Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очарованная странница






Рисунки автора

 

Подготовка текстов:

 

А. Ф. Некрылова

А. В. Грунтовский

Библиография – А. Ф. Некрылова

Вступительная статья – В. Е. Гусев

 

Наталья Павловна Колпакова (18. 04. 1902 – 8. 06. 1994)

 

К столетию со дня рождения

Очарованная странница

Наталья Павловна Колпакова родилась 18 апреля (по новому стилю) 1902 г. в Петербурге в семье архитектора. С детства формировался ее общительный характер, развивалась склонность к занятиям в области разных видов искусств, интерес к народной культуре. Училась она в славной Демидовской женской гимназии[1]. Позже Наталья Павловна поступила в Литературную студию при издательстве «Всемирная литература», где среди ее учителей были Н. Гумилев, М. Лозинский и крупнейший ученый-востоковед академик В. М. Алексеев (под его руководством Наталья Павловна переводила стихи средневековых китайских поэтов). В1920-гг. училась и работала она в Институте истории искусств, основанным в 1912 году графом В. П. Зубовым. Здесь она и приобщилась к фольклористике, слушала лекции и доклады о народной музыке у композитора Б. В. Асафьева, о словесном народном творчестве – у академика В. Н. Перетца; особенно много ей дал общий курс по народному творчеству, который вела В. П. Адрианова-Перетц (с тех пор и до кончины этого выдающегося специалиста в области фольклора и древней русской литературы их соединяла научная и личная дружба). Будучи секретарем секции крестьянского искусства, созданной в институте в 1925 г., Наталья Павловна работала под руководством искусствоведа К. К. Романова совместно с фольклористами А. М. Астаховой, А. И. Никифоровым, В. Я. Проппом, Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд, специалистом по народным играм, народной хореографии и фольклорному театру В. Н. Всеволодским-Гернгроссом и другими сотрудниками секции, которые и провели несколько комплексных экспедиций по русскому Северу. По материалам экспедиций изданы два сборника статей: «Крестьянское искусство СССР» (Л., 1927; Л., 1928). Тексты и напевы, записанные в этих экспедициях, а также в повторных поездках Н. П. Колпаковой на русский Север в 1950-е гг., опубликованы в академической серии «Памятники русского фольклора»: «Песни Печоры» (Л., 1963), «Песенный фольклор Мезени» (Л., 1967), а также в других сборниках и антологиях. В 1926 – 1929 гг. Наталья Павловна прошла аспирантуру при Институте истории искусств и получила звание научного сотрудника первого разряда.

С 1939 г. Наталья Павловна заведовала фольклорным кабинетом на филологическом факультете Ленинградского университета, где защитила кандидатскую диссертацию (защита прошла в сентябре 1942 года при бомбежке города фашистской авиацией). Она не эвакуировалась с университетом и жила в блокадном Ленинграде, трудилась в пожарной охране, дежурила на крышах домов и тушила зажигательные бомбы, выступала в воинских частях и в госпиталях перед ранеными бойцами.

Только весной 1946 года она получила возможность возобновить научную работу в качестве старшего научного сотрудника Государственного института театра, музыки и кинематографии. Здесь, совместно с Н. Жемчужиной, музыковедами Л. Кершнер, В. Коуколь, О. Соловьевой и хореографом М. Яницкой она участвовала в фольклорных экспедициях по Ленинградской области, Уралу и в Поволжье. Часть этих материалов вошла в сборники «Песни Поволжья» (Л., 1959) и «Народные песни Ленинградской области» (Л., 1958), составленные композитором-фольклористом Ф. А. Рубцовым (дружба их проявилась и в том, что он создал несколько романсов на тексты ее стихов).[2].

После ликвидации в 1952 г. кабинета фольклора Наталья Павловна перешла в Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук, где в 1963 году защитила докторскую диссертацию. Ее многолетние фольклористические исследования подытожены в монографиях «Русская народная бытовая песня» (1962) и «Лирика русской свадьбы» (1978). Аннотированная картотека собранных Натальей Павловной песен насчитывает около трех тысяч текстов (а общий каталог, составленный ею самой, охватывает сорок тысяч текстов). Большую познавательную ценность представляют научно-популярные книги Натальи Павловны, предназначенные для детей, юношества и широкого круга читателей: «Книга о русском фольклоре» (Л., 1948), переведенная на чешский язык (Прага, 1953), «Сокровище народа» (Л., 1957), «Песни и люди» (Л., 1977).

