Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по описанию опыта работы






1. Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

2. Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.

3. Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).

4. Описание должно быть достоверным и объективным. 5. Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.

6. Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.

Описание опыта работы - процесс достаточно трудоемкий, требующий глубоких знаний педагогики и психологии, исследований в области педагогических технологий (как новых, так и использовавшихся ранее), умений отличать в своем опыте НОВИЗНУ. Итогом работы является составление информационной карты об опыте работы, которая будет доведена до предполагаемых пользователей имеющимися в методическом центре (кабинете) информационными средствами

70. Подготовка и повышение квалификации педагогических, научно- педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений.

Университет осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров путем:

· обучения в аспирантуре;

· подготовка в докторантуре;

· перевода преподавателей-кандидатов наук на должности научных сотрудников на срок до 2-х лет для подготовки докторских диссертаций;

· предоставления творческих отпусков для завершения работы над диссертацией с сохранением заработной платы продолжительностью: три месяца - для кандидатской диссертации и шесть месяцев - для докторской;

· прикрепления соискателем к кафедрам для повышения квалификации, сдачи кандидатского минимума, подготовки и защиты диссертации;

· направления на научно-педагогическую стажировку в вузы, на промышленные предприятия, в организации и научно- исследовательские учреждения, в том числе иностранные;

· направления преподавателей на факультеты и в институты повышения квалификации и переподготовки других вузов;

· участия в краткосрочных курсах и семинарах;

· выполнения научно-исследовательской и научно-методической работы, в том числе по подготовке учебников, учебных пособий и монографии;

· применения других форм повышения квалификации.

7.2. В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

В докторантуру принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру осуществляется в соответствии с международными договорами и соглашениями, а также на основе прямых договоров с зарубежными предприятиями, учреждениями и физическими лицами.

7.3. Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру Университета для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно Учредителем.

Университет вправе по согласованию с Учредителемосуществлять прием граждан сверх установленных контрольных цифр по приему в аспирантуру и докторантуру для подготовки кандидатов наук и докторов наук на основании договоров, заключаемых с юридическими и (или) физическими лицами на условиях полной компенсации затрат на обучение.

7.4. Организация работы по приему и подготовке аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней определяется положением, утверждаемымсоответствующим федеральным государственным органом управления образованием.

7.5. Повышение квалификации научно-педагогических работников Университета проводится не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, высших учебных заведениях, ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения, прохождения стажировок, подготовки и защиты диссертаций, участия в работе семинаров, а также использования других видов и форм повышения квалификации.

7.6. Повышение квалификации научно-педагогических работников может финансироваться как за счет средств Университета, так и за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с высшими учебными заведениями и научными учреждениями или организациями.

7.7. Главными задачами по осуществлению дополнительного профессионального образования преподавателей и других работников Университета являются:

· проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, интенсивных технологий обучения;

· разработка и издание учебных планов и программ, учебных и методических пособий;

· проведение фундаментальных научных исследований, в том числе по актуальным проблемам педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей и других работников образования;

· организация обмена опытом в области дополнительного профессионального образования преподавателей и других работников образования.


 

71. Развитие идеи демократизации профессионального образования как усиление его социальной направленности.

В ст. 2 Закона РФ " Об образовании" от 5 января 1996 г. провозглашается демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В законе четко прослеживается три смысла демократизации. В широком смысле, демократизация характеризуется ликвидацией монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе образования, децентрализацией управления образованием, муниципализацией образования, т. е. участием местной власти и местной общественности в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы. Это первый смысл. Второй смысл связан с автономностью образовательных учреждений, что определяет самостоятельность учебных заведений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания и методов работы, а также их юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность.

Закон РФ " Об образовании" вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин (ст. 32 - " Компетенция и ответственность образовательного учреждения"). Эти полномочия конкретизируют объявленный в ст. 2 закона принцип автономности образовательных учреждений. Рассмотрим их более подробно.

Пункт 1 ст. 32 предоставляет самостоятельность образовательному учреждению в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

В пункте 2 ст. 32 провозглашена компетенция образовательного учреждения в разработке и утверждении образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов и дисциплин, установлении структуры управления деятельностью образовательного учреждения, в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, в осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Третий смысл демократизации образования отражает создание демократических отношений в системе образования, что связано с раскрепощением педагогических отношений, изменением самой их сути, изменением отношений сотрудничества взрослого и ребенка, педагога и управленца, школы, общества и государства.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. напрямую связаны с демократизацией общества и с демократизацией школы.

