Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление отраслями социально-куль турной сферы






управление в области социального обеспечения. Согласно ст. 47 Конституции гражданам республики гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потере кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Социальное обеспечение представляет собой систему мероприятий, направленных на материальное обеспечение, а также бытовое и культурное обслуживание пенсионеров и нетрудоспособных граждан.

Общее руководство социальным обеспечением входит в компетенцию Совета Министров. Социальное обеспечение различных категорий граждан Республики Беларусь является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Отраслевым органом управления в области социальной защиты является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Минтруда), которое действует на основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589.

В структуру центрального аппарата Минтруда входят главные управления, управления, отделы, секторы, департаменты с правами юридического лица: Департамент государственной инспекции труда и Фонд социальной защиты населения.

В систему Минтруда входят структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в области труда, занятости и социальной защиты, территориальные органы Департамента и Фонда, государственные организации, подчиненные Минтруда.

Основными задачами Минтруда являются:

– разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам содействия занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социальноэкономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению;

– совершенствование законодательства о труде, занятости и социаль-ной защите населения;

– осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодатель-ства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– осуществление международного сотрудничества в данных обла-стях деятельности.

В систему органов управления сферами социального обеспечения входят также подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области труда, занятости, социальной защиты, демографической безопасности, организации социального обслуживания коммунальной формы собственности. В их числе комитеты (управления) по труду, занятости и соцзащите; центры по начислению и выплате пенсий и пособий; управления областных исполкомов; Минский городской центр занятости населения; региональные, городские, районные центры занятости населения; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных; организации социального обслуживания: дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, дома-интернаты для детей с особенностями физического развития, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов; территориальные центры социального обслуживания населения.

Важную роль в области социального обеспечения играют комитеты по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполкомов. Они являются территориальными органами государственного управления, обеспечивающими реализацию на территории области (г. Минска) государственной политики в сфере труда, занятости, миграции, демографии и социальной защиты населения с учетом особенностей социальной защиты населения, а также особенностей и перспектив развития различных областей.

управление образованием и наукой. Значение деятельности в сфере образования в современных условиях развития общества определяется тем, что она, включаясь в систему «наука – образование – производство», становится одним из важнейших факторов, с которым связывается развитие суверенитета республики, создание рыночных отношений в области экономики. Состоянием уровня образования определяется производительность труда, развитие науки и техники, культуры.

Организация системы образования в Республике Беларусь строится на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования в соответствии со способностями каждого (ст. 49 Конституции).

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании в республике все ее жители (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики) имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования, это гарантируется развитием учебных заведений, разнообразных видов и форм обучения, бесплатным обучением в государственных базовых школах.

Под образованием в указанном нормативном документе понимается обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Компонентами системы образования являютсяучастники образовательного процесса при реализации образовательных программ; образовательные программы; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; учебно-методич еские объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; организации – заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых; государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

Образование является объектом социального управления, осуществляемого системой государственных органов и общественных объединений, причем сфера влияния государственных органов является преобладающей.

В сфере управления образованием решается два вида социальных задач: образование и воспитание.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Основное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:

– дошкольное образование;

– общее среднее образование;

– профессионально-техническое образование;

– среднее специальное образование; – высшее образование;

– послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

Дополнительное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.

Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: – дополнительное образование детей и молодежи; – дополнительное образование взрослых.

Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Управление образованием направлено на то, чтобы обеспечить проведение единой государственной политики в этой области, высокий уровень работы всех учебных заведений в соответствии с современными требованиями, повышение качества учебно-воспитательного процесса, глубокий анализ состояния образования, совершенствование учебных планов и программ, учебников и методической литературы, укрепление учебно-материальной базы образования.

