Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили педагогического общения.






Стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе. В стиле общения отражаются особенности коммуникативных возможностей учителя, характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Отношение к ребенку детерминирует организаторскую деятельность учителя, определяет общий стиль его общения, который может быть авторитарным, либеральным и демократическим. 1) Авторитарный стиль общения выражается в том, что учитель сам решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя из собственных установок; строго контролирует выполнение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые результаты. 2) Либеральный (анархический) стиль общения характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, учитель, выбрал такой стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом школьников, избегает роли воспитателя, ограничивается выполнением только преподавательской функции. 3) Демократический стиль общения предполагает ориентированность учителя на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению общих задач. В основе руководства - опора на инициативу класса. Демократический стиль является наиболее благоприятным способом организации взаимодействия педагога и школьников. В зависимости от производительности воспитательного воздействия различают следующие стили педагогического общения (В. Кан-Калик): 1. Общение на основе захвата совместной творческой деятельностью. Этот стиль основывается на единстве высокого профессионализма педагога и его этических взглядов. 2. Общение на основе товарищеской привязанности. Товарищеская привязанность является важным регулятором общения в целом и педагогического частности. 3. Общение-дистанция. Сущность такого общения заключается в том, что в системе отношений педагога и учащихся предохранителем является дистанция. К общению-дистанции нередко прибегают начинающие учителя, которые боятся учеников и пытаются таким образом утвердиться. Однако этот стиль общения, как правило, не дает хороших результатов, так как дистанция не может быть основой формирования педагогического авторитета. 4. Общение-устрашение. Этот стиль общения обусловлен прежде всего неумением организовать продуктивное общение на основе захвата совместной деятельностью. 5. Общение-заигрывание. Сущность его заключается в завоевании дешевого авторитета у детей, противоречит требованиям педагогической этики. Этот стиль отражает, с одной стороны, попытки молодого учителя быстро наладить контакт с детьми, понравиться классу, а с другой - отсутствие необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.