В Петербургском научно-педагогическом сообществе активно разрабатываются вопросы демократизации в образовании. По мнению А.П. Тряпицыной, в демократической школе обеспечивается защита учащихся от некачественных образовательных услуг; создаются условия для развития творческого потенциала каждого ученика; увеличивается степень открытости школы для всех заинтересованных лиц, общества в целом.

Так, О.Е. Лебедев определил черты демократической образовательной системы как доступность образования для всех детей; обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование; возможность выбора образовательного учреждения; право учащихся на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала; информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающей возможность общественного контроля за образованием; публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования; распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию управления; автономность образовательных учреждений.

Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.

Ранее мы уже определили опережающее профессиональное образование как существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных трех основных его составляющих. Однако для большего обоснования этого рассмотрим проблему и с несколько иной позиции.

Сформулируем следующий проблемный вопрос: каким образом опережающее профессиональное образование, как свойство образования, проявляется в той системе (модели) образования, которая определяется как непрерывное профессиональное образование?

Если понятие “непрерывное профессиональное образование” рассматривать как развитие понятия “профессиональное образование” вообще, не противопоставляя их друг другу, то по этой же логике можно сказать, что понятие “опережающее профессиональное образование”, как существенное свойство профессионального образования, в такой же мере присуще непрерывному профессиональному образованию. Получается, что выделение самостоятельного понятия “опережающее профессиональное образование” вполне соответствует логике развития, совершенствования и уточнения понятия “профессиональ­ное образование”, а затем и понятия “непрерывное профессиональное образование”.

Если идею “непрерывности” профессионального образования рассматривать как идею постоянного знаниевого развития и саморазвития личности, то идея “опережения” профессионального образования связана, во-первых, с возможностями и осознанным стремлением человека к пока еще не освоенному знанию, к опережению самого себя, с попыткой “выхода за рамки самого себя”, то есть с прогнозированием перспектив своего развития и их реализации в контексте труда и жизни, а, во-вторых, со стремлением человека к опережению имеющегося уровня развития производства и общества в целом.


72. Сущность управления профессиональными образовательными учреждениями. Функции и методы управления

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Порядок избрания ректора устанавливается уставом вуза.

При мотивированном отказе органа управления образования утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора, проводятся новые выборы. Если в этом случае кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке.

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном вузе до формирования ученого совета устав соответствующего вуза утверждается государственным органом управления образованием на срок не более чем один год. С ректором такого вуза заключается трудовой договор (контракт) на этот же срок.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предусмотренном его уставом.

Управление муниципальным высшим учебным заведением строится по той же модели, что и государственным вузом.

Основополагающим принципом управления государственным и муниципальным вузом является сочетание единоначалия и коллегиальности.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредителями. Многие вопросы организации управления таким учреждением регламентируются в его уставе.

Выделяют следующие функции управления профессионального образовательного учреждения: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная

«Методы управления образовательными учреждениями»

Образовательная организация является сложным и разветвленный по своей внутренней структуре механизмом, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно, поэтому особое место в таких организациях занимает управление.

Задач управленческой деятельности администрации образовательного учреждения много: определить основную цель организации, выработать стратегии действий по ее достижению, сформулировать концепции деятельности и развития данной организации; продумать и рационально организовать мотивацию персонала на достижение цели организации и успешное решение стоящих перед нею проблем; сформировать организационный порядок; разработать и осуществить технологии изменений; определить диагностику управления; четко представлять какова должна быть реализация управленческого решения; разработать систему контроля за выполнением принятого решения, определить и применить стимулы его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

задачей управленческой деятельности администрации образовательного учреждения является формирование корпоративной культуры.

Исходя из многочисленности задач управленческих органов образовательного учреждения у них много и функций. К наиболее важным из них относятся, на мой взгляд, следующие: 1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения: целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.2. Административная функция. Она отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.3. Информационно-аналитическая функция. Она обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.4. Социальная. Она заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. 6. Планирование. Данная функция представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.7. Мотивационно-стимулирующая функция. Это такая функция, которая предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.).8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Она направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта упр-я.9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Данная функция включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды, форму-е и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда,


 

73. Понятие педагогической технологии. Проблема технологизации педагогической деятельности. Существенные признаки педагогических технологий (технологии обучения и технологии воспитания), их характеристика.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.