях проверяется весь комплекс вопросов прокурорского надзора;

· целевые (частичные), когда проверяется не весь комплекс, а лишь один или несколько вопросов.

Например, располагая данными о незаконном применении к осужденному оружия, прокурор проверяет только этот вопрос, не задаваясь целью проверять общее состояние законности в исправительных учреждениях.

Проверки могут быть организованы с привлечением специалистов разных профилей из других государственных учреждений. Например, проведение качественной проверки с привлечением специалистов МЧС, на соответствие противопожарному законодательству всех производственных и жилых объектов.

Специфика организации прокурорской проверки состоит в многообразии объектов надзора, так как на территории одного исправительного учреждения располагаются различные хозяйственные постройки, производственные объекты: банно-прачечный комбинат, магазин и другие.

Большое значение проверок, многообразие и разнохарактерность используемых в ходе проверок средств вызывает необходимость уделять особое внимание подготовке их проведения, обеспечению их организационной стороны.

В связи с этим рассмотрим ряд практических вопросов по проведению прокурорских проверок в исправительных учреждениях: как выбирается объект, подлежащий проверке, как определяются характер и круг подлежащих выяснению вопросов, продолжительность (время начала и окончания) проверки, а также состав ее участников и способы реализации.

1.Периодичность, поводы и основания проверок. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, включив в текст

Проверочные действия должны производиться не от случая к случаю, а периодически. Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[48].

Важные задачи возложены на прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях[49].

Специализированные прокуратуры, действуют на правах межрайонных прокуратур и организованы в целях усиления состояния законности при исполнении наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Действия прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях сосредоточены на усилиях на предупреждению и устранению нарушений законности в колониях и тюрьмах, в совершенствовании деятельности каждого учреждения, активно вмешиваться в процессы, происходящие в местах лишения свободы, и принимать участие в воспитательных мероприятиях. М.б. убрать материал??? Или связать логически

По отдельным вопросам помимо ежеквартальных и полугодовых проверок состояния законности в исправительных учреждениях прокуроры обязаны посещать колонии и тюрьмы, ежемесячно, не реже одного раза в месяц; проводить регулярный прием осужденных, разрешать их жалобы и заявления непосредственно на месте, постоянно и целенаправленно разъяснить как осужденным, так и сотрудникам исправительного учреждения требования исправительного и иного законодательства, (полнота регистрации заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, законность водворения в штрафные помещения).

Обязанность посещать места лишения свободы в равной мере относится как к прокурорам районов, городов, к заместителям и помощникам прокуроров (начальникам, старшим прокурорам и прокурорам отделов), на которых по распределению обязанностей возложено осуществление надзора за местами лишения свободы, так и прокурорам – руководителям субъектов Российской Федерации.[50] ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ НЕ ПРОПИСАНЫ…

2.Выбор объекта проверки важнейшая составляющая планирования проверочных действий прокуратуры в отношении органов и учреждений УИС. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- пример написан, включив в текст

Выбор места лишения свободы, в котором предстоит провести проверку, зависит от ее целей и поводов к ней. Проверки проводятся или в плановом порядке или внезапно. Общие проверки соблюдения законности в исправительных учреждениях проводятся, как правило, в соответствии с планом работы прокуратуры, в котором указывается, какая колония, тюрьма и когда подлежат проверке. В отдельных случаях могут планироваться и целевые проверки. Надобность производства последних чаще всего возникает внезапно – при получении соответствующих поручений или поступлений сообщений о правонарушениях. Если производство проверки запланировано на более поздний период, но поступили жалоба или иной сигнал о серьезных нарушениях закона, прокурор обязан провести проверку незамедлительно, не ожидая наступления ее планового срока.

При планировании важно правильно выбрать объект проверки и тем самым, по возможности, избежать малоэффективных затрат времени. Поэтому объекты проверки целесообразно намечать с учетом анализа данных, характеризующих состояние законности в исправительном учреждении[51].