Излюбленный вид творческой деятельности Натальи Павловны – литература для детей. Ее первая книжка в стихах вышла в свет в 1925 г., и после этого большими тиражами ее книжки, прекрасно иллюстрированные, печатались не только на русском языке, но и в переводах на более чем двадцати иностранных языках. Среди них заметное место занимают обработки фольклора разных народов – песен, сказок, героического эпоса («Счастливый охотник», «Золотые зерна», «Добрый молодец», «Солнце над тундрой», «Сказание о непобедимых», «Ерши-малыши», «На Буяне, славном острове», «А мы просо сеяли», «Заря-заряница» и другие. Книга «Ой-ду-ду» издана в Финляндии, Германии, Франции, Японии).

Так Наталья Павловна всегда совмещала полевые разыскания, научную работу за письменным столом, продуктивную публикаторскую деятельность, популяризацию фольклора в многочисленных выступлениях в различных аудиториях, разнообразную литературную работу.

О своих поездках и встречах с мастерами народного искусства Наталья Павловна увлекательно рассказывала благодарным слушателям, писала очерки, вошедшие в книги «Сквозь лесную проседь» (1935), «Терский берег» (1937), «У золотых родников» (1975).

Очарованная красотой гор, лесов, степей и рек России, ее поэзией и песней, Наталья Павловна побывала во многих экспедициях: по Печоре, Мезени и Пинеге, по Беломорью и по Онеге, не Среднем и Южном Урале, в Кирилло-Белозерском крае и в Башкирии, в Поволжье, не миновала и ближайшую, Ленинградскую область. Под палящим солнцем и в трескучие морозы, в вёдро и в непогоду исходила сотни, если не тысячи верст, колесила на телегах по размытым дождями дорогам, плыла на колесных пароходах, моторках, больших карбасах и утлых плоскодонках. И всюду – записывала, зарисовывала все, что схватывал ее меткий глаз, собирала рукотворные изделия народных умельцев – деревянные богородицкие и глиняные вологодские и вятские игрушки, долбленые из дерева коробейки, берестяные копилки и туесы, прялки, ковши, «солоницы» и другую посуду древних образцов, «коньки», медные бляхи коновалов, керамику, вышивки, женские наряды и украшения (многое из этих коллекций передано ею в Русский музей).

Везде, во всем – в большом и малом, - открывались ей красота и очарование народной культуры. Такой очарованной странницей и осталась она в нашей памяти.

В. Е. Гусев, 1994 г.

 

* * *

 

Ей было 92. Она смеялась, встречая нас, читала на память (ах, жаль, – как всегда поздно спохватываемся, – не записали!) эпиграммы на Николая Гумилева, и вспоминала, как подшучивали над своим метром две подружки, две молодые тогда девчонки – Наталья Колпакова и Ирина Одоевцева… Казалось, жизнь не собирается уходить…

А через несколько недель ее не стало. Виктор Евгеньевич Гусев, едва закончив вступительную статью к книге, которую вы видите перед собой, должен был взяться за некролог… Но напечатать эти, ставшие уже историей, дневники не удавалось: бумаги Натальи Павловны лежали в столе, а деньги, отпущенные на печать быстро превращались в бумагу. Такое время…

В этом году, когда мы отмечаем столетие со дня рождения Натальи Павловны и когда, едва минуло сорок дней с ухода Виктора Евгеньевича… - книга, наконец, выходит в люди. Поколение за поколением живое становится историей, но не перестает оставаться Живым.

«У золотых родников» – малая толика дневников Н. П. Колпаковой, что хранятся в Рукописном отделе Института истории искусств. Первые четыре главы, в несколько измененном виде, были опубликованы в 1975 году. Вторая часть «Золотых родников» увидит свет впервые.

Издатель, 2002 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.