Основными функциями управления в этой сфере являются:

– развитие, определение, организация и поддержка деятельности по обеспечению образования для населения республики в соответствии с его нуждами;

– разработка базовых учебных планов и программ, процедура оценки и определение общих направлений употребления методов обучения;

– издание учебных и методических пособий, необходимых справоч-ных материалов;

– постоянное развитие и исследование проблем, содействующих прогрессу в области образования, расширение средств и приемов научных исследований;

– развитие и расширение сферы культурной деятельности в различ-ных ее проявлениях; выдача свидетельств, аттестатов, дипломов об образовании;

– подтверждение действительности и определение разных курсов обучения;

– выдача и отмена разрешения либо договоренности (сертификата) на частную образовательную деятельность или на открытие межгосударственных учебно-воспитательных учреждений;

– выдача или отмена официального признания свидетельств (атте-статов, дипломов), которые выдаются частным лицам.

Управление системой образования в республике имеет госу дарствен но-общественный характер. Республиканским отраслевым органом управления в этой сфере является Министерство образования Республики Беларусь (Минобразования), которое действует на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 4 августа 2011 г. № 1049, и обеспечивает:

– реализацию государственной политики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними;

– функционирование системы образования Республики Беларусь, создание системы непрерывного образования;

– проведение государственной молодежной политики;

– проведение в пределах своей компетенции государственной полити-ки в сфере оказания психологической помощи в системе образования;

– координацию деятельности республиканских органов государ-ственного управления, управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов, организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства над несовершеннолетними;

– осуществление контроля за обеспечением качества образования, а также в сфере государственной молодежной политики;

– осуществление анализа реализации государственной политики в области охраны детства;

– осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– организацию международного сотрудничества в сфере образова-ния, а также по иным направлениям деятельности в пределах своей компетенции; организацию и развитие научных исследований в учреждениях высшего образования;

– государственное регулирование образования, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данный вид экономической деятельности.

При Минобразовании на общественных началах могут создаваться советы по направлениям деятельности из состава работников Минобразования, представителей иных заинтересованных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций системы образования, общественных объединений и иных юридических лиц для разработки и осуществления государственной политики в соответствующих направлениях деятельности.

Систему органов управления составляют также комитет по образованию Мингорисполкома, управления образования областных исполкомов, местных администраций и г. Минска, отделы образования городских (районных) исполкомов, местных администраций районов в городе (кроме г. Минска).

В их организационном и учебно-методическом подчинении находятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, детские и молодежные специализированные учебно-спортивные заведения системы образования области, межшкольные учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, детские интернатные учреждения всех типов, санаторно-лесные школы.

Комитет и управления осуществляют учебно-методическое руководство ведомственными детскими учреждениями, а также лечебными учебно-воспитательными учреждениями.

По отношению к высшим и средним специальным учреждениям, находящимся на территории области, комитет и управления выступают в качестве координатора кадрового обеспечения учреждений образования.

Образование непосредственно связано с наукой. Наука как форма общественного сознания представляет собой исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его общественности, всеобщности, необходимости и объективной истинности.

Наука – это важнейший фактор духовной жизни людей, один из решающих компонентов культуры, всестороннего развития личности.

Республиканским органом государственного управления в области науки является Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), который действует на основании Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282.

Основными задачами ГКНТ являются:

– реализация государственной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

– организационно-экономическое регулирование вопросов развития научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

– планирование подготовки научных работников высшей квалифика-ции в целом по республике и по отраслям науки, контроль за рациональным расходованием выделяемых на эти цели бюджетных средств;

– анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;

– координация деятельности республиканских органов государ-ственного управления, организаций в сферах научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

– содействие местным исполнительным и распорядительным орга-нам в формировании и проведении региональной научно-технической и инновационной политики;

– совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования;

– проведение единой государственной политики в области междуна-родного научно-технического сотрудничества;

– развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов под-держки субъектов инновационной деятельности, обеспечение создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях;

– обеспечение развития системы научно-технической информации и др.

Ведущая роль в организации науки принадлежит Национальной академии наук Беларуси, которая действует на основании декрета Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенство вании государственного управления в сфере науки», которым утвержден ее устав.