Проверка может быть проведена не одним, а несколькими работниками прокуратуры. В проверке могут участвовать не только прокуроры, осуществляющие надзор за исправительными учреждениями, но и прокуроры, надзирающие за предварительными следствием и дознанием, и другие. Их участие позволяет с наибольшей полнотой выяснить, насколько законно и обоснованно осуждены лица, содержащиеся в местах лишения свободы. Определенную помощь при проверках в местах лишения свободы прокурору могут оказать специалисты. Участие таких лиц позволяет ему сэкономить время на производстве проверочных действий и помочь разобраться в сложившихся вопросах деятельности исправительного учреждения.

Для консультации по тем или иным вопросам могут быть приглашены лица, не имеющие юридического образования, – бухгалтера, ревизоры, врачи, педагоги, инженер по охране труда и технике безопасности и др. В основном они приглашаются в тех случаях, когда имеются сигналы о недостачах и хищениях, незаконной выплате работникам колонии премий, неудовлетворительном медицинском обслуживании и серьезных недостатках в постановке общеобразовательного обучения осужденных и работе по охране труда, т.е. при необходимости выявления обстоятельств, требующих специальных знаний.

3.Сбор информации и планирование проверки. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, включив в текст

Перед выездом на место для проверки соблюдения законов в исправительных учреждениях прокурору целесообразно помимо Использование подобных формулировок указывает на источник текста- пособие для прокуроров…..Это повторяется уже во втором параграфе + отсутствие сносок = вывод….ПЕРЕДЕЛАТЬ! определения конкретных целей проверки, ее продолжительности и круга участников собрать и изучить необходимую информацию (о прошлых правонарушениях, о мерах борьбы с ними и т.д.), которая может помочь ему сориентироваться в обстановке и более четко спланировать и организовать проверку. В этих целях рекомендуется использовать сведения, имеющиеся в милиции, суде, прокуратуре, органах здравоохранения и др.

В порядке подготовки и проверки колонии, тюрьмы прокурор знакомится в первую очередь с актами (справками) предыдущих проверок этих учреждений и документами, свидетельствующими о реализации материалов прежних проверок, предложениями, протестами, представлениями и ответами на них. Имеющиеся в прокуратуре надзорные производства по уголовным делам и жалобы, касающиеся избранного для проверки места лишения свободы, также изучаются прокурором.

При выезде в исправительное учреждение целесообразно захватить с собой неразрешенные жалобы, если их, возможно проверить на месте.

Если незадолго до этого колония, тюрьма проверялись в порядке ведомственного контроля (например, работниками ГУФСИН), то можно ознакомиться с материалами этих проверок и их реализацией, чтобы использовать полученные данные как для ориентации при проверке, так и для последующих выводов о том, насколько эффективными в борьбе за законностью оказались инспекторские выезды представителей организации.

В соответствии с поставленной перед проверкой задачей и с учетом предварительно изученной информации прокурор должен наметить примерный план проверки. Это может помочь прокурору в самом общем виде представить характер и объем предстоящих действий, и порядок их производства.

4. Методика проверки. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, включив в текст

Любая методика проверки в исправительном учреждении должна, прежде всего ответить на вопрос, что прокурор должен проверять. Перечень действий, проводимых при целевых проверках, довольно четко вытекает из тех относительно узких задач, которые ставятся перед такой проверкой (выяснить обоснованность сигнала о правонарушении). Что же касается общих проверок, то при их проведении круг подлежащих выяснению вопросов достаточно широк, основными из них являются:

1) Законность содержания осужденных в исправительных учреждениях;

2) Соблюдение требований закона о перемещении осужденных из одной колонии в другую, того же вида режима;

3) Соответствие режима содержания требованиям закона;

4) Состояние борьбы с преступностью и иными нарушениями режима в исправительных колониях;

5) Соблюдение требований законов об условиях содержания осужденных;

6) Соблюдение законов об обязательном привлечении к труду осужденных;

7) Соблюдение требований законов, регулирующих воспитательную работу;

8) Общеобразовательное обучение, деятельность самодеятельных организаций осужденных, а также меры по оказанию помощи и контроля за лицами, освобожденными из колонии (установление административного надзора);

9) Соблюдение закона об условно – досрочном освобождении от наказания;

10) Законность работы администрации исправительных учреждений с обращениями осужденных;

11) Законность приказов и распоряжений администраций исправительных колоний.

