Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы






Виды учебно-познавательной деятельности Предметы видов учебно-познавательной деятельности
Наблюдение Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них
Эксперимент Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них
Работа с книгой Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе
Систематизация знаний Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний
Решение познавательных задач (проблем) Комплексная разнообразная информация познавательного характера
Построение графиков Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний. Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины» (Гинецинский, 1983, с. 19).

Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым универ­ситетам. Содержание учебно­го предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме из­ложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характери­стики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структурирующую функции. Для этого периода было характерно неразличение качественно различных уровней и типов образования.

В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисци­плины. Учебный предмет все в большей степени рассматривался как система раз­нообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, и условий, в которых она реализуется. Тот или иной вариант изложения содержания научной дисциплины утвер­ждался в общественном сознаний в качестве учебного предмета. В психологической науке аналогичные процессы разграничения пред­ставлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят только

во второй половине XX в. Психологи начали уделять больше внимания методиче­скому обеспечению и методической разработке преподавания психологии. Про­цесс написания учебника уже перестал сводиться только к сбору и описанию соот­ветствующего материала. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всякая отрасль науки, психология в частности, должна достичь определенного уровня развития для того, чтобы стало возможным различение научного и мето­дического аспекта этой дисциплины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.