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, а также выполняющей в пределах полномочий, установленных законодательными актами, отдельные функции республиканского органа государственного управления.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 2003 г. № 29 «О некоторых вопросах деятельности Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь» утверждено Положение о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, которая является республиканским органом государственного управления, реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации, и подчиняется Президенту Республики Беларусь.

Основными задачами ВАК являются:

– обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации;

– координация деятельности республиканских органов государ-ственного управления, а также высших учебных заведений и научных организаций независимо от форм собственности в области аттестации научных работников;

– обеспечение единых требований к уровню научной и научно-педагогической квалификации соискателей ученых степеней и ученых званий;

– содействие повышению эффективности подготовки научных ра-ботников с учетом потребностей в них научно-производственной и социальной сфер;

– участие в пропаганде результатов диссертационных исследований в целях их широкого использования для решения актуальных экономических и социальных проблем;

– развитие международного сотрудничества в области аттестации научных работников.

Для проведения экспертизы диссертации и аттестационных дел, ученых степеней и ученых званий, рассмотрения других вопросов, связанных с аттестацией научных работников, ВАК создает экспертные советы по отраслям науки или группам специальностей соответствующей отрасли науки сроком на три года с последующим обновлением их состава не менее чем на одну треть.

Таким образом, научная деятельность, ее результаты имеют важное значение в жизни страны, так как только в результате внедрения в практику современных технических средств и технологии можно достигнуть хороших результатов во всех сферах деятельности, построить современное развитое государство, повысить материальный уровень жизни.

управление культурой. Культура в ее разнообразных проявлениях

образует самостоятельную отрасль социально-культурного строительства и соответствующую отрасль государственного управления – управление культурой. Основная задача государственного управления культурой состоит в организации, создании и популяризации высокоидейных и высокохудожественных произведений искусства, подготовке и обеспечении распространения информации и пропаганды, а также в охране произведений искусства.

Управление культурой охватывает ряд подотраслей, к которым относятся:

– культурно-просветительская деятельность (культура, искусство);

– кинематография;

– историко-культурное наследие.

Государственное управление в сфере культуры осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь.

Согласно Положению о Министерстве культуры Республики Белар усь, утвержденному постановлением Совета Министров Респуб ли ки Беларусь от 30 октября 2001 г. № 1558, основными задачами Министерства культуры являются:

– осуществление государственной политики в сфере культуры, обе-спечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям;

– разработка государственных программ и обеспечение государ-ственных гарантий в сфере культуры, организация выполнения актов законодательства Республики Беларусь по вопросам культуры;

– обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания;

– определение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;

– координация проведения научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;

– подготовка и переподготовка кадров для организаций культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли;

– содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;

– развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере куль-туры.

Субъектами культурной деятельности являются: работники культуры и другие физические лица; организации культуры; субъекты творческой деятельности; творческие работники и другие физические лица, осуществляющие творческую деятельность; коллективы художественной деятельности; госорганы; научно-исследовательские учреждения и учебные заведения в области культуры; другие субъекты.

Управления (отделы) культуры исполнительных комитетов руководят подведомственными учреждениями культуры. Органы государственного управления этой сферы свою практическую деятельность проводят в тесном сотрудничестве с творческими союзами (писателей, композиторов, художников, архитекторов), добровольными обществами (театральными, хоровыми, обществами по охране памятников истории и культуры).

управление физической культурой и спортом. Неотъемлемой ча-

стью национальной культуры и истории белорусского народа является физическая культура и спорт. Они призваны содействовать гармоническому развитию личности, достижению высокого уровня трудоспособности и активного долголетия, установлению здорового образа жизни.

Республиканским органом управления в этом направлении является Министерство спорта и туризма, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2445-XII «О физической культуре и спорте» и Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 963.