Перечень вопросов, подлежащих проверке, не является исчерпывающим, поскольку охватывает лишь основные, наиболее важные с точки зрения охраны законности вопросы. Полнота охвата и суть вопросов, подлежащих выяснению, вытекают из задач, поставленных перед проверкой.

Четкое выполнение предполагает глубокое знание проверяющим прокурором уголовно–исполнительного законодательства, а также приказов Генерального прокурора, других ведомственных нормативных актов РФ.

5.Порядок проведения проверки исправительном учреждении. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, включив в текст

Проверку с точки зрения ее последовательности условно делят на три основных части: первая – подготовительная, вторая – собственно проверка, и третья – реализация результатов проверки и ее оформление.

Подготовительная часть проверки исправительного учреждения состоит из мероприятий организационного порядка и предварительного ознакомления с положением дел в учреждении. Эта часть является продолжением ранее начатой подготовки, но уже по прибытии прокурора в исправительное учреждение. Общие данные, характеризующие положение дел, прокурор уточняет на месте.

Рассмотрим более подробно порядок проверки на примере прокурорской проверки Федерального казённого учреждения исправительная колония № 2 УФСИН России по Вологодской области. Режим – общий (для женщин).

Лимит наполнения установлен на 273 места по приказу Минюста России от 17.08.2012 года № 162[52]. В настоящее время в колонии содержится 218 осуждённых женщин, из них 69 содержатся в отряде особо опасного рецидива преступления.

На территории учреждения расположена ФКУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа, в которой на сегодняшний день получают образование 74 ученицы с первого по двенадцатый классы, двое из которых учатся экстерном. В школе сформировано 5 классов с заочной формой обучения и 5 классов с индивидуальной формой обучения, преподают в школе 6 учителей, из них трое на постоянной основе и трое совместителей. Занятия в школе проводятся по пятидневной учебной неделе с 16 до 20 часов. В школе оборудован компьютерный класс из 12 ПК.

Производство учреждения представлено следующими участками:

˗ швейный (пошив одежды для спецконтингента, рабочей одежды);

˗ производство гофрокартона и изделий из него;

˗ производство железобетонных изделий

Кроме этого осужденные женщины занимаются кружевоплетением, плетут из бересты, выращивают сельскохозяйственных животных и домашнюю птицу и продукция растениеводства используется для нужд учреждения.

С 08 по 09 июня 2015 года под руководством заместителя прокурора области Василькова А.А. органами прокуратуры проведена проверка исполнения законов администрацией Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области.

Проверка показала, что администрацией учреждения проведена определённая работа по обеспечению исполнения требований законов, в том числе о режиме в учреждении, о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, воспитательно-профилактической работе с ними.

Вместе с тем в ходе выезда установлены отдельные нарушения требований федерального законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, а также в сфере обеспечения на территории и объектах исправительного учреждения требований пожарной безопасности. В настоящее время принимаются меры к их устранению.

В целом в учреждении созданы условия для обеспечения прав отбывающих наказание граждан и исполнения требований законодательства.

В связи с отдельными выявленными в результате проверки нарушениями законов прокуратурой области будут приняты меры прокурорского реагирования[53]. ВЫВОД + связующий текс предыдущий и последующий…

Перефразировать…Проведение проверки: Для начала, в беседе с начальником колонии, с другими работниками колонии (заместителем, начальником службы и частей), прокурор выясняет вопросы: число осужденных, содержащихся в колонии; сколько осужденных пользуются правом передвижения без конвоя; были ли случаи травматизма на производстве; сколько и какие допущены нарушения режима; не совершалось ли осужденными, а также сотрудниками колонии преступлений; сколько лиц освобождено от отбывания наказания условно–досрочно, в отношении скольких лиц вынесены постановления об установлении административного надзора.

