Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет педагога.






Профессиограммой называют документ, в котором отражены обобщенные требования профессии к деятельности и личности специалиста. Имеются четкие описания требований к знаниям, умениям, качествам личности педагога, к системе его подготовки.

Профессиограмма педагога призвана помочь молодому специалисту овладевать профессией; зрелому специалисту — оценивать свой уровень профессионализма; коллегам и руководителям — проводить объективную профессиональную оценку и аттестацию уровня профессионализма, соотносить нормативные требования к профессии и индивидуальные качества, достоинства и недочеты конкретного педагога, выявить зону ближайшего профессионального развития педагога. Сегодня профессиограмму педагога необходимо увязывать с возрастающими требованиями профессии. Поэтому в профессиограмму целесообразно включать следующие разделы:

1) Систему (иерархию) профессиональных педагогических задач, социально востребованных и стоящих перед педагогом в его труде, таких как понимание предназначения и миссии педагогической профессии; освоение нормативов профессии и ее требований к задачам, способам, результатам педагогического труда; овладение педагогическим мастерством; осуществление развивающего и личностно-ориентированного обучения; выявление возможностей развития своей личности средствами профессии, поиск индивидуального стиля; постоянное профессиональное самообразование.

2) Виды педагогической дея-ти, которыми требуется владеть педагогу (обучающая, диагностическая, развивающая, коррекционная, воспитательная) для реализации педагогического мастерства и творчества;

3) Необходимые результаты педагогического труда, которые должны быть получены в виде: психологических показателей обученности учащихся (виды и качества знаний, сформированность учебной деятельности); развитости учащихся (способность обобщать, решать задачи в уме, переключаться и др.); воспитанности учащихся (нравственные знания, нравственные убеждения и поступки);

4) Уровни профессионализма и компетентности педагога, необходимые для решения поставленных обществом педагогических задач: уровни адаптации, педагогического мастерства и творчества, самоактуализации, а также состояние и перспектива зоны ближайшего профессионального развития педагога. Профессиограмма, построенная таким образом, содержащая определенные эталоны педагогического труда, дает возможность молодому специалисту использовать ее как некоторый образец профессионального развития, а зрелому специалисту и руководителю — применять ее в практике стимуляции и управления профессиональным ростом других педагогов.

На ее основе возможно построение индивидуального профессионального портрета педагога. Этот портрет, характеристика конкретного педагога может включать не столько нормативные, сколько предпочитаемые и используемые данным конкретным педагогом педагогические задачи, приемы и технологии, а также те качества личности, которыми он обладает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.