Основными задачами Министерства спорта и туризма являются:

– проведение государственной политики в области физической куль-туры, спорта и туризма, координация деятельности в этих сферах других республиканских органов государственного управления;

– разработка концепций развития физической культуры, спорта и ту-ризма в республике и методов их реализации;

– разработка государственных программ развития физической культу-ры, спорта и туризма, межотраслевая координация их выполнения;

– создание научно обоснованной системы физического воспитания и оздоровления населения, развития детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, координация физкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;

– создание совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научнометодического обеспечения деятельности в области физической культуры, спорта и туризма;

– организация и проведение республиканских и международных спортивных и туристических мероприятий на территории Республики

Беларусь;

– обеспечение подготовки национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в международных спортивных мероприятиях;

– пропаганда физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни; содействие республиканским и иным общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;

– участие в формировании и реализации государственной политики по созданию материальной базы физической культуры, спорта и туризма;

– развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры, спорта и туризма;

– осуществление контроля за соблюдением законодательства

Республики Беларусь о физической культуре, спорте и туризме;

– осуществление в пределах своей компетенции контроля за игор-ным бизнесом и соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса.

Местными органами государственного управления являются комитеты по физкультуре и спорту при исполкомах местных советов. Они руководят делами физкультуры и спорта на своей территории; утверждают планы размещения на территории спортивных зданий и сооружений независимо от подчиненности; принимают меры по развитию зон массового отдыха, занимаются их оснащением и благоустройством, осуществляют контроль за использованием этих зон.

Учреждениями физической культуры и спорта являются спортивные комплексы, дворцы спорта, стадионы, детские спортивные школы, федерации по видам спорта и т. п.

В своей деятельности Министерство спорта и туризма взаимодействует с Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, добровольными спортивными обществами, федерациями и другими общественными объединениями по физической культуре и спорту.

управление здравоохранением. В соответствии со ст. 45 Конституции гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Это право обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями.

Полномочия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций в отрасли охраны здоровья закреплены в законе Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоо хранении».

Республиканским органом управления в этой сфере является Министерство здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав), которое в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446, осуществляет:

– проведение единой государственной политики в области здраво-охранения;

– организацию оказания медицинской помощи населению Республики

Беларусь;

– организацию обеспечения санитарно-эпидемического благополу-чия населения Республики Беларусь;

– организацию лекарственного обеспечения населения Республики

Беларусь;

– организацию проведения научных исследований, внедрения дости-жений науки и техники в медицинскую практику;

– координацию деятельности других республиканских органов госу-дарственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц в области здравоохранения и (или) контроля за такой деятельностью в порядке, установленном законодательством;

– проведение государственной политики в сфере оказания психоло-гической помощи, за исключением государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;

– обеспечение выполнения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемых в соответствии с актами законодательства;

– привлечение инвестиций, в том числе иностранных, в сферу здра-воохранения и промышленного производства лекарственных средств;

– осуществление координации деятельности по организации и обе-спечению производства, структуры и номенклатуры лекарственных средств, а также по повышению их качества и конкурентоспособности, развитию экспортного потенциала отечественной фармацевтической промышленности;

– проведение государственной политики по защите экономических ин-тересов отечественных производителей лекарственных средств на внешнем и внутреннем рынках и государственной поддержке их экспорта.

Минздрав, управления здравоохранения облисполкомов, комитет по здравоохранению Минского горисполкома, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования, научно-исследовательские организации составляют систему Минздрава.

Минздрав осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными правительству Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, международными и иными организациями.

Руководство здравоохранением на областном уровне (в г. Минске) осуществляют управления здравоохранения (комитет по здравоохранению), основными задачами которых являются:

– организация и руководство охраной здоровья населения на основе широкой профилактики заболеваний, обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью, лекарственными препаратами, изделиями медицинской техники и оборудования;

– пропаганда здорового образа жизни, направление на сохранение и укрепление здоровья населения;

– руководство, контроль за лечебной диагностикой и финансово-хозяйственная деятельностью подведомственных организаций;

– совершенствование структуры и функций системы управления здравоохранением на всех уровнях;

– укрепление материально-технической базы учреждений здраво-охранения, создание необходимых условий для их эффективного функционирования и др.

Низовыми звеньями системы здравоохранения являются поликлиники, больницы, станции скорой помощи, медицинские пункты, санатории, дома отдыха и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.