Целесообразно первоначально ознакомиться с отчетностью и документацией колонии. ОПЯТЬ МЕТОД.РЕКОМЕНДАЦИИ….ИЛИ НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРОКУРОРА…

Подлежат проверке прокурором: книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания, журнал учета изъятия у осужденных денег и ценностей, книга учета осужденных, содержащихся в ПКТ, ШИЗО, ОК, в медсанчасти, журнал травм и амбулаторного приема осужденных, талон – сигналы и т.д.

Исходя из целей проверки и с учетом предварительно собранных данных, прокурор просит подготовить для него справки по вопросам, которые, по его мнению, представляют особый интерес. Этим завершается подготовительная часть проверки.

Производство проверки включает в себя обход прокурором всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных зон. Обход территории колонии, как правило, производится в присутствии начальника колонии или лиц, его заменяющих. Это делается для того, чтобы прокурор мог незамедлительно получить от него пояснения по возникающим вопросам, предложения относительно соблюдения правил содержания осужденных, если они будут даны, по возможности, выполнялись на месте. Последовательность обхода помещений и методы проверки вопросов определяются проверяющим исходя из того, чтобы в процессе проверки ни одно нарушение закона не оставалось сокрытым и не выявленным. В том случае, если у прокурора имеются сигналы о серьезных нарушениях, комплексную проверку целесообразно начать с проверки сигналов, если есть основания полагать, что промедление может привести к сокрытию следов нарушения и затруднит проверочные действия (например, из–за этапирования осужденного, подлежащего опросу). Если сигналов не имеется, то обход рекомендуется начать с проверки законности в ШИЗО, ПКТ, ОК.

Проверка законности содержания осужденных. СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, включив в текст

Проверяя законность содержания осужденных в колонии, прокурор выясняет:

1. На каждое лицо, содержащееся в колонии, имеется приговор (определение, постановление) суда, которым осужденному назначено наказание в виде лишения свободы;

2. Законность и обоснованность приговора, в том числе и в части назначения вида режима;

3. Соблюдение сроков содержания осужденного в колонии;

4. Законность и обоснованность освобождения из колонии (по отбытии срока наказания, в связи с помилованием, амнистией, условно–досрочно, по болезни).

Все эти вопросы проверяются прокурором по личным делам осужденных, с учетом их жалоб, заявлений и обращений, поданных прокурору на личном приеме или во время опроса им осужденных.

Основанием для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы и применения мер исправительного воздействия являются приговоры (определения или постановления) суда, вступившие в законную силу. Прокурор должен проверить наличие на каждое лицо, водворенное в колонию, предусмотренного законом документа, являющегося основанием для приема и содержания гражданина в местах лишения свободы.

В случае назначения осужденному наказания по совокупности приговоров проверяется наличие всех этих приговоров.

При отсутствии судебного решения, а равно в случаях отбытия осужденным срока наказания, назначенного судом, отмены приговора суда с прекращением дела производством, наличия решения об условно–досрочном освобождении от отбывании наказания, замене не отбытой части наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью, актами помилования или амнистией, прокурор в соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязан немедленно освободить своим постановлением лицо, содержащееся в исправительной колонии без законных оснований.

Просматривая личные дела, прокурор не только проверяет наличие в каждом из них законно оформленного приговора, но и вникает в его суть, в законность и обоснованность осуждения.

Особенно тщательно проверяются личные дела осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, от которых поступили жалобы на незаконное водворение в колонию, а также в отношении, которых законность и обоснованность приговора, по мнению администрации колонии, представляются сомнительными. Во всех случаях, даже когда необходимость приговора представляется очевидной, для окончательного решения вопроса о вынесении представления в порядке надзора требуется обязательно изучить материалы уголовного дела.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, Уголовный кодекс Российской Федерации однозначно определяет вид исправительного учреждения, который должен назначаться каждой категории осужденных. Обоснованность содержания осужденного в исправительной колонии данного вида режима проверяется путем определения соответствия приговора требованием ст. 58 УК РФ. Изменение вида исправительных учреждений может быть осуществлено судом по основаниям, предусмотренным ст.78 УИК РФ.

Надо отметить, что одним из принципиальных положений нового уголовно-исполнительного законодательства согласно статье 73 УИК РФ[54], осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, где они проживали или были осуждены.

При проверке места отбывания наказания уделяется внимание тому, нарушаются ли требования ч.1 ст.81 УИК РФ, в соответствии с которой осужденные должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении.

Принцип отбывания наказания от его начала до конца в одной и той же колонии имеет важное значение, поскольку он содержит необходимые возможности для последовательного, всестороннего изучения личности осужденного, позволяет наметить программу его исправления.

В случае установления отступлений от этой нормы, нужно выяснить имелись ли исключительные обстоятельства (состояние здоровья, обеспечение личной безопасности, отсутствие исправительного учреждения соответствующего вида; невозможность разрешения вопроса оставления осужденных в имеющихся исправительном учреждении), предусмотренные законом.

Таким образом, порядок, алгоритм и тактика проводимых проверок каждый раз может меняться что, несомненно, в большинстве случаев, приводит к эффективным результатам по выявлению нарушений закона.

Следует отметить, что во всех исправительных учреждениях подвергнутых плановым проверкам проводятся контрольные проверки, с целью фактического устранения ранее выявленных нарушений.

В целях устранения нарушений законов администрациями исправительных учреждений, прокурор принимает исчерпывающие меры, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки.

В иных случаях, когда для устранения нарушения требуется время, финансовые затраты, прокурором вносятся акты прокурорского реагирования.

Согласно Закону «О прокуратуре РФ» предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и способствовавших его совершению условий. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах. Как показывает практика, наиболее результативно рассматриваются представления в присутствии прокурорских работников.

В каждом случае проводится фактически оперативное совещание, на котором делает доклад каждый сотрудник, имеющий отношение к выявленным нарушениям, обсуждаются меры по противодействию совершению подобных нарушений закона в будущем.

В конечном итоге, специализированным прокурорам необходимо рассчитывать, прежде всего, на обеспечение состояния законности, а не на количество выявленных нарушений.

Нельзя обойти вниманием деятельность исправительных учреждений по применению мер взыскания к осужденным, которые нарушают установленный порядок отбывания наказания. Данное полномочие требует высоких профессиональных навыков со стороны сотрудников исправительного учреждения в оценке тяжести совершенного осужденным нарушения, его опасности для окружающих, обстоятельств, условий и мотивов его совершения. Даже в условиях очевидности нарушения требуется тщательный анализ ситуации, составление соответствующих документов, отобрание объяснений и т. п., которые подтверждали бы виновность привлекаемого к дисциплинарной ответственности[55]. Прокурорский надзор здесь заключается в том, чтобы наложенное взыскание в отношении осужденного было объективным и соответствовало проступку. Поэтому прокуроры уделяют большое внимание наличию оснований для применения тех или иных мер взыскания.

Например, если поступил осужденный отрицательной направленности, негативно влияющий на оперативную обстановку в учреждении, то прокурору необходимо оценить эффективность работы оперативных подразделений, своевременность обмена информацией с воспитательными и режимными подразделениями. Также, со стороны отделов безопасности подразделений исправительных учреждений ФСИН в максимально сжатые сроки должна поступать информация в воспитательный и оперативный отделы об отрицательных изменениях в поведении того или иного осужденного. В тему параграфа текст не особо вписывается

Прокуратура своей деятельностью должна упреждать нарушения закона и возможное развитие негативных процессов в соблюдении осужденными установленного порядка отбывания наказания.

Параграф списан с метод.рекомендаций для прокурора!!!! – при прочтении данный вывод однозначен!!!!

Материал д.б. переделан + добавлена проблематика + добавлена